Инновационный процесс в общем виде означает последовательность перехода от идеи возможного нововведения до создания, продажи и диффузии этого нововведения. Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики, т. е. процесс, направленный на разработку, на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии. По И.Т. Балабанову, инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса. К этим элементам относятся:
инициация; маркетинг инновации; выпуск (производство) инновации; реализация инновации; продвижение инновации; оценка экономической эффективности инновации; диффузия инновации. Началом инновационного процесса является инициация. Инициация – это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в вещи (товар), т.е. в имущество, новый продукт, в документ имущественного права (лицензию на право использования ноу-хау, технологии) и в документ по технологической операции. Инициация не только является отправной точкой инновационного процесса, но и основой для дальнейшего нормального хода протекания самого инновационного процесса. После обоснования нового продукта (операции) проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации. В ходе маркетинговых исследований изучается спрос на новый продукт или операцию, определяется количество или объем их выпуска, если они лимитируются, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации, как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, т.е. появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия. Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (передача информации, реклама, организация процесса торговли и др.). Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации. Инновационный процесс заканчивается диффузией инновации.
|
Классификация инноваций: по уровню новизны, по масштабу новизны, отношению к предшествующему состоянию.
Инновация – это превращение потенциального результата научного прогресса в реальность, в навык прод-ях, услугах.
Классификация инноваций:
· по уровню новизны:
а) радикальные,
б) базовые,
в) базисные,
г) приоритетные (усоверш. технологию),
|
д) модифицирующие,
е) комбинаторные,
ж) подражающие.
· по масштабу новизны:
а) новые для отрасли в мире,
б) новые для отрасли в стране,
в) новые для данного предприятия (группы предприятий).
отношению к предшествующему состоянию:
а) инновации, заменяющие вместо устаревших,
б) возвратные,
г) открывающие.
Организация научно-исследовательской работы: научно-исследовательская работа студентов, подготовка научно-педагогических работников, программа магистерской подготовки в техническом вузе.
Система научно-исследовательской работы студентов (НИРС), наряду с системой учеб. и воспит. работы университета, является важнейшим компонентом процесса проф.-образ-ной подготовки специалистов как компетентных, творческих личностей, способных к самост-ой поисковой и исслед-ой деят-сти, направ-ой на анализ и решение проф. проблем, успешное применение научных знаний в практической деятельности. Целями организации и развития НИРС в университете явл. повышение уровня подготовки специалистов с высшим проф. образованием посредством освоения ими в процессе обучения методов, приемов и навыков выполнения научно-исслед-их работ, развития их творч. способностей, самост-сти, инициативы в учебе и будущей деятельности. Управление подготовки научно-педагогических работников является структурным подразделением сред.\высш. проф. Заведения. Управление действует в рамках единой системы повышения квалификации профессорско-препод-ого состава, непрерывной подготовки научных и научно-педаг-их кадров высшей квал-ции, ориен-ой на науч.-исслед-ую, науч.-педаг-ую и производ-ую деятельность, а также координации и развития науч.-исслед-ой деятельности студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов университета. Структура управления включает: деканы фак-та, зав. кафедрой, профессора, доценты, ст. преподаватели, аспиранты. Программа магистерской подготовки в техническом вузе. Магистр - это образ-но-квалиф-ый уровень специалиста, который на основе квал-ции бакалавра или специалиста получил углубленные специальные умения и знания инновационного характера, имеет определенный опыт их применения и продуцирования новых знаний для решения проблемных проф. задач в опред. области. Магистр должен иметь широкую эрудицию, фунд-ую науч. базу, владеть методологией науч. творчества, современными информ. технологиями, методами получения, обработки, хранения и испол-ия науч. инф-и, быть способным к творч. науч.-исслед-ой и науч.-педаг-ой деят-ти. Магистерская образовательно-профессиональная программа включает в себя две примерно одинаковые по объему составляющие - образовательную и научно-исследовательскую. Содержание научно-исследовательской работы магистра определяется индивидуальным планом. Одновременно назначается научный руководитель, который должен иметь ученую степень и (или) ученое звание и работать в данном ВУЗЕ. Подготовка магистра завершается защитой магистерской работы на заседании Государственной экзаменационной комиссии. Магистерская работа - это самостоятельное выпускная научно-исследовательская работа, которая выполняет квалификационную функцию, то есть готовится с целью публичной защиты и получения академической степени магистра. Основная задача ее автора - продемонстрировать уровень своей научной квалификации, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.
|