Исполнительная прокладка пути судна. Режимы исполнительной прокладки




Исполнительная прокладка является основным режимом работы. Она обеспечивает решение следующих функциональных задач:

– прием и обработку данных от внешних навигационных систем;

– непрерывное отображение символа судна и параметров его движения на электронной карте;

– контроль навигационной безопасности плавания;

– контроль движения судна по заданному маршруту;

– регистрацию и хранение информации о текущих навигационных параметрах и обстоятельствах плавания.

Для выполнения названных выше функций программа должна получать от внешних датчиков необходимую информацию. В зависимости от состава навигационного оборудования судна источниками информации могут являться:

– ГНСС в обычном или дифференциальном режиме;

– высокоточная наземная РНС;

– РЛС в режиме автосопровождения – счисления по неподвижному радио-

локационному ориентиру.

Для ведения исполнительной прокладки счисление пути судна может быть использовано в следующих вариантах:

– счисление по данным курсоуказателя и лага;

– счисление по скорости от лага и курса, вводимым вручную;

– счисление по курсу от курсоуказателя и скорости, вводимым вручную;

– счисление по данным, вводимым вручную.

В целях обеспечения надежности и непрерывности решения функциональных задач предусмотрены три режима прокладки – основной, аварийный и параллельный. Каждому режиму соответствует своя навигационная система, соответственно: «основная», «вспомогательная» и «дополнительная». Выбор системы производится судоводителем в разделе «Конфигурация системы». Для каждого из режимов может применяться любой из перечисленных режимов, выше источников навигационной информации, однако, как правило, для основного режима должно применяться наиболее высокоточное средство определения координат места и вектора путевой скорости.

Для аварийного режима должна выбираться система, технически более надежная по сравнению с основной системой. Аварийная система используется в случае прекращения поступления данных от основной системы прокладки. Переключение прокладки с основного на аварийный режим в этом случае и обратный переход на основную систему с возобновлением ее нормальной работы производится в программе автоматически.

При выходе из строя основной и аварийной систем предусмотрен переход к счислению по последним значениям навигационных параметров, принятым на момент остановки поступления данных. Для этого в разделе «Конфигурация системы» на странице «Навигационные системы» должен быть включен выключатель «Продолжить счисление», в противном случае прокладка будет остановлена.

Режим параллельной прокладки применяется для одновременного отображения на карте двух символов судна: по координатам, полученным от основной (аварийной) системы и дополнительной. Режим полезен тем, что позволяет осуществлять непрерывный контроль работы основной (аварийной) системы. Одна и та же система или вариант счисления может быть выбрана как для аварийного режима, так и для режима параллельной прокладки. Текущие параметры движения судна в режиме исполнительной прокладки отображаются в специальном окне – навигационном формуляре располагающемся в верхней части панели управления. В окно выводится следующая информация:

– текущее судовое время и дата;

– глубина под килем по данным эхолота;

– широта и долгота текущего места судна;

– V и ПУ – путевая скорость и путевой угол;

– V л и К скорость по лагу и компасный курс;

– статус и название системы, используемой для прокладки;

– угол дрейфа.

В зависимости от текущего режима исполнительной прокладки данные в навигационном формуляре отображаются разным цветом:– черным – для основного режима;

– синим – для аварийного режима, а также во всех случаях использования

счисления для исполнительной прокладки;

– красным – данные в систему не поступают, счисление остановлено.

Судоводитель может выбирать способ представления данных в окне навигационного формуляра. Если щелкнуть левой клавишей мыши над значением любого параметра, расположенного под текущими координатами, это значение будет отображено крупным шрифтом. Для возврата к исходному виду окна надо щелкнуть левой клавишей мыши еще раз. Отображаемые в навигационном формуляре текущие координаты места судна соответствуют базовой точке отсчета координат. Ее положение, а также положение антенн системы определения места и РЛС устанавливается в разделе «Конфигурация системы». Программа автоматически приводит координаты места, полученные от внешних систем к базовой точке. Счисление используется для выработки текущих координат места при отсутствии информации о координатах места, а также – частичном или полном отсутствии информации о параметрах движения судна от внешних систем. Для вызова функции служит кнопка «Счисл», расположенная на закладке «Уст.» панели управления. После ее нажатия на экране появляется окно «Счисление» При отсутствии информации о координатах места от внешних систем запуск функции возможен также из навигационного формуляра. Для этого следует щелкнуть правой клавишей мыши по значению координат или других навигационных параметров.

Вариант счисления указывается в верхней части окна. В зависимости от состава используемых датчиков поля ввода и отображения параметров в окне могут быть доступны (активны) или недоступны. В активные поля возможен ввод параметров счисления вручную.

Согласование (синхронизация) текущих значений курса и скорости, принимаемых ЭКС от устройства сопряжения, со шкалами аналоговых датчиков гирокомпаса и лага производится с помощью кнопок «Уст.» и «Пуск» в правой верхней части окна «Счисление».

Ручной ввод (коррекция) места судна на электронной карте возможен двумя способами:

– с помощью курсора: поместить курсор в нужную точку на карте и нажать кнопку «Установить».

– ввести значения широты и долготы в соответствующих полях и нажать кнопку «Установить».

Для ввода системного времени и даты, надо щелкнуть правой клавишей мыши в строке времени и даты в навигационном формуляре, либо нажать кнопку, расположенную на закладке «Уст» панели управления. На экране появится окно «Установка времени» В ЭКС предусмотрены два варианта системного времени:

– От ГНСС – работа программы синхронизируется со временем внешнего источника информации, которое передается в NMEA-сообщениях (например, RMC и ZDA).

Если выбран данный вариант, а временная информация от внешнего датчика не поступает, дата и время в навигационном формуляре отображаются красным цветом. Поскольку от внешней системы поступает гринвичское время (UTC), для перевода его в судовое время в поле «Коррекция Тгр» надо вводить поправку. Номер часового пояса.

– Вручную – работа программы синхронизируется с часами компьютера.

В режиме «Вручную» следует установить точное время и периодически проверять его. Для установки точного времени вручную необходимо:

– выбрать в окне «Установка времени» вариант «Ручная». В поле «Тсуд» индицируется отсчет времени;

– нажать кнопку «Отмена» в средней части окна – время в поле «Тсуд» остановится и поле станет доступным для редактирования;

– в поле «Тсуд» ввести упрежденное значение точного времени;

– в нужный момент нажать кнопку «Пуск».

ЭКС сохраняет установленное вручную время в файле конфигурации. Поэтому нет необходимости настраивать время при каждом запуске программы. В поле «Индикация времени» можно выбрать также вариант (судовое или гринвичское) отображения времени и даты в навигационном формуляре. Если время было установлено вручную, Тгр (Тсуд) будут отображаться синим цветом.

Текущее место судна обозначается на карте стандартным символом > с одним или двумя векторами. Длина обоих векторов выбирается судоводителем и пропорциональна текущей скорости судна. Если использует данные только от системы определения места, символ судна будет отображаться на карте с одним вектором – вектором путевой скорости. При этом по выбору судоводителя, информация о векторе путевой скорости может или соответствовать принимаемой в NMEA-сообщении, или вычисляться программой по информации о координатах места. Выбор того или иного варианта производится в разделе «Конфигурация системы» на странице «Навигационные приборы».Если к системе дополнительно подключены лаг и компас, на карте будут отображаться одновременно два вектора – вектор путевой скорости и вектор скорости по лагу и компасу. Начало обоих векторов располагается в базовой точке отсчета координат, положение которой устанавливается в разделе «Конфигурация системы».

С увеличением масштаба отображения карты, судно изображается в виде масштабного знака >. Размеры судна вводятся в разделе «Конфигурация системы» на странице «Размерения».Пройденный по данным системы определения места (счисления) путь записывается в электронный судовой журнал. Он отображается на карте в виде «следа» – секундных и минутных (более крупных) отметок, при условии, что в окне «Дополнительная информация» включены соответствующие переключатели. Пути, пройденные целями САРП или АИС, отображаются аналогичным образом. В ЭКС имеется возможность выбрать цвет для отображения на электронной карте символов и траекторий движения собственного судна и целей. Это осуществляется в разделе «Конфигурация системы» на странице «Формат».

ТЕМА 6 Требования ИМО к ЭКДИС. Достоинства и недостатки НИС.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: