Анализ работы педагога-психолога
за 2014 -2015 учебный год
В 2014-2015 учебном году деятельность педагога-психолога была направлена на реализацию следующих задач:
1. Сохранение психологического здоровья детей.
2. Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.
3. Разработка и реализация групповых коррекционно-развивающих занятий.
4. Консультационная работа с родителями и педагогами.
5. Психологическое сопровождение детей в период адаптации.
6. Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, мониторинг развития.
7. Повышать уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса, направленного на качество психофизиологического здоровья.
Эффективность профессиональной деятельности характеризуется выполнением всех поставленных задач на учебный год.
С помощью администрации детского сада, педагогическим персоналом были созданы условия, способствующие охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
В детском саду обучается и воспитывается 136 детей, количество групп - 6. Психологическим сопровождением были охвачены все дети ДОУ. Социальный статус семей воспитанников ДОУ свидетельствуют о том, что:
Критерии | Количество семей |
Общее количество семей: | |
Полных | |
Неполных | |
Многодетных | |
Проблемных | - |
Опекунство | - |
Образовательный уровень родителей: | |
Высшее | |
Средне-специальное | |
Среднее | |
Неполное среднее | |
Социальный состав: | |
Служащие | |
Предприниматели | |
Рабочие | |
Неработающие | |
Жилищные условия: | |
Хорошее | |
Удовлетворительные | |
Плохие | - |
|
В течение 2014 - 2015 учебного года выполнялись все виды работ в соответствии с годовым планом: диагностическая, коррекционно-развивающая, психопрофилактическая, организационно-методическая, просветительская.
Коррекционно-развивающая работа с детьми
1. Для выявления ранней дезадаптации в течение 2-х месяцев (сентябрь-октябрь) под наблюдением находились дети раннего возраста – 18 человека. В процессе наблюдения велись адаптационные тетради.
Анализ показал:
- легкая степень адаптации у 36,5% детей;
- адаптация средней тяжести у 59% детей;
- тяжелая степень адаптации – 4,5% детей.
В период адаптации к дошкольному учреждению были организованы игры по книге Джеки Спилберга «Занимательные игры с малышами старше двух лет». В период с ноября по май велась групповая коррекционно-развивающая работа с детьми 1-й младшей группы на основе программы А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2 - 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» с целью преодоления стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
Занятия проводились 1 раз в неделю по 10-15 минут в условия группы. Всего в рамках программы было проведено 22 занятия. В результате данной работы дети 1-й младшей группы совершенствовали коммуникативные, игровые и двигательные навыки, развивали познавательные процессы. К концу года все успешно адаптировались к условиям дошкольного учреждения.
|
Сравнительный анализ адаптации детей
Учебный год | Степень адаптации (в %) | ||
лёгкая | средней тяжести | тяжёлая | |
2012-2013 | |||
2013-2014 | |||
2014-2015 |
2. В период с сентября по май велась групповая психопрофилактическая работа с детьми 2-й младшей и средней групп, в количестве 25 человек, на основе программы Е.А. Алябьевой «Психогимнастика в детском саду» с целью сохранения психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей.
Занятия проводились 1 раз в неделю по 15-20 минут в условиях группы. Всего в рамках программы было проведено во 2-й младшей группе - 22 занятия. При помощи психогимнастики у детей вырабатывались такие черты характера, как уверенность, честность, смелость, доброта и многие другие. Изжигались невротические проявления: страхи, различного рода опасения, неуверенность. По отзывам родителей, воспитателей, личным наблюдениям видно, что дети к концу года стали более общительными, легче выражают свои чувства и лучше понимают чувства других.
3. Каждый год в начале учебного года (октябрь) с детьми 3-7 лет проводится диагностика по адаптированному тесту умственного развития Бине-Симона, который позволяет определить соответствие умственного и паспортного возраста ребёнка. С помощью этого исследования выявлялись дети, нуждающиеся в помощи.
Учебный год | Умственный возраст соответствует паспортному | Умственный возраст ниже паспортного |
2012-2013 | 86 (99%) | 1 (1%) |
2013-2014 | 89 (99%) | 1 (1%) |
2014-2015 | 98 (99%) | 1 (1%) |
4. С детьми 4-5 лет в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года (май) проводилась адаптированная диагностика «Социометрия» (Л.В.Пасечник), направленная на выявление межличностных отношений в группе.
|
Сравнительный анализ показал, что на конец года число выборов увеличивается:
Учебный год | Число выборов на начало года Среднее на ребёнка | Число выборов на конец года Среднее на ребёнка |
2012-2013 | 4,9 | 9,2 |
2013-2014 | 3,7 | |
2014-2015 | 5,7 | 9,1 |
С октября по май с детьми проводились занятия для детей средней группы (4-5 лет) по программе «Лучик», направленные на развитие социально-коммуникативных навыков. Занятия проводились один раз в неделю в условиях группы. Длительность занятия 20 минут.
Анализ результатов показал, что занимаясь по данной программе дети научились эффективнее взаимодействовать друг с другом, преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться. Познакомились с эмоциями человека, научились осознать собственные эмоции и чувства, распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.
5. С детьми 5-6 лет в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года (май) проводилась адаптированная диагностика уровня развития связной речи (А.С.Герасимова).
Учебный год | Начало года (%) | Конец года (%) | ||||||
Составление рассказа по картинке | Составление рассказа по серии картинок | Пересказ сказки | Составление тематического рассказа | Составление рассказа по картинке | Составление рассказа по серии картинок | Пересказ сказки | Составление тематического рассказа | |
2012-2013 | н- 4,5 нс- 39 с- 52 в- 4,5 | н- 4 нс- 48 с- 48 в- --- | н- --- нс- 61 с- 35 в- 4 | н- 4 нс- 61 с- 35 в- --- | н- --- нс- 9 с- 78 в- 13 | н- --- нс- 13 с- 74 в- 13 | н- --- нс- 4 с- 74 в- 22 | н- --- нс- 22 с- 69 в- 9 |
2013-2014 | н- 8 нс- 46 с- 42 в- 4 | н- 15 нс- 46 с- 32 в- 8 | н- 19 нс- 50 с- 27 в- 4 | н- 15 нс- 46 с- 35 в- 4 | н- 4 нс- 12 с- 76 в- 8 | н- 4 нс- 12 с- 69 в- 15 | н- 8 нс- 12 с- 49 в- 31 | н- 4 нс- 12 с- 72 в- 12 |
2014-2015 | н- 14 нс- 76 с- 10 в- --- | н- 5 нс- 71 с- 24 в- --- | н- 32 нс- 48 с- 20 в- --- | н- 28 нс- 24 с- 44 в- 4 | н- 5 нс- 71 с- 24 в- --- | н- --- нс- 12 с- 80 в- 8 | н- --- нс- 8 с- 76 в- 16 | н- --- нс- 12 с- 86 в- 12 |
Н – низкий уровень; нс – уровень ниже среднего; с – средний уровень; в – высокий уровень.
С октября по май с детьми проводились занятия для детей старшей группы (5-6 лет) по программе «Лучик», направленные на развитие речевых.
Анализ результатов показал, что занятия по программе помогли детям развить фантазию, связную речь, умение рассказывать, описывать, излагать.
6. С детьми 6-7 лет в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года (май) проводилась адаптированная диагностика «Изучение социальных эмоций» (А.Д. Кошелева, Г.А. Урунтаева).
Учебный год | Уровень положительных социальных эмоций на начало года (%) | Уровень положительных социальных эмоций на конец года (%) |
2012-2013 | с – 30 н - 70 | с – 100 н - --- |
2013-2014 | с – 58 н - 42 | с – 100 н - --- |
2014-2015 | с – 48 н - 52 | с – 100 н - --- |
с – сформированы; н – не сформированы
С октября по апрель с детьми проводились занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет) по программе «Лучик», направленные на развитие нравственных качеств.
Анализ результатов показал, что занятия способствовали развитию игровой деятельности, приобщению к элементарным общепринятым моральным нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и со взрослыми, формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
7. С детьми подготовительной к школе группе (6-7 лет) в начале года (сентябрь-октябрь) и в конце года (апрель-май) проводилась диагностика школьной готовности, по следующим методикам: тест на изучение «Школьной зрелости» Керна-Йерасека; тест на изучение «Мотивационной готовности к школьному обучению» А.Л. Венгера; «Узнавание фигур» (кратковременная зрительная память –КЗП) Бернштейна; «ВОК» (внимание, способность к простейшей ориентации в пространстве, представления ребёнка о количестве) И.Н. Агафоновой; «Дорожки и мячи» (моторика рук - М) А.В Сазоновой; «Цыплята» (абстрактно-логическое мышление - ЛМ) модификация тестов Г. Айзенка; «Предложения» (вербально-логическое мышление - ВЛМ) А.В. Сазоновой; «Дорисуй» (креативность - КР) модификация тестов на воображение.
Дополнительно в январе проводилась промежуточная диагностика на изучение «Мотивационной готовности к школьному обучению» А.Л. Венгера.
Учебный год | Уровень | КЗП (%) | (%) | ВЛМ (%) | ЛМ (%) | М (%) | КР (%) | ||||||||||
В | О | К | |||||||||||||||
2012-2013 | н с в | - | - | - - | - | - | Л70П20 Л30П70 Л- П10 | Л20П- Л80П50 Л- П50 | - | ||||||||
2013-2014 | н с в | - | - | - | - | - | Л58П12 Л42П76 Л- П12 | Л8 П- Л92П62 Л- П38 | |||||||||
2014-2015 | н с в | - | - | -12 | - | - | - | - | Л56П24 Л44П72 Л- П4 | Л- П- Л88П24 Л12П76 | - |
- Начало года н – низкий уровень; с – средний уровень; в – высокий уровень
- Конец года
По Керну-Йерасеку
Учебный год | Начала года | Конец года (%) | ||
Готовы (%) | Не готовы (%) | Готовы (%) | Не готовы (%) | |
2012-2013 | ||||
2013-2014 | ||||
2014-2015 |