ТЕРМИНОЛОГИЯ ЛЫЖНОГО СПОРТА





Техника передвижения на лыжах - это наиболее рациональная для конкретных условий и данного уровня физической и функциональной подготовленности спортсмена система движений, обеспечивающая при оптимальной экономичности наиболее высокий спортивный результат.

Посадка лыжника - рабочая поза, оптимальное положение частей его тела в различные фазы цикла хода. Различают низкую, среднюю и высокую посадки, что зависит, прежде всего, от степени сгибания в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах. Фаза - условно выделенная часть цикла хода. Цикл движений - относительно замкнутый кругооборот элементов, фаз, движений, составляющих целостное двигательное действие, многократно повторяющееся при передвижении на лыжах. Цикл имеет целый ряд временных и пространственных характеристик.

Продолжительность цикла - время, в течение которого лыжник, выполнив все движения цикла, вновь возвращается в первоначальное положение. За начало цикла можно принять любой момент в цикле хода, но обычно это момент отрыва лыж от опоры при окончании толчка ногой.

Длина цикла - расстояние, пройденное за один цикл, его можно определить 25 по толчкам одной и той же рукой и палкой.

Отталкивание руками и ногами - действия, обеспечивающие поступательные движения лыжника вперед, от их эффективности зависит скорость передвижения.

Скольжение - часть цикла хода (фаза), в которой реализуется эффект отталкивания. Выделяют фазу свободного скольжения, когда лыжник скользит по инерции после отталкивания, и фазу скольжения с опорой на палку (отталкивание палкой).

Подседание - предварительное сгибание ноги в тазобедренном, коленном и разгибание в голеностопном суставах перед отталкиванием, что обеспечивает его эффективность.

Перекат - перемещение общего центра массы тела над опорой после окончания толчка ногой (при скольжении на другой лыже) из крайне заднего в крайне переднее положение.

Выпад - передвижение маха ногой после того как она уже миновала опорную ногу.

Опорная нога - нога, принимающая на себя частично или полностью массу тела лыжника, обычно выполняет эту функцию при скольжении на одной лыже.

Толчковая нога - нога, выполняющая отталкивание от поверхности опоры (снега).

Маховая нога- нога, совершающая свободное маховое движение после отталкивания сначала назад-вверх, а затем активное движение вперед.

Толчковая рука - рука, которая выполняет отталкивание палкой за счет давления на нее в начале цикла, что при жесткой системе передачи усилий (рука-туловище-нога) облегчает давление на скользящую лыжу; затем за счет отведения плеча назад и в конце путем разгибания руки в локтевом суставе.

Маховая рука - рука, которая совершает свободное движение после отталкивания палкой сначала назад-вверх, а затем активное движение вперед при выносе палки.

Темп движений - частота движений (циклов или шагов) в одну минуту.

Ритм движений - закономерное чередование элементов движения, строго определенное временными и пространственными параметрами.

Амплитуда движений - размах движений в суставах, определяется в угловых градусах или линейных мерах при суммарном измерении в нескольких 26 суставах (длина выпада).

Все способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на следующие группы:

- строевые упражнения с лыжами и на лыжах,

- лыжные ходы,

- переходы с хода на ход,

- стойки спусков,

- способы подъемов,

- повороты на месте и в движении,

- способы торможений,

- прыжки на лыжах с трамплина,

- прикладные упражнения на лыжах,

- преодоление неровностей при спуске.

Лыжные ходы используются для передвижения по равнине: на попеременные и одновременные.

В попеременных ходах отталкивание руками выполняется поочередно в одновременных ходах толчок выполняется двумя руками в одно и то же время.

Попеременный двухшажный, одновременные бесшажный и одношажный.

Другие способы передвижения - одновременный двухшажный, попеременный четырехшажный - сильнейшие гонщики применяют редко, а одновременный трехшажный практически не используют.

Для смены ходов в лыжных гонках применяются следующие виды переходов: с попеременного двухшажного на одновременные - переход без шага, через один шаг; с одновременных на попеременные - прямой переход, переход с прокатом. В лыжных гонках могут встречаться и другие виды переходов (например, с попеременного на одновременные - через два шага), но перечисленные способы переходов наиболее эффективны, экономичны, поэтому и шире распространены. При использовании коньковых ходов также применяются различные варианты переходов с хода на ход.

В лыжных гонках, слаломе и скоростном спуске для преодоления спусков на высокой скорости применяются различные стойки (позы).

Применяются следующие стойки:

- основная (средняя),

- высокая,

- низкая.

Указанные стойки в зависимости от расположения проекции ОЦТ на опоре имеют следующие разновидности: основная, передняя и задняя.

В лыжных гонках применяются и различные специальные виды стоек: «аэродинамическая», стойка «отдыха»; кроме этого, в горнолыжном спорте используют основную стойку, «яйцо», «болид», «ракету».

Различают два варианта одновременного одношажного хода: основной и скоростной. Последний вариант хода иногда называют стартовым. Кроме этого, одновременный трехшажный ход имеет две разновидности - с одновременным и попеременным выносом палок.

Различают следующие коньковые лыжные ходы:

- без отталкивания руками (с махами рук и без махов руками);

- с отталкиванием руками - попеременный и одновременные (полуконьковый одношажный и двухшажный).

При подъеме применяются следующие способы их преодоления: скользящим и ступающим шагом (попеременными ходами), «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой».

Все указанные способы могут быть использованы при преодолении подъемов в прямом направлении, наискось или зигзагом.

Три группы поворотов на месте: повороты переступанием - вокруг пяток или носков лыж; повороты махом направо кругом, налево кругом, то же через лыжу вперед или назад; повороты прыжком - с опорой и без опоры на палки.

Повороты в движении служат для изменения направления при спусках или на ровном участке после спуска со склона и классифицируются по способу выполнения.

Следующие повороты в движении:

- повороты переступанием - с внутренней лыжни, с наружной лыжни;

- повороты рулением - упором, «плугом», «ножницами», выпадом;

- повороты махом - из упора, из «плуга», на параллельных лыжах.

Повороты в движении классифицируются и по отношению к направлению спуска к склону:

- поворот к склону из спуска прямо;

- поворот к склону из спуска наискось;

- поворот от склона из спуска наискось;

- полный поворот из спуска наискось в спуск наискось в другом направлении (вначале поворот от склона, затем к склону).

Способы торможений:

- упором,

- «плугом»,

- боковым соскальзыванием,

- торможение падением.

 


 

ВЫБОР, ПОДГОТОВКА МЕСТ ЗАНЯТИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ при изучении техники подъемов, спусков, торможений, поворотов в движении с учетом возраста, подготовленности. Размещение группы и место преподавателя при изучении горной техники.

Эффективность учебной работы по лыжной подготовке и лыжному спорту во многом зависит от правильного выбора и своевременной и тщательной подготовки мест занятий.

Основное требование к местам проведения уроков лыжной подготовки - это близость их расположения к школе, что позволяет до минимума сократить время, затрачиваемое на переход от школы до учебных площадок, склонов и учебно-тренировочных трасс.

Близость мест занятий имеет особое значение для проведения уроков в начальной школе.

В любом случае качество учебной работы во многом зависит от тщательной подготовки лыжни.

Лыжня всегда прокладывается ровной, достаточно узкой и по возможности прямолинейной (особенно для начального обучения в младших классах) и тщательно накатывается.

Места для отталкивания палками с обеих сторон лыжни также уплотняются.

Следует заранее подготовить лыжню для уроков. Лучше это сделать с группой учеников, занимающихся в школьной секции по лыжному спорту.

При прокладке и накатывании лыжни группа должна пройти в две колонны: каждый лыжник прокатывает лыжню, чуть сместившись вправо или влево, т.е. один лыжник идет правой лыжей по месту толчков правой палкой, а левой - по лыжне для правой лыжи; второй - наоборот и т.д. При таком размещении сразу хорошо подготавливаются и лыжня, и места опоры для палок. Впереди для группы прокладывает лыжню опытный лыжник или учитель, который может наметить ее ровной и узкой.

В зависимости от поставленных задач часть урока или учебно-тренировочного занятия или все занятия полностью проводятся на учебных площадках, учебных или тренировочных лыжнях (трассах).

Учебные площадки- это места, где проводится первоначальное обучение передвижению на лыжах, осуществляются контроль за техникой и ее оценка.

Для подготовки учебной площадки наиболее пригодна поляна в лесу или в парке. Можно ее подготовить и на опушке леса, но при этом необходимо учитывать господствующее направление ветра в этой местности в зимний сезон.

Защищенность от ветра - важное требование к месту занятий, так как учащимся при обучении приходится, стоя на месте, Эффективность учебной работы по лыжной подготовке и лыжному спорту во многом зависит от правильного выбора и своевременной и тщательной подготовки мест занятий.

На склонах не должно быть ни выступающих из-под снега, ни скрытых посторонних предметов (пней, камней, поваленных деревьев), которые могут послужить причиной травм. Все эти предметы должны быть удалены еще осенью при подготовке склона.

Снег на склонах должен быть «прорублен» лыжами (группа учеников поднимается снизу до вершины «лесенкой») и тщательно укатан на всю глубину так, чтобы при падениях не оставалось глубоких вмятин.

Но верхний слой снега не должен быть леденист - иначе занятия на склоне на спортивно-беговых лыжах могут повлечь за собой падения, привести к травмам.

Для удобства организации уроков и внеклассных занятий учебные склоны не должны быть далеко расположены от учебных площадок, лыжней.

Длина склонов в зависимости от задач возраста и подготовленности учащихся должна быть от 50 до 150 м, крутизна - от 5 до 15° и от 15 до 25°.

Во многом эти цифры зависят от наличия подходящей местности, расположенной рядом с местом занятий.


 





Читайте также:
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.029 с.