Инновационная структурв и ее эл-ты




Инфраструктура инновац. деятельности – совокупность субъектов инновац.деят-сти, обеспеч. условия, необх. для осущ-нияинновац.деят-сти и функц-нияиновац. процессов.

В наст.время сущ-ет довольно разветвл. сеть организаций, способств. развитию инновационной деятельности (табл. 1).

Общая схема инновационной инфраструктуры

Составляющие ИИ Вид организации
Производственно-технологическая Технопарк, центр коллективного пользования оборудованием и др.
Консалтинговая Центр трансфера технологий, бизнес-инкубатор, консалтинг в сфере экономики и финансов, технологий, маркетинга, внешнеэкономической деятельности
Финансовая Бюджетная организация, внебюджетные фонды, венчурные фонды
Кадровая Сис-ма подготовки специалистов в области технологич. и научного менеджмента; сис-маповыш-я квал-ции персонала в обл. инноваций
Информационная Гос. система научно-технической информации, региональные информационные сети, Интернет
Сбытовая Внешнеторговое объединение, специализир. посредническая фирма, Интернет, выставка

Сл.отм-ть, что объекты иннов.инфр.(ИИ) м. решать лишь часть проблем, и успешное развитие инновац.деят-сти не м.б. поставлено искл-но в зависимость от наличия или количества соответствующих объектов инфраструктуры.

Инновац.сис-ма для успешного функционирования д. иметь также благоприятную нормативно-правовую базу.

Эл-тыИИ и их характеристика

Охарактеризуем роль отдельных эл-тов инфраструктуры и проблемы их развития.

1. Производственно-технологич. инфраструктура призвана создать условия для доступа малых предприятий к производств.ресурсам. К ней относятся технопарки, инновац-технологич. центры, технологич. кластеры и др.

Технопарк (ТП) сдает свои площади инновационным предприятиям на лучших условиях, чем просто коммерческая аренда. Кроме аренды, здесь на льготных условиях предоставляется также набор общих услуг (факс, телефон, доступ в Интернет, множительные, секретарские, бухгалтерские и юридические услуги и пр.). Опыт работы ТП показывает правильность стратегии и ее высокую эффективность. Кроме того, здесь за счет обмена информацией и опытом между различными предприятиями рождаются новые проекты, новые решения, схемы сбыта и т. д. Немаловажным является также то, что в ТП отсутствуют условия для ведения теневой деятельности.

2. Консалтинговая инфраструктура – это совокупность консалтинговых организаций. Инновационная деятельность имеет много специфических особенностей, знание которых приобретается только с практическим опытом. Создание малых инновационных предприятий (МИП) «непрофессиональными» менеджерами приводит к тому, что выживаемость таких предприятий обычно бывает невысока. Поэтому обеспечение доступа к профессиональным консультациям (финансовым, экономическим, маркетинговым, а также по внешнеэкономической деятельности) представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие.

3. Инфраструктура подготовки кадров. Если более подробно рассмотреть проблемы подготовки кадров, то следует отметить целый комплекс проблем в этой области. Как отмечалось выше, нарастают проблемы с кадрами, обеспечивающими исследования и разработки, остро стоит проблема нехватки среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны.

4. Информационная инфраструктура связана с обеспечением доступа к информации. В этой области существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающая малый бизнес, региональные информационные сети. Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в Интернете.

5. Финансовая инфраструктура вкл-ет структуры, обеспеч-щие доступ инновационных предприятий (как крупных, так и малых) к фин. ресурсам. В наст.время сущ-ет довольно много фин. инструментов, однако статистич. иссл-ния показ-ют, что осн. источником финансир-ния развития инновац.промышл. предприятий явл-ся их собств. ср-ва. Банковский кредит пока остается слишком дорогим и коротким для развития инновационной деятельности.

6. Сбытовая инфраструктура. Сбыт – один из ключевых факторов конкурентоспособности современного предприятия. В силу объективных причин, связанных с историей развития предприятий, большинство из них не обладает кадрами и навыками в области сбыта инновационной продукции, в рез-те чего нет активной работы по продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: