- на мази, улучшающие скольжение, к ним относятся парафины;
- мази, обеспечивающие хорошее сцепление лыж со снегом;
- грунтовые мази, обеспечивающие хорошее удержание (сохранение) мазей на скользящей поверхности лыж при выполнении длительной работы или в условиях жесткого, заледенелого снега.
По консистенции лыжные мази могут быть
- твердыми,
- полутвердыми
- жидкими (клистерами),
- а парафины еще и порошкообразными, гранулированными, пастообразными.
Наиболее известные фирмы-производители систем смазки: «TOKO», «BRIKO», «VAU-HTI», «SWIX», «REX», «STAR», «START», «SKIGO».
На выбор лыжных мазей и парафинов влияют следующие факторы:
1) температура воздуха и снега;
2) состояние снега и лыжни;
3) влажность воздуха;
4) длина дистанции;
5) рельеф местности;
6) освещение лыжни солнцем.
Первый и главный ориентир при выборе мази и парафина – температура воздуха, которая указана на упаковке мази.
Цвет лыжных мазей и парафинов соответствует температурным условиям. Ниже приведены цвета лыжных мазей в последовательности от морозной до плюсовой температуры.
- Зеленый;
- Синий / голубой;
- Голубой (клистер);
- Фиолетовый;
- Красный;
- Желтый;
- Серебряный.
Причем под цветом мази понимается, прежде всего, цвет упаковки (баночки, тюбика).
Цвет же самой мази может и не совпадать с цветом упаковки.
При использовании коньковых способов передвижения подход к смазке пластиковых лыж иной, в первую очередь потому, что при коньковом ходе способ отталкивания принципиально отличный – скользящим упором. Лыжа при отталкивании этим способом не останавливается. В связи с этим отпадает необходимость в применении держащих мазей. На всю скользящую поверхность лыж наносят только парафин.
|
Подготовка пластиковых лыж к тренировке или соревнованиям включает следующие действия:
1) снятие старой смазки со скользящей поверхности с помощью специальных скребков и растворителей;
2) циклевка лыж;
3) грунтовка лыж (для классических способов передвижения);
4) нанесение на скользящую поверхность парафина, соответствующего температуре и состоянию снега;
5) оплавление парафина;
6) нанесение последнего слоя: обычно сыпучего порошка или спрессованного ускорителя.
При классическом способе передвижения под колодку на лыжи наносятся мази держания. Чтобы обеспечить сцепление лыжи со снегом при отталкивании ногой в классических ходах, важно подобрать колодку достаточной длины.
Самый простой способ определения границ колодки на конкретных лыжах заключается в следующем:
- Надо встать на две лыжи, лежащие на гладкой поверхности.
- Помощнику нужно подложить под середину лыжи, на уровне крепления, лист бумаги и передвинуть его вперед в сторону носка и назад к пятке лыжи до остановки.
- Места остановки листка и есть передняя и задняя границы колодки.
- Если листок свободно проходит под всей скользящей поверхности лыжи от носочной до пяточной части, то лыжи для этого лыжника чрезмерно жесткие.
Если же наоборот, нет никакого зазора и листок вообще не проходит под лыжу, значит лыжи слишком мягкие.
В целом на подготовку одной пары пластиковых лыж уходит от40 до 60 минут.
ТИПЫИ СТРУКТУРА УРОКА ПРИ ЗАНЯТИИ ЛЫЖНЫМ СПОРТОМ. ЧАСТНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТЕЙ УРОКА.
Занятия лыжным спортом можно разделить на три основные группы:
|
1. Занятия, проводимые под непосредственным руководством преподавателя, к их числу относятся уроки или тренировочные занятия.
2. Самостоятельные занятия.
3. Эпизодические занятия (утренняя зарядка, игры, состязания, походы, прогулки).
Под уроком по лыжной подготовке в школе следует понимать основную форму организации учебной работы со школьниками.
В урок включаются упражнения, вводящие организм занимающихся в работу, способствующие снижению нагрузки, направленные на овладение различными двигательными навыками и совершенствование их, на развитие физических и волевых качеств и т.д.
Последовательность задач, выраженная в структуре и методике урока, обязательна для любой формы.
На любом из уроков по лыжной подготовке решаются три группы основных задач, к которым относятся образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Ставя задачи овладения знаниями, умениями и навыками, решая эти задачи с помощью комплекса разнообразных упражнений, строго дозируя при этом физические на-грузки, нужно одновременно добиваться должных оздоровительного и воспитательного эффектов.
Конкретизация учебных задач достигается на основе знания закономерностей процесса обучения двигательным действиям. В спортивно-тренировочных уроках задачи по изучению техники движений еще более детализируются.
Очевидно, что, хорошо построив урок «в голове», можно хорошо построить его и в натуре. Опорой в его моделировании служат профессиональные знания и практический опыт учителя.
В соответствии с поставленными задачами уроки по лыжной подготовке могут иметь свои разновидности, например:
|
- Учебные – решают задачи, по преимуществу связанные с изучением нового материала.
- Учебно-тренировочные – уроки, в которых наряду с изучением нового материала проводится дальнейшее совершенствова-ние в технике передвижения на лыжах и развитие спортивной работоспособности.
- Тренировочные – направленные в основном на совершенствование спортивной работоспособности.
- Контрольные – необходимы для проверки техники владения лыжами или подготовленности занимающихся.
- Вводные – проводятся в начале занятий лыжной подготовкой в каждом классе с целью ознакомить учащихся с содержанием и требованиями раздела лыжной подготовки в данном классе, сообщить теоретические сведения, предусмотренные программой, определить уровень подготовленности учащихся.
- Смешанные уроки – на этих уроках решаются самые разнообразные задачи. Помимо изучения нового материала на них совершенствуется техника передвижения на лыжах, планируется нагрузка по развитию физических качеств.