Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российский государственный университет туризма и сервиса»
(ФГОУВПО «РГУТиС»)
Утверждаю
Проректор по учебной работе
_____________Н.Г. Новикова
«_____»____________ 200__г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Дисциплины
«Организация деятельности службы питания в гостинице»
Программы опережающего профессионального обучения
И повышения квалификации
«Технология и организация услуг питания в туристических
Объектах и гостиницах»
Москва 2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Учебная рабочая программа по дисциплине (модулю, курсу) | |
2. | Рекомендации по изучению дисциплины (модуля, курса) | |
3. | Распределение объема дисциплины (модуля, курса) и видов учебной работы | |
4. | Распределение трудоемкости дисциплины (модуля, курса) и видов учебной работы | |
5. | Содержание дисциплины (модуля, курса) | |
6. | Курс лекций | |
7. | Рекомендации для проведения практических занятий и научно-исследовательской работы | |
8. | Задания для самостоятельной работы | |
9. | Методические указания по выполнению контрольной работы | |
10. | Методические указания для преподавателей по дисциплине (модулю, курсу) | |
11. | Глоссарий. | |
12. | Тесты и другие контрольно-измерительные материалы для оценки освоения материала по дисциплине (модулю, курсу) | |
13. | Перечень вопросов к промежуточной и итоговой аттестации |
Учебная рабочая программа по дисциплине «Организация деятельности службы питания в гостинице»
Учебная рабочая программа по дисциплине «Организация деятельности службы питания в гостинице» разработана для опережающего профессионального обучения и повышения квалификации работников для сферы туризма и сервиса. Предусматривает проведение лекционных и семинарских занятий. Форма обучения – индивидуальная.
Цель дисциплины - формирование базовых теоретических знаний и практических навыков в изучении организации деятельности службы питания гостиничного предприятия.
Рекомендации по изучению дисциплины «Организация деятельности службы питания в гостинице»
Программой дисциплины предусмотрено изучение структуры службы питания гостиничных предприятий, ее роли в гостиничном предