позволяет определить на этапе планирования перехода наличие опасных объектов на участках проложенного маршрута в пределах заданной полосы движения судна. При нажатии кнопки на линейке инструментов выводится окно «Тест маршрута», в котором необходимо указать номер проверяемого участка. Участки нумеруются в порядке следования по маршруту.
Программа обеспечивает вывод в табличной форме всей информации о текущей карте и атрибутах любого картографического объекта, содержащейся в картографической базе данных. Используя функцию проверки безопасности, можно быстро проверить маршрут на наличие навигационных опасностей в том или ином районе плавания.
После ввода номера участка, список всех обнаруженных опасностей и районов с особыми условиями плавания воспроизводится в окне «Опасные объекты», которое состоит из двух частей. В левой части окна отображается список объектов по классам, правой – выводятся атрибуты объектов и их значения.
При выборе объекта из списка в правой части окна отображаются его данные, а сам объект выделяется на карте. Когда окно «Опасные объекты» активно, все функции программы остаются доступными, поэтому можно продолжать работать с картой, выполняя другие задачи. В программе предусмотрены ограничения на длину тестируемого участка – нельзя тестировать участок маршрута длиннее ста миль. Для закрытия окна надо щелкнуть правой клавишей мыши на кнопке, расположенной в правой стороне линейки инструментов или нажать клавишу Esc.
Навигационные расчеты и измерения
Система по указанию судоводителя выполняет расчет времени прибытия или скорости в любую маршрутную точку. Система позволяет измерять текущий пеленг, дистанцию, траверзное расстояние на любой объект или место на карте, на которые судоводитель установил маркер; координаты любого объекта, на который установлен маркер; пеленг и расстояние между любыми точками на карте. Система выполняет и отображает прогноз возможной траектории маневра, прогноз положения судна при заданных условиях плавания. Система выполняет расчеты для плавания по ортодромии. В зависимости от освещения рабочего места судоводитель может выбрать палитру цветов отображаемой карты: день (daylight), сумерки (twilight), лунная ночь (dusk), безлунная ночь (night).
|
Определение места судна
Система выполняет расчет обсервованных координат (φо, λо), поправок счислимых координат (Δφ, Δλ) при определении места судна с помощью любого, сопряженного с ней средства внешней коррекции. Корректура счисления может производиться автоматически или вручную. Система обеспечивает обсервационное счисление, если в её состав входит ПИ КНС или ПИ РНС.
Вождение по заданному пути
Исходные данные для плавания по заданному маршруту вводятся судоводителем при выполнении предварительной прокладки.
При этом кроме маршрутных точек, судоводитель вводит в систему: допустимые значения отклонения судна от линии заданного пути, допустимые значения минимальных дистанций сближения с указанными судоводителем навигационными опасностями, дистанцию предупреждения о начале поворота, характеристики судна и др. При плавании по заданному маршруту на экране дополнительно могут воспроизводиться границы полосы движения, границы фигуры безопасности собственного судна (область, относительно которой решаются задачи навигационной безопасности), рамки смежных карт и др. Система выдает предупредительный сигнал при пересечении судном любого из введенных допустимых значений. Судоводитель может оперативно изменить заданный маршрут, введя новую путевую точку (маркером или по координатам). При выборе свободного маршрута (Free way) указанные задачи не решаются.
|
Сигнализация и индикация
Система обеспечивает срабатывание предупредительного сигнала в случаях:
· выхода за границы фарватера;
· пересечения безопасной (опасной) изобаты;
· отклонении от маршрута, превышающем заданное судоводителем;
· подхода к заданной судоводителем точке (например, к точке поворота);
· перемасштабирования;
· разных геодезических моделях систем определения места и карты;
· перемасштабирования;
· движения или планирования пути через районы со специальными условиями плавания;
· планирования маршрута через опасную изобату;
· наличия в КБД карты более крупного масштаба;
· когда информация СЭК и добавочная информация (например, от РЛС) в разных координатных системах;
· сбоев или неисправностей в аппаратной части или программном обеспечении системы.
Сигнализация осуществляется с помощью звуковых и световых сигналов, привлекающих внимание судоводителя. Индикация осуществляется путем отображения информации на информационной панели экрана.
Расчет текущих координат и отображение символа судна
На экране отображается отметка собственного судна, перемещающаяся в реальном масштабе времени в соответствии с данными, полученными от выбранных судоводителем источников информации (автономных: гироскопического курсоуказателя и лага или введенных вручную или же от ПИ КНС (ПИ РНС) в режиме непрерывной обсервации). При этом функция привязки электронной карты к месту судна находится в положении <включено> (ship on (position on)). Для просмотра любого другого района карты или другой карты судоводитель устанавливает переключатель функции привязки электронной карты к месту судна в положение <выключено> (ship off (position off)).
|
Таким образом, обеспечивается режим истинного движения символа собственного судна на неподвижной электронной карте. Размер символа судна можно изменять.
На экране отображаются:
· отметка собственного судна; планируемый и запасной маршруты;
· пройденный путь с отметками времени;
· дистанцию и пеленг на очередную маршрутную точку (DIST ТО WR, BRG ТО WR) и время плавания до неё (TIME TO WR);
· боковое уклонение судна от линии заданного пути (cross track error-CTE) с указанием стороны (знака) уклонения;
· географические координаты любого объекта на экране, на который судоводитель установил маркер;
или
· текущая дистанция и пеленг на любой объект на экране, на который судоводитель установил маркер (CURSOR RNG, CURSOR BRG);
· оригинальный масштаб карты;
· установленный масштаб карты;
· признак режима отображения ("привязан/отвязан");
· предупредительные сигналы и информация;
· положение маркера (координаты или пеленг и дистанция).
При выполнении исполнительной прокладки судоводитель может вызывать на экран дополнительную информацию, имеющуюся в картографической базе данных.
Совместная работа с САРП
При совместной работе с САРП система отображает на экране движение других судов с соответствующими векторами их перемещений в режимах истинного или относительного движений. Система выполняет расчет параметров движения и расхождения и выдает исходные данные для принятия решения по расхождению с другими судами, сближения на заданную (допустимую) дистанцию и ряд других задач маневрирования.
Тип индикации радиолокационного изображения определяется режимами ориентации и стабилизации. В современных PJIC и САРП применяется ориентация изображения:
· относительно диаметральной плоскости (ДП) судна (режим "Курс");
· относительно компасного меридиана (режим "Север");
· относительно ДП судна со стабилизацией изображения при небольших отворотах и рыскании (режим "Курс стабилизированный").
Стабилизация изображения на экране САРП производится в режиме относительного (ОД) либо истинного (ИД) движения.
При ориентации по "Курсу" судоводитель наблюдает такую же картину взаимного расположения объектов относительно ДП. что и при визуальном наблюдении. При этом курсовая черта всегда направлена вертикально вверх и проходит через нуль азимутального крута, всегда оставаясь в неизменном положении, а при повороте изображение перемещается в направлении, противоположном стороне вращения.
Достоинством режима "Курс" является совпадение визуального и радиолокационного изображения относительно ДП, что значительно облегчает ориентировку судоводителя, особенно при плавании в стесненных условиях.
Недостатками режима "Курс" являются:
· смазывание изображения при повороте и рыскании;
· невозможность непосредственного измерения пеленга, что вызывает необходимость его расчета;
· более низкая точность определения курсового угла и расчета пеленга, чем при непосредственном измерении;
· невозможность его использования в режиме истинного движения;
· расхождение изображения наблюдаемого на морской карте и экране радиолокатора.
Достоинствами режима "Север" являются:
· стабильность изображения при рыскании и повороте судна;
· возможность непосредственного измерения пеленга ориентира;
· одинаковое взаимное расположение объектов на морской карте и экране РЛС, что существенно облегчает ее использование в совокупности с картой для выполнения штурманской работы по определению места судна, ориентировки в обстановке и опознания объектов.
Основным недостатком режима "Север" является несовпадение изображения на экране РЛС с визуально наблюдаемой картиной, которое особенно проявляется при плавании курсами южных направлений. Это затрудняет ориентировку в стесненных водах при выведенной курсовой черте и может повлечь за собой промах при определении стороны поворота судна.
Неудобство наблюдений за экраном при курсах южных направлений режима "Север", а также смазывание поворота в режиме "Курс" устраняется применением режима "Курс стабилизированный", в котором изображение стабилизировано, как и в режиме "Курс", но остается неподвижным при рыскании и небольших отворотах, а отметка курса перемещается, изменяя свое положение относительно нуля азимутальной шкалы. Некоторым неудобством режима "Курс стабилизированный", является необходимость вводить дополнительно поправку АКЧ, при расчете ИП, за отклонение курсовой черты от нуля шкалы. Задача значительно облегчается при использовании электронного визира с цифровым табло, который всегда указывает пеленг цели.
При стабилизации изображения в режиме ОД место своего судна представляется условно неподвижным и находящимся в начале развертки. Эхо-сигналы объектов при этом перемещаются по линиям относительного движения (ЛОД) с относительной скоростью V0, равной геометрической разности скоростей собственного Vн и встречного Vц судов.
При стабилизации изображения в режиме ИД собственное судно и эхо-сигналы объектов перемещаются относительно земной поверхности по линиям истинного движения (ЛИД), соответствующих их истинным курсам и скоростям. Эффект истинного движения достигается тем, что к наблюдаемым относительным скоростям V0 геометрически прибавляется скорость собственного судна Vн, на основании данных о его курсе и скорости, вводимых в вычислительное устройство РЛС от лага и гирокомпаса. Начало развертки при включении ИД автоматически смещается в исходную точку, отстоящую на 2/3 радиуса экранаот его геометрического центра в направлении противоположном курсу. Если в результате маневрирования впереди судна остается дистанция менее 2/3 радиуса, то начало развертки обычно перебрасывается в исходную точку.
Режим ОД может применяться в сочетании с ориентацией "Север", '"Курс" и "Курс стабилизированный". Режим ИД применяется, как правило, только в сочетании с ориентацией "Север". Наиболее часто используемым в практике мореплавания режимом индикации и стабилизации является сочетание ОД - "Север".
Выбор режима индикации векторов перемещений судов в истинном или относительном движении определяется условиями плавания. Индикацию векторов истинного перемещения рекомендуется применять при плавании в проливах, фарватерах, входе в порт и выходе из него, когда он позволяет визуально оценить истинные курсы и скорости встречных судов, быстро отличить подвижные объекты от неподвижных и исключает смазывание радиолокационного изображения береговой черты.
Режим относительного движения обычно используется для более точной оценки ситуации сближения и позволяет значительно проще определять степень опасности нескольких судов по расположениям ЛОД относительно допустимой зоны кратчайшего сближения. Поэтому его рекомендуется, использовать в районах интенсивного судоходства в условиях ограниченной видимости для оценки ситуации и выбора маневра.
Судоводитель должен помнить, что выбор режима индикации векторов не изменяет режима захвата и сопровождения эхо-сигналов и выдаваемую информацию о параметрах расхождения. Он только изменяет направление векторов ОД на векторы ИД.
Из рассмотренного выше видно, что режим ИД удобен для анализа обстановки, а режим ОД удобен для определения степени опасности и выбора маневра.
Судоводитель может устанавливать условия, при которых цели САРП идентифицируются, как представляющие опасность для собственного судна. При этом опасные цели отображаются другим цветом.
Можно просматривать параметры движения выбранной цели. Возможно ручное нанесение целей на электронную карту (для тренировки оператора).
При сопряжении с РЛС (САРП) система обеспечивает наложение радиолокационного изображения на электронную карту (причем оба изображения, хорошо отличимы) и запись этой информации в память, для документирования процесса расхождения.
Информация о маневренных характеристиках судна
Для обеспечения решения задач маневрирования, сигнализации об опасностях и других задач в систему вводят маневренные характеристики судна. Информация о маневренных характеристиках судна должна представляться в виде:
· лоцманской карточки,
· таблицы маневренных характеристик (для рулевой рубки).
· формуляра маневренных характеристик.
Лоцманская карточка заполняется капитаном и предназначается для того, чтобы обеспечить информацией лоцмана, принимающего судно под проводку. Образец лоцманской карточки МО и его аналог на русском языке приведен в Приложении 5.
Таблица маневренных характеристик должна содержать особенности и подробную информацию о маневренных характеристиках судна. Образец таблицы маневренных характеристик ІМО приведен в Приложении 6.
Формуляр маневренных характеристик содержит подробное описание маневренных характеристик судна и другие данные.