Что такое мировоззрение?




Кэрол Хилл

Мировоззренческий подход к науке
и Библии

Перевёл с английского:

Евгений Ерёмин

Контакт с автором: carolannhill@cs.com
Контакт с переводчиком: https://vk.com/yeriomin


Оглавление

Глава 1. Мировоззренческий подход. 3

Глава 2. Шесть дней сотворения. 15

Глава 3. Родословия Книги Бытие и возраст Земли. 30

Глава 4. Всемирный Потоп: всемирный или локальный?. 51

Глава 5. Геология Потопа. 74

Глава 6. Эволюция. 98

Глава 7. Адам и Ева и происхождение человека. 120


Глава 1. Мировоззренческий подход

Бытие 1:6-7. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

Какая картина возникает в уме, когда вы читаете эти два стиха Книги Бытие? Водяной пар в атмосфере Земли – это воды над твердью, а жидкая вода в океанах – воды под твердью? У меня в уме возникает эта картина, и после 40 лет чтения Библии мне трудно представить себе, что у библейского автора в уме была другая картина. Книга Бытие происходит из культуры Междуречья 2500-1500 гг. до н.э., а в космологическом мировоззрении того времени понятия «твердь», «воды» и «земля» имели совершенно иные значения, чем сегодня. Я объясню эту древнюю космологию в этой главе позже, но сначала я хотела бы поставить вопрос: «Что такое мировоззренческий подход к науке и Писанию?» Прежде, чем сказать, что это такое, я скажу, чем это не является.

 

Мировоззренческий подход

Не просто герменевтика

Мировоззренческий подход – это подход не просто герменевтический, хотя понятие мировоззрения охватывает многие аспекты герменевтики. Герменевтика учитывает древний язык библейского автора; историческое, материальное, политическое и культурное окружение библейского рассказа; контекст отрывка текста относительно сказанного до и после него или же связанного с ним по смыслу; стилистику – является ли текст образным, поэтическим, прозаическим, пророческим, повествовательным, использованы ли в нём притчи, метафоры или гиперболы.[1] Мировоззренческий подход вбирает в себя любые из этих герменевтических методов или их все, но это не просто сумма этих методов.

То, как выражает себя культура на письме или в устной речи, является одним из аспектом мировоззрения, но это понятие намного шире, чем простое рассмотрение литературного или разговорного стиля. Иисус часто говорил притчами или с преувеличением (гиперболами), чтобы лучше донести свою мысль. Притча – это правдоподобная история, придуманная, чтобы выразить более важную истину или ответить на вопрос. Одна из целей изъяснения притчами была в том, чтобы затемнить истину для людей безразличных, «попав в цель» у тех, кто ищет истину всерьёз. Притча – это сродни «метафоре», то есть слову или фразе, которые применяются по отношению к некоему объекту или понятию как небуквальное, но сильное средство сравнения (напр., «мой Бог – скала»).

Понимать такие литературные приёмы как гипербола и метафора важно для различения того, что в библейском тексте надо понимать буквально, а что – образно. Гипербола – это очевидное или намеренное преувеличение, сделанное ради красного словца, но которое не надо воспринимать абсолютно буквально. Это речевое средство в Библии встречается часто, потому что оно было и остаётся распространённой формой выражения среди семитских народов. Гиперболами пользовался Иисус. Например, в Мт. 5:28-29 приводятся слова Иисуса о том, что если кто смотрит на женщину с вожделением, ему следует вырвать себе глаз и выбросить его. Это был способ, которым он поразил людей преувеличением, но его не нужно было понимать буквально, потому что, как Иисус, несомненно, знал, человек с одним глазом может быть не менее похотливым, чем с двумя.

