УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММАМИ
Управление специализированными программами осуществляется при помощи манипулятора типа «мышь» или «трекбол» и клавиатуры (иногда в состав системы входит пульт дистанционного управления).
Для запуска специализированной программы или изменения её функций используется графический интерфейс, состоящий из набора специальных графических элементов на экране дисплея, вид которых указывает пользователю (судоводителю) на тип связанного с ним управляющего воздействия. Подобный способ управления программой называется графическим пользовательским интерфейсом.
Функции управления электронной картой во всех программах, как правило, одинаковые.
Манипулятор является основным средством управления. С помощью манипулятора выполняется несколько стандартных действий:
· перемещение указателя манипулятора. Указатель манипулятора - это подвижный управляющий графический элемент на экране дисплея, вид и форма которого могут изменяться в зависимости от положения на экране и выполняемой функции (стрелка, маркер /перекрестие/ и т. п.);
· выбор объекта. Чтобы выбрать на экране объект для работы, указатель манипулятора передвигают по экрану и помещают (устанавливают) поверх выбранного объекта (маяка, буя, управляющей кнопки, пункта меню и т. п.);
· щелчок – быстро нажать и отпустить левую (правую) кнопку манипулятора. Щелчок левой кнопки манипулятора, как правило, приводит к выделению и активизации объекта;
· двойной щелчок - дважды быстро нажать и отпустить левую (правую) кнопку манипулятора. Как правило, двойной щелчок левой кнопки манипулятора эквивалентен нажатию клавиши Enter на клавиатуре, т. е. вызывает управляющее действие;
|
· перетаскивание. Чтобы переместить объект на экране надо подвести к нему указатель манипулятора, нажать левую кнопку (как правило) и. удерживая её, переместить объект на новую позицию.
Клавиатура используется в основном для ввода числовых и символьных значений.
Однако и с помощью клавиатуры также можно осуществлять функции управления, в том числе и с помощью комбинации клавиш («горячих» клавиш). Назначение «горячих» клавиш приводится в Руководстве пользователя.
Элементы графического интерфейса пользователя, используемые различными разработчиками в принципе одинаковы и в этой области существует общепринятая терминология.
Большинство задач выполняется простыми щелчками манипулятора, рабочие инструменты обычно снабжены понятными экранными подсказками. Для выполнения сходных задач используется один и тот же набор команд и технических приемов.
Основной принцип управления заключается в выделении и активизации графического управляющего элемента посредством указателя манипулятора. Когда указатель манипулятора перемещается, то управляющие элементы под ним выделяются автоматически. Это означает, что выделенный элемент изменяет свой вид на экране, указывая на то, какой именно элемент выбран в данный момент. Щелчок левой кнопки манипулятора приводит к активизации — срабатыванию выбранного элемента. В результате срабатывания элемента — активизации, вызывается задача (запускается специализированная программа) или функция, вводится значение параметра, устанавливается режим, и т. д. Все эти действия описаны в Руководстве оператора.
|
При запуске программы открывается окно ( window). Окном называется прямоугольный объект, ограничивающий на экране место работы с этой программой. Окно программы, с которой в данный момент производится работа, называется активный. В большинстве специализированных программ (задач) ECDIS (например, «Исполнительная прокладка» и др.), окно программы развернуто на весь экран дисплея.
В окне программы располагаются: графическая и текстовая информация работающей программы, которая занимает основную часть экранной области (например, электронная карта с перемещающимся символом судна и т. п.) и графические средства управления программами (графический пользовательский интерфейс)- меню, панель задач, панель инструментов.
Меню (menu) - список вариантов (режимов, команд, ответов и т. п.), выводимых на экран дисплея и предлагаемых пользователю для выбора. Выбранный вариант определяет следующее действие системы. Каждый пункт- меню может включать подчиненную ему подгруппу пунктов, объединенных по функциональной принадлежности (подменю).
Панель задач, которая обычно расположена у границы экранной области, служит для выбора и запуска программы. Панелью задач называется область экрана, на которой расположены кнопки и (или) пиктограммы, с помощью которых осуществляется запуск программ (например, «Предварительная прокладка» и др.). Кнопка - это графический управляющий элемент, каким либо образом показывающий (надпись, условный значок и т. п.) на предписанное ему воздействие на программу. Пиктограммой называется условное изображение информационного объекта или операции. При выборе и активизации с помощью манипулятора пиктограммы запускается соответствующая программа или операция. Т. е., пиктограмма также является графическим управляющим элементом.
|
Панель инструментов также содержит кнопки и (или) пиктограммы, управляющие наиболее часто используемыми опциями.
Опция — указание программе для выполнения определенного действия.
Диалоговым окном называется подборка опций, собранных, в одном окне для предоставления возможности выбора. Окна этого типа появляются всякий раз, когда программе необходимо, чтобы судоводитель ввел дополнительную информацию. В диалоговом окне могут быть расположены:
Поле ввода (текстовое поле) - ограниченная рамкой или фоном область экрана, служащая для ввода символьных и численных значений, управляющих параметров. При выделении поля ввода оно меняет свой вид и на месте ввода первого символа появляется мигающий курсор в виде вертикальной черточки. Активизация поля ввода производится щелчком левой кнопки манипулятора.
Поле отображения - ограниченная рамкой Іти фоном область экрана служащая для отображения символьных или численных значений величин и параметров. Например, при работе программы «Исполнительная прокладка» в поле отображения воспроизводятся текущие координаты, судовое время, отсчет лага и т. п.
Информационная панель - набор полей отображения.
Список (list) - перечень каких либо значений, параметров или набор опций. Для выделения элементов списка используется манипулятор или клавший <↓>, <↑> клавиатуры. При выделении какого либо значения из списка вид выбранного значения изменяется (цвет, яркость, фон). Выбор из списка производится щелчком левой кнопки манипулятора или клавишей <Епtеr> клавиатуры. Если список содержит такое количество опций, что они не могут быть одновременно отображены на экране, то справа от списка появится полоса прокрутки. Воздействуя манипулятором на кнопки полосы прокрутки можно просмотреть невидимые части списка.
Раскрывающимся списком называется текстовое поле, с которым связан список опций (значений, параметров). Чтобы раскрыть список надо подвести указатель манипулятора на изображение стрелки справа от текстового поля и щелкнуть левой кнопкой.
Флажки – графические управляющие элементы, которые могут принимать значения да/нет, истинно/ложно или включен/выключен. Обычно флажок имеет вид - √. Отсутствие флажка означает, что данная опция отключена, а если флажок установлен, то опция включена. Для изменения статуса параметра нужно просто щелкнуть на нем манипулятором. Все флажки в диалоговом окне независимы друг от друга. Можно установить любую комбинацию флажков, необходимую судоводителю для работы с программой. Опция будет выполняться при последующих запусках программы до тех пор, пока судоводитель не снимет флажок.
Переключатели (switch) – графические управляющие элементы, которые могут принимать значения: включен/выключен. В отличие от флажков, переключатели собраны в группы опций, и одновременно можно включить только один переключатель, т. е. опции устанавливаемые переключателями взаимно исключающие. Переключатель устанавливается щелчком манипулятора. При этом все другие переключатели автоматически отключаются. Опция будет выполняться при последующих запусках программы до тех пор, пока судоводитель не включит другой переключатель.
Вкладки – оформление диалогового окна, похожее на картотеку. Используется в тех случаях, когда параметры диалогового окна разбиваются на несколько страниц. Чтобы перейти к вкладке, нужно щелкнуть манипулятором на её корешке верху диалогового окна.
Картографический редактор
Картографический редактор предназначен для внесения судоводителем вручную электронной корректуры на основе использования Извещений мореплавателям.
Картографический редактор это специальный объектно-ориентированный графический редактор, который решает задачи управления, позиционирования и графического представления объектов на карте.
При ручной корректуре ввод данных производится также в формате S-57/DX90.
Судоводитель должен помнить, что любые некорректные операции с оригиналом электронной карты могут повредить его. Желательно сделать копию электронной карты перед её редактированием.
Для работы с картографическим редактором судоводитель должен быть знаком с терминами и структурами S-57/DX90 и Руководством пользователя конкретной системы.
При работе с картографическим редактором нужно иметь ввиду, что КБД содержит два типа объектов: физически существующие объекты S-57/DX90 и картографические объекты (символы, точки, линии, области, тексты и т. д.) существующие только на карте. Несмотря на то, что редактирование этих типов объектов различно, все они имеют пространственную модель на поверхности Земли, которая определяет положение объекта. Это означает, что каждый объект состоит из двух частей: пространственная модель (положение на Земле) и описание (набор атрибутов).
Предварительная прокладка
В задаче производится формирование маршрута. Каждый маршрут имеет имя, номер, генеральную карту, координаты путевых точек, границы допустимых отклонений от линии маршрута, перечень путевых карт и другую информацию. Все маршруты сохраняются в базе данных маршрутов. Судоводитель может добавлять, редактировать и удалять маршруты из базы данных.
На подобранных картах выполняется предварительная электронная прокладка выбранного маршрута предстоящего перехода. При этом предусмотрена возможность отображения на генеральной карте рамок подобранных путевых карт. Маршрутные точки могут наноситься либо по географическим координатам (широта, долгота), либо с помощью маркера, по пеленгу и дистанции относительно выбранного ориентира. Заданные таким образом маршрутные точки соединяются линиями предварительной прокладки - локсодромиями или ортодромиями, по выбору судоводителя. В результате программа определяет протяженность маршрута перехода и его участков, продолжительность переходов и скорость на участках перехода. С целью "подъема" электронной карты в любой точке экрана судоводитель может нанести точки, линии, условные знаки, цифры, буквы.
В процессе выполнения предварительной прокладки можно при необходимости корректировать выбранный маршрут, например, добавляя и убирая маршрутные точки либо изменяя их положение. Уже на стадии планирования перехода система способна выдавать предупредительный сигнал, если электронная линия предварительной прокладки проходит по опасным глубинам либо в недопустимой близости от навигационных опасностей.
При выполнении предварительной прокладки на картах могут выполняться измерения координат, пеленгов и дистанций на выбранные с помощью маркера объекты.
Выполненная предварительная прокладка заносится в память ECDIS.
Судоводитель имеет возможность выбирать маршрут из хранящихся в базе данных маршрутов. При этом имеется возможность редактирования выбранного маршрута: добавление, удаление, перенос маршрутных точек или реверсирование маршрута.
При выполнении предварительной прокладки на картах может отображаться линия большого круга между маршрутными точками.
При планировании маршрута судоводитель может ввести пределы отклонения от заданного маршрута. В этом случае система выдаст предупредительный сигнал во время плавания в случае превышения фактического отклонения судна заданных пределов.