Частота вращения двигателя постоянного тока, как известно, определяется выражением:
,
В соответствии с этим выражением, регулирование частоты вращения можно осуществлять следующими способами:
1. Изменением магнитного потока (т.е. изменением тока возбуждения);
2. Изменением сопротивления в цепи якоря двигателя.
Регулировочная характеристика двигателя при изменении тока возбуждения
Это зависимость
n = ¦ (i в) при Uа=U н = const и М 2=const.
Этот способ регулирования частоты вращения является наиболее удобным и экономичным, но он позволяет регулировать частоту вращения двигателя только в сторону увеличения от номинальной частоты вращения.
Опыт выполняется следующим образом:
· запустить двигатель;
· при помощи электромагнитного тормоза (при полностью выведенном сопротивлении в цепи возбуждения двигателя) установить на валу двигателя момент . Напряжение на зажимах якоря двигателя должно быть при этом номинальным;
· сохраняя на зажимах цепи якоря двигателя номинальное напряжение и момент (изменением тока возбуждения электромагнитного тормоза), изменять ток возбуждения двигателя до тех пор, пока его частота вращения не достигнет значения ;
· в процессе опыта получить 5 – 6 точек;
· данные опыта заносить в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Регулировочная характеристика двигателя при изменении тока возбуждения
Данные опыта | Расчетные данные | |||||||
Uа, | Ia, | i в, | М 2, | n, | I, | Р 1, | Р 2, | η, |
В | А | А | об./мин | А | Вт | Вт | % | |
Регулировочная характеристика двигателя при введении в цепь якоря регулировочного сопротивления
Это зависимость
n = ¦ (Uа) при i в = const и М 2=const.
Данный способ регулирования позволяет изменять частоту вращения двигателя в широких пределах в сторону уменьшения от номинальной частоты вращения, но ввиду больших потерь в регулировочном сопротивлении R pг является неэкономичным. Опыт выполняют по схеме, приведённой на рис. 2.1, причем дополнительно на зажимы рубильника подключают вольтметр, в следующей последовательности:
|
· запустить двигатель;
· установить ток возбуждения двигателя, соответствующий номинальному режиму двигателя i вн (см. табл. 2.1), и поддерживать его в дальнейшем неизменным;
· при полностью выведенном сопротивлении R pг, электромагнитным тормозом загрузить двигатель моментом ;
· сохраняя момент = const (изменением тока возбуждения электромагнитного тормоза), уменьшать напряжение на зажимах цепи якоря двигателя Uа с помощью регулировочного сопротивления R pг до тех пор, пока частота вращения двигателя не достигнет значения ;
· в процессе опыта получить5 – 6 точек;
· показания приборов записывать в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Регулировочная характеристика двигателя при введении в цепь якоря регулировочного сопротивления
Данные опыта | Расчетные данные | ||||||||
U р, | Uа, | Ia, | i в, | М 2, | n, | I, | Р 1, | Р 2, | η, |
В | В | А | А | об./мин | А | Вт | Вт | % | |
Здесь U р – напряжение на зажимах рубильника.