Погрешности интерпретации данных. Риск передоверия.




Погрешности интерпретации. Причины ошибочной интерпретации данных могут быть самыми различными.

Для ЭКДИС они могут возникнуть из-за отличия символов ЭНК с условными знаками бумажных карт. Чтобы судоводитель мог убедиться в правильном чтении ЭНК, ряд производителей дополняют ЭКДИС режимом показа карты с традиционными для бумажных карт символами и цветами.

Использование на картах для ЭКДИС упрощенных условных знаков имеет как положительную, так и отрицательную сторону. Например, буи разного вида, показанные на бумажных картах разными символами, при отображении ЭНК представляются одинаково. Это заставляет для их уверенного опознания запрашивать дополнительную информацию. В ряде случаев обобщенное отображение разных видов объектов может стать причиной неправильной их трактовки.

Ошибочная интерпретация может являться и следствием представления карт неодинаковыми палитрами цветов в разных условиях освещенности. Помимо положительного значения, применение нескольких цветовых таблиц при отображении электронных карт, имеет определенные недостатки:

Неодинаковое по цвету, представление одних и тех же элементов карты в разных условиях освещенности может привести к неправильной их интерпретации; Имеются сложности в чтении карты, представленной «ночными» палитрами, в результате ряд элементов карты может не привлечь внимание; - Увеличиваются трудности в подборе цветов для вводимых для отображения на картах новых объектов.

Учитывая недостатки представления карт разными таблицами, в 1999 году МГО согласилось на проведение исследований с целью определения единой наиболее подходящей для ЭНК таблицы цветов. Эта палитра должна наилучшим образом обеспечивать наглядность карты при приспособлении к условиям освещенности путем изменения яркости изображения или интенсивности цветов на дисплее.

Использование единой палитры цветов карты предпочтительно и с точки зрения отображения, на ней относящейся к навигации информации, включая данные РЛС, САРП, АИС, СУДС и другие сведения. Особенно это актуально для ЭКДИС военных кораблей, где дополнительно на экране должны еще отображаться символы, характеризующие оперативную обстановку. Применение нескольких палитр чрезвычайно затрудняет задачу подбора для каждой из них цветов большого количества объектов. Напомним, что при этом изображение всех картографических и относящихся к навигации объектов должно быть четким, ясным и легко различимым.

В отличие от бумажных карт, текст на электронных картах ЭНК представляется одинаково, без выделения важных деталей. Это является определенным недостатком ЭНК по сравнению с бумажной картой, так как вид текста не привлекает внимания к элементам обстановки, требующих первоочередного учета.

Определять, какая информация должна быть на экране НИС в соответствии с текущей ситуацией, должен судоводитель. Однако реализованный в ЭКДИС метод селекции не всегда обеспечивает представление информации без излишней избыточности и без потери необходимых данных. С ростом объема информации, которая может отображаться в НИС, ограничения режима селекции проявляются все сильнее. Поэтому требуется определенная доработка режима селекции, включая передачу системе функций приспособления нагрузки к сложившейся ситуации.

Работа с дисплеем НИС сопровождается повышенной утомляемостью оператора. Это тоже может привести к ошибочной интерпретации данных ЭК.

Для того чтобы уменьшить вероятность неправильной интерпретации данных НИС, необходимо учитывать следующие рекомендации:

• Требуется знать условные обозначения и сокращения, используемые на ЭК
и на информационных табло, и не путать их между собой;

• Не надо полагать, что электронные карты точнее бумажных карт, или, что погрешности векторных карт меньше погрешностей растровых карт;

• Не следует считать данные карты непогрешимыми, и всегда более точными, чем определения места судна;

• Не следует полагать, что увеличение масштаба отображения ЭК приводит к улучшению ее подробности и точности;

• Необходимо использовать такой масштаб отображения и такую нагрузку ЭК, которая соответствует условиям судовождения и не создает трудностей в разборе данных прокладки;

• Не следует считать, что действительная позиция судна точно совпадает с отображаемым на карте его положением;

• Не надо думать, что направление движения судна и его скорость точно совпадают со значениями путевого угла и путевой скорости, представляемых на информационном табло;

• Следует учитывать влияние на отображаемые кинематические параметры целей погрешностей и ограничений РЛС, САРП, АИС;

• Необходимо выбирать такие датчики информации, которые наилучшим образом соответствуют ситуации.

О риске передоверия к НИС. В связи с разбираемым вопросом, необходимо, чтобы каждый судоводитель осознавал, что:

- всегда существует определенная вероятность (риск) неправильного функционирования НИС и неточности ее данных;

- отображаемые гидрографические данные не более надежны, чем данные съемки, на которой они базируются;

- электронные карты, если они составлены по данным бумажных карт, наследуют все погрешности бумажных карт;

- представляемые данные навигационных датчиков отягчены погрешностями;

- ошибки и ограничения, взаимодействующих с НИС приборов и систем влияют на точность и надежность данных НИС.

Судоводитель, кроме грамотной эксплуатации НИС, должен знать недостатки и ограничения всех составляющих НИС частей (аппаратных средств, программного обеспечения, данных, датчиков информации, дисплея), использовать любую возможность для ее проверки, включая визуальные определения и применение независимых технических средств контроля движения судна, чтобы исключить возможное негативное влияние ограничений НИС на безопасность судовождения.

Необходимо помнить, что НИС - это только техническое средство, как и любые другие навигационные приборы. Оно не освобождает судоводителя от обязанности выполнения непрерывного визуального наблюдения, как это требуется СОЛАС74, от анализа качества карт и получаемой информации, от необходимости оценки навигационных ситуаций, от принятия решений по управлению судном и от ответственности за эти решения.


 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Вагущенко ЛЛ Судовые навигационно-информационные системы

Одесса.

2 Буров Н.И. Щербаков С.А. Электронные навигационные карты.

Одесса.

3 Гагарский Д.А. Электронная картография.

Санкт-Петербург.

 

 

Ó Николай Иванович Величко

 

НАВИГАЦИОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

 

Тираж_____экз. Подписано к печати_____________.

Заказ №________. Объем 3.81 п.л.

Изд-во “Керченский государственный морской технологический университет”

98309 г. Керчь, Орджоникидзе, 82.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: