НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ
АКАДЕМИЯ (ВЭГУ)
ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Профиль 050100.62 Педагогическое образование | ||
Направление – Дошкольное образование | ||
Миннигалямова Гульназ Сириновна | ||
Роль спортивных игр в формирование личностных качеств ребенка и его физическом развитие | ||
Проверил:
Уфа 2015
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования данной курсовой заключается в том, что в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.
Дети старшего дошкольного возраста с большим желанием и интересом принимают участие в спортивных играх. Освоение элементов спортивных игр составляет основу для дальнейших занятий спортом. Однако методика проведения спортивной игры имеет свою специфику: требует обязательного учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности. Заниматься спортом в прямом смысле этого слова детям дошкольного возраста не рекомендуется, но некоторые элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.
В детском саду физическому воспитанию детей уделяется большое внимание. Назначение занятий по физической культуре состоит в том, чтобы:
- обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма через специально организованные оптимальные для всех детей данного возраста и для каждого ребенка в отдельности физические нагрузки;
|
- удовлетворять естественную потребность детей в движении;
- давать возможность каждому дошкольнику демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них;
- создавать необычные, интересные для детей ситуации, в которых движения, двигательные действия будут способствовать активизации мышления, поиску ребенком адекватных форм поведения.
Цель исследования – изучить роль спортивных игр в формировании личностных качеств ребенка и его физическое развитие.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
- раскрыть характеристику физических качеств детей дошкольного возраста;
- изучить подвижные игры и их роль в развитии детей;
- провести исследование влияния подвижных игр на физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Объект исследования: роль спортивных игр в развитии физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: спортивная игра как средство развития личностных и физических качеств детей дошкольного возраста.
Гипотеза - спортивные игры способствуют улучшению физических качеств у дошкольников.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение.
Теоретическая значимость исследования - обобщение, анализ и систематизация материалов по проблеме развития детей дошкольного возраста, в частности организация подвижных игр в дошкольных учреждениях.
База исследования: МБДОУ № 30 г. Бугульма.
|
Выборка составила 15 детей старшей группы.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных учреждений в процессе сотрудничества с родителями воспитанников в целях укрепления их здоровья.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Спортивные игры как средство физического воспитания
Среди большого разнообразия средств физической культуры и спорта одно из ведущих мест занимают спортивные игры.
Спортивные игры в их современном виде начали складываться в конце XIX и начале XX века. Они представляют собой высшую ступень развития народных игр. Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры, способствует воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, моральных и волевых качеств. Одновременно игры позволяют совершенствовать жизненно важные умения и навыки.
Круг игр, используемых в настоящее время в целях физического воспитания, довольно широк. Их принято делить на две большие, группы: подвижные и спортивные.
К подвижным относятся простые игры с элементарными правилами и несложными взаимодействиями.
Спортивные игры — это единоборство двух сторон, протекающее в рамках правил, преимущество в котором оценивается по количеству достижений обусловленной цели. Спортивные игры отличаются едиными правилами, четко определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и т. п.
|
Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий. Сложная техника игровых приемов и тактических действий определяет-необходимость длительной специальной подготовки игроков.
Каждая спортивная игра имеет характерные особенности. Вместе с тем у различных игр имеются и схожие признаки, позволяющие разделить их на определенные группы: командные и некомандные, с соприкосновением с соперником и без соприкосновения, с дополнительным снарядом (клюшка, ракетка, бита) и без него.
Движения и действия, используемые в спортивных играх, разнообразны: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие стремятся, целесообразно применяя игровые приемы, совместно со своими партнерами добиться преимущества над соперником, который оказывает активное сопротивление.
Активное противодействие соперника постоянно изменяет условия осуществления задуманных действий отдельного игрока и команды в целом. Быстрая смена игровых ситуаций ставит перед играющими самые разнообразные задачи, требующие быстрейшего решения, для этого необходимо в кратчайшие промежутки времени увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и соперника, положение мяча, шайбы), оценить ее, выбрать наиболее целесообразные действия и применить их. Все это можно осуществить лишь, имея определенные знания, навыки, умения.
Двигательные навыки занимающихся спортивными играми отличаются большой подвижностью, динамичностью. Играющие должны уметь выполнять точные передачи, удары по воротам, броски мяча в корзину и т. п. различными способами и в самых разнообразных условиях.
Важной особенностью спортивных игр являются сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр — командные, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников. Осложняет взаимодействие то, что в игре нет заранее определенной последовательности выполнения игровых приемов и постоянного ритма. В каждой ситуации действия отдельных игроков команды различны, но они должны быть взаимообусловлены и направлены на решение общей задачи. От спортсменов требуется максимум инициативы, творчества и смелости, чтобы согласовывать свои действия с партнерами и добиваться успеха.
Огромное значение в коллективной игре имеет взаимопомощь. Своевременная и правильная помощь партнеру — важный фактор для достижения победы над соперником. Помогая друг другу как в нападении, так и в защите, игрокам необходимо стремиться создавать постоянное численное преимущество.
Рамки деятельности в игре ограничены соответствующими правилами, за нарушение которых положены определенные наказания. Спортсмены должны не только определять, какой технический прием или какое тактическое действие нужно использовать в данный момент, но и оценивать его с позиций правил игры.
Таким образом, спортивные игры способствуют воспитанию целого ряда положительных навыков и черт характера: умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, уважение к своим партнерам и соперникам, сознательную дисциплину, активность, чувство ответственности и т. п.