Для темы этой книги – то есть, для апологетического подхода, примиряющего науку с Писанием – важнее то, что герменевтика в основном пытается понять Библию с точки зрения её внутренней связности. Она не рассматривает всех проблем, которые ставит перед библейским текстом современная наука. Эти проблемы очень реальны, а герменевтика даже не начинает примирять научные данные с библейским текстом. Однажды я была на конференции креационистов, и один из ключевых выступающих сказал, что он на основании одних только герменевтических исследований пришёл к выводу, что библейский Потоп был всемирным. Он геологической невозможности этого вывода и не упоминалось – это должно было быть истиной только на основании герменевтики. Должен быть лучший способ примирения науки и Писания, такой, который увязывался бы и с хорошей библеистикой, и с хорошими естественнонаучными исследованиями.

 

Не просто культура

 

Культура – вероятно, один из наиболее важных факторов, которые надо учитывать при толковании Библии. Чтобы понять какой-либо текст в его полноте, иногда важно понять стоящую за ним культурную традицию, иначе его настоящий смысл может быть преуменьшен и неверно истолкован. Примером такого высказывания, где смысл преуменьшается из-за незнания культурного фона тех времён, является Евангелие от Матфея 5:41 – «И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». Исторический и культурный контекст за этим стихом следующий: римлянин по закону мог заставить неримлянина нести свой груз одно поприще (1000 шагов), но не больше. Мы называем это принципом «пройди лишнее поприще», одним из множества, провозглашённых Иисусом в Нагорной проповеди и заменяющих ненависть любовью. Смысл его в том, что Богу важно не строгое подчинение закону (пройти ровно одно поприще и не больше), а отношение сердца к другим людям. Знание культурного фона этих слов расширяет их смысл, но в этом случае смысл не теряется и без этого знания.

Пример такого высказывания, где смысл без знания культурной коннотации можно истолковать неверно, мы находим в Мт. 5:13: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям». Эти слова приводили годами меня в недоумение. Что значит: «если соль потеряет свою силу?» Будучи минералогом и геологом, я знаю, что галит (обычная поваренная соль) не может утратить своего солёного вкуса. Неясно и то, какое отношение к соли имеет «попрание». В этой фразе я не понимала того, что во времена Иисуса в местности, где Он жил, соль добывалась в основном из близлежащего Мёртвого моря, и эта соль не всегда была чистым галитом. Эта соль смешана в некоторой пропорции с гипсом (сульфат кальция), ещё одним минералом-эвапоритом. Если галитную (солёную) часть из этой смеси удалить, останется безвкусный гипс, бесполезный для приправы пищи или для консервации мяса. Поэтому во времена Иисуса гипсовую часть выбрасывали и использовали для мощения дорог, где её «попирали люди». Значит, реальный смысл этих слов с точки зрения культуры того времени и места, в том, что мы должны оставаться чистыми и ни с чем не смешанными, чтобы нас не попирал внешний мир.

Оба эти примера показывают, что культурный контекст для понимания библейского текста может быть крайне важен. Однако мировоззрение – это не просто культура, хотя различие между ними иногда может быть тонким. Культурные аспекты общества можно увидеть или различить; мировоззрение увидеть нельзя, особенно людям, которые им обладают и им сформированы. Мировоззрение – это те аспекты культуры, которые сплетены в иной способ осознания мира. Это не сама культура, а склад ума, проистекающий из культуры.

 

Что такое мировоззрение?

Мировоззрение – это базовый способ интерпретации вещей и событий, пронизывающий культура так полно, что становится для данной культуры концепцией реальности – что хорошо, что важно, что священно, что реально. Он распространяется на восприятие пространства и времени, счастья и благосостояния. Верования, ценности и поведение в данной культуре произрастают напрямую из её мировоззрения.

