В общ.случае под научным иссл-нием обычно понимается деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Любое научное исследование должно иметь свой предмет и объект, которые и задают область исследования.
Объектом научного исследования выступает материальная или идеальная система, а в качестве предмета может быть структура этой системы, закономерности взаимодействия и развития ее элементов и т.п.
Научное исследование отличается целенаправленностью, поэтому каждый исследователь должен четко сформулировать цель своего исследования. Целью научного исследования является проектируемый результат исследовательской работы. Это может быть всестороннее изучение какого-либо процесса или явления, связей и отношений с использованием разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.
Научн. исследования классифицир-ся по различным основаниям.
§ По источнику финансирования различают:научные исследования бюджетные;хоздоговорные;нефинансируемые.
§ По целевому назначению на:фундаментальные;прикладные.
Фундамент.научные иссл-ния – это эксперимент. или теор. деятельность, направл. на получение новых знаний об осн. закономерностях строения, функц-ния и развития человека, общества, окр. природной среды. Напр, к числу фундамент.м. отнести иссл-ния о закономерностях становления и функц-ния правового гос-ва или о мировых, регион. и гос. эк. тенденциях.
Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей. Напр, как прикладные можно рассматривать работы о методике оценки инвестиционных проектов в зависимости от их видов или работы, связанные с маркетинговыми исследованиями.
|
Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.
Разработкой наз-ют иссл-ние, кот.направлено на внедрение в практику рез-тов конкретных фундамент. и прикладных иссл-ний.
§ По срокам выполнениянауч. исследования можно разделить на:долгосрочные;краткосрочные;экспресс-исследования.
Можно выделить след.этапы науч.иссл-ния: 1)подготовит; 2)проведение теор. и эмпирич.иссл-ний; 3)работа над рукописью и её оформление; 4)внедрение рез-тов науч.иссл-ния.
Подготовит.этап вкл.: выбор темы; обоснование необх-сти проведения иссл-ния по ней; опр-ние гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария).
Вначале формул-ся тема науч.иссл-ния и обосновываются причины её разработки. Путем предв-ного ознакомления с лит-рой и мат-лами ранее проведенныхиссл-ний выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные рез-ты. Особое внимание следует уделить вопросам, на кот.ответов вообще нет либо они недостаточны. Составляется список нормативных актов, отечественной и зарубежной лит-ры. Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются ср-ва НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др.
Для проверки их годности м. проводиться пилотажные иссл-ния.
|
Исслед. этап сост. из систематич. изучения лит-ры по теме, статистич. сведений и архивных мат-лов; проведения теор. и эмпирич.иссл-ний; обработки, обобщения и анализа получ. данных; объяснения новых науч. фактов, аргумент-ния и формул-ния положений, выводов и практич. рекомендаций и предложений.
Третий этап вкл.: опр-ние композиции (построения, внутр. стр-ры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка исп-ной литературы и приложений.
Четвертый этап сост. из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок.
32. Выбор темы научного исследования и планирование научно-исследовательской работы
Тема научно-исследовательской работы может быть отнесена к определенному научному направлению или к научной проблеме. Под научным направлением понимается наука, комплекс наук или научных проблем, в области которых ведутся исследования.
Научная проблема – это совокупность сложных теоретических и (или) практических задач; совокупность тем научно-исследовательской работы. Проблема может быть отраслевой, межотраслевой, глобальной
Научная тема – это сложная, требующая решения задача. Темы могут быть теоретическими, практическими и смешанными.
|
Теоретические темы разрабатываются преимущественно с использованием литературных источников.
Практические темы разрабатываются на основе изучения, обобщения и анализа следственной, судебной, прокурорской и иной практики.
Смешанные темы сочетают в себе теоретический и практический аспекты исследования.
Тема научно-исследовательской работы, в свою очередь, может охватывать некоторый круг вопросов. Под научным вопросом понимается мелкая задача, относящаяся к определенной теме.
Считается, что правильный выбор темы работы наполовину обеспечивает успешное ее выполнение.
Рабочая программа – это изложение общей концепции исследования в соответствии с его целями и гипотезами. Она состоит, как правило, из двух разделов: методологического и процедурного.
Методологический раздел включает:
1) формулировку проблемы или темы;
2) определение объекта и предмета исследования;
3) определение цели и постановку задач исследования;
4) интерпретацию основных понятий;
5) формулировку рабочих гипотез.
Формулировка проблемы (темы) – это определение задачи, которая требует решения. Проблемы бывают социальные и научные. Социальная проблема – это противоречие в развитии общественной системы или отдельных ее элементов.
Научная (гносеологическая) проблема – это противоречие между знаниями о потребностях общества и незнанием путей и средств их удовлетворения. Такие проблемы решаются путем создания теории, выработки практических рекомендаций.
Опр-ние объекта и предмета иссл-ния. Объект иссл-ния -это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предмет иссл-ния - это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению.
Определение цели и задач исследования. Цель исследования - это общая его направленность на конечный результат. Задачи исследования -это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ.
Интерпретация осн. понятий - это истолкование, разъяснение значения осн. понятий. Сущ-ют теор. и эмпирич. интерпретация понятий. Теор. истолкование представляет собой логический анализ существенных свойств и отношений интерпретируемых понятий путем раскрытия их связей с другими понятиями.
Формулировка рабочих гипотез. Гипотеза как научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, явл-ся важным инструментом успешного решения исслед-ских задач. Программа иссл-ниям.б. ориентирована на одну или несколько гипотез. Разл-ют гипотезы: описательные, объяснительн. и прогнозн., основные и неосн., первич. и вторичные, гипотезы-основания и гипотезы-следствия.
Студенты ВУЗов рабочие программы научных исследований не разрабатывают, но планы подготовки уч. работ они составлять обязаны. План магистерской диссертации, дипломной или курсовой работы д. сод-ть введение, осн. часть, разбитую на главы и параграфы (вопросы), и закл-е. Он м.б.простым или сложным. Простой план содержит перечень осн. вопросов. В сложном плане каждая глава разбивается на параграфы. Иногда составляют комбинированный план, где одни главы разбиваются на параграфы, а другие оставляют без доп. рубрикации.