В 1878 г. немец по имени Юлиус Велльхаузен провёл критический источниковедческий анализ Книги Бытие и выступил с гипотезой, что эта книга была написана четырьмя разными авторами (составлена из 4 источников), жившими в эпоху Израильского царства (800-600 до н.э.), а не в патриархальный период или раньше.[32] Эти 4 основных источника текста Книги Бытие называют яхвистским (J), элохистским (E), второзаконническим (D) и священническим (P). Основной тезис литературно-критического метода состоит в том, что за повествованием Книги Бытие стоят разные документы, и что Бытие – это синтез фрагментов, отобранных из различных источников и записанных через долгое время после жизни Моисея. После Велльхаузена было много модификаций, добавлений и возражений против литературно-критического подхода, а дата написания некоторых разделов Книги Бытие была даже перенесена на V в. до н.э. – эпоху вавилонского пленения.
Многие комментаторы Библии после Велльхаузена принимали его анализ источников или полностью, или частично. Пример частичного принятия литературно-критического подхода мы видим у Вестерманна: «В текстах рассказов о праотцах видны явные признаки постепенного роста на протяжении длительного времени. Первые контуры сохранились вдоль того пути, по которому они прошли через века и который ведёт от патриархального периода к израильской монархии».[33] Другие, полностью принимающие гипотезу Велльхаузена, думают, что авторы в период монархии выдумали и праотцев, и рассказы о них. Для них типично мнение Мейдмена: «Мир Авраама, Исаака и Иакова родился в умах великих израильских писателей».[34] Археология может подтвердить древность некоторых аспектов преданий о патриархах,[35] но не может доказать, жили ли они, и если да, то когда. Неизвестно никаких археологических свидетельств, подтверждающих существование патриархов, и Библия является единственным известным документом, в котором они упоминаются.
|
Числовая симметрия и гармония текста Книги Бытие, как было сказано в этой главе, и месопотамская нумерология, о которой говорится в главе следующей, противоречат предположению о написании Книги Бытие рядом авторов на очень позднем этапе:
1) Как могло множество авторов, живших в разное время в эпоху Израильского царства или позже, создать такой гармоничный в литературном и числовом отношении текст, взаимосвязанный на протяжении Бытие 1, историй об Эдемском саде, Каине и Авеле и Ное?
2) Если Книга Бытие была создана в намного более позднее время, почему её литературная форма с повторами, параллелями и концовками соответствует стилю эпических повествований на клинописных табличках из древнего Междуречья?
3) Преувеличенные возрасты патриархов в Книге Бытие основаны на шестидесятеричной (с основанием 60) древних шумеров (таблица 3.2), а не на десятичной системе, использовавшейся израильтянами в эпоху монархии. Математика на основе шестидесятеричной системы возникла в Междуречье около 3200 г. до н.э. и достигла своего пика в древневавилонский период около 1800-1600 до н.э.[36] Затем она увядала, пока вавилоняне в VII в. до н.э. не были поглощены ассирийцами. Если евреи переняли десятичную систему в Египте (таблица 3.1), зачем еврейские писцы в эпоху монархии или изгнания стали бы использовать шестидесятеричную систему счисления, если бы эта система не была уже встроена в их священные исторические документы? Междуречье было единственной древней культурой, где вдобавок к десятичной системе использовалась система шестидесятеричная.[37]
|
4) Долгие, преувеличенные, «священные» сроки жизни патриархов (см. главу 3) типичны для текстов древнего Ближнего Востока, но ко времени Соломона и Давида (монархии) использовались числа «реальные» или предпочтительные, а не нумерологические (таблица 3.1). Например, 600-летний возраст Ноя в Бытие 7:6 отражает шестидесятеричную (60 x 10) систему древних шумеров, где числа имели священное значение, а не числовое значение возраста, использовавшееся ко времени монархии.
5) В тексте Книги Бытие сохранены «исторические воспоминания». Иногда это «старые» слова, имеющие древнее шумерское происхождение, а иногда географические названия и места, свидетельствующие о времени написания текста. Некоторые из этих «исторических воспоминаний» мы упомянем в следующих далее главах.
Всё вышесказанное подтверждает, что оригинал текста (или текстов) Книги Бытие был написан где-то после изобретения повествовательной литературы (ок. 2500-2000 до н.э.), и(ли) в патриархальный период (ок. 2000-1500 до н.э.), а не в эпоху израильской монархии, как утверждали Велльхаузен и другие.
Так как же насчёт гипотезы Велльхаузена, за которой последовали десятки богословов, поскольку она была выдвинута больше 100 лет назад? Мировоззренческий подход соответствует мнению Кенната Китчена, высказанному в книге «Надёжность Ветхого Завета»: «Полностью неверна предложенная в XIX веке «эволюционная» схема (Велльхаузена)… Вкачанная в поколения студентов, и будущих, и практикующих библеистов, она (увы!) всегда была и остаётся чистейшей фантазией».[38] Субъективная оценка Велльхаузеном еврейского текста просто не подходит к реальной истории, которую можно проверить.