Большинство людей никогда не слышали о мировоззрении. Это вызвано тем, что оно действует без сознательного осознания людьми наличия его у них. То, как мы смотрим на вещи, кажется нам правильным и естественным, потому что мы были так воспитаны. И поскольку это кажется правильным и является основанием нашей реальности, мы приходим к мнению, будто наше мировоззрение является врождённым для всех людей и превосходит все остальные мировоззрения. Такая этноцентричная предвзятость характерна для всех обществ, не только для нашего. Именно поэтому Запад сотнями лет ломал себе голову над «непостижимым» азиатским сознанием, а азиаты – над сознанием западным. Или почему в современном мире мы на Западе не можем понять сознание арабов. Робертсон Мак-Квилкин в своей книге «Понимание и применение Библии» цитирует такие слова Т. Лоренса (Лоренс Аравийский), жившего среди арабов во время первой мировой войны: «У семитов (арабов) в регистре зрения не было полутонов. Это были люди основных цветов, или даже чёрного и белого, всегда видевшие мир контурно. Это были люди догматичные, презирающие сомнение, наш нынешний терновый венец. Они не понимали наших метафизических затруднений, наших интроспективных вопросов. Они знали только истину и неистину, веру и неверие, без нашего кортежа колеблющихся более тонких тонов».[2]

Западному сознанию арабы казались и кажутся догматичными, потому что они не основывались и не основываются на той же мировоззренческой системе. Или, как замечает Мак-Квилкин, «кажется, что это (различия между ними и нами) произрастает из базового способа мышления». Они действительно произрастают из другого способа мышления! Понимаем ли мы сознание арабов сегодня, когда они жертвуют своих сыновей на джихад в порядке священной обязанности перед исламом? Понимают ли они (в целом) нашу западную концепцию индивидуальной свободы? Таким образом, мировоззрение – это все аспекты культуры, связанные воедино в иной способ мышления о мире и об отношениях между разными членами общества.

В западной культуре отдельные личности часто ставятся выше групп, поэтому важно то, что способствует счастью и самореализации отдельного человека. Западная культура рассматривает вещи линейно, как цепочку причин и следствий, где действия имеют свои последствия. Во многих восточных (азиатских) культурах, ситуация совсем другая. Отдельные люди не так важны – важны групповые взаимоотношения. Группа определяет реальность для отдельной личности, и поэтому она поступает так, как ожидает группа.

В анимистических обществах реальность и судьбу человека контролирует мир духов. Таким образом, чтобы избежать зла, взрастить добро и приобрести власть, нужно воздействовать на мир духов или умилостивлять его. Например, в некоторых анимистических культурах надо избегать таких вещей как зрительный контакт (чтобы кто-то вас не сглазил), речь должна оставаться мягкой (чтобы не обидеть духов), видения и сны трактуются как значимые послания из мира духов. Анимистическое мировоззрение всё ещё преобладает в Африке, даже среди христиан. Именно поэтому там было так трудно контролировать СПИД. С точки зрения контроля со стороны духов, СПИД вызывается не незащищённым сексом, а злыми духами. Поэтому вместо западной ментальности, в которой отдельные люди контролируют свои поступки (а значит, и последствия этих поступков), тамошняя ментальность говорит, что вы заразились СПИДом из-за того, что на вас, возможно, наложил проклятие кто-то из ваших врагов.

Как будет сказано в главе 7, анимизм – это древнейшая форма религии, существовавшая в Африке и Европе, как думают, десятки тысяч лет назад, что видно в шаманском пещерном искусстве этих древних народов.[3] Но остатки этой древнейшей формы религии всё ещё подсознательно вплетены во все основные религии мира и сегодня. Анимистические слои имеются в буддизме в виде представлений об удаче и счастливом случае, о плохих и хороших числах, о понятиях «инь» и «ян», взаимодействие которых влияет на судьбу людей. Они присутствуют в исламе как «барака» - безличная духовная сила, концентрирующаяся в предметах и людях. Присутствуют они и в Библии, например, в 1 Царств 28, где Саул советуется с Аэндорской волшебницей. Такие «встроенные» следы изначальных религий – анимизма или политеизма – влияют на мировоззрение той или иной культуры, но эта культура редко осознаёт то тонкое влияние, которое оказывают эти факторы.[4]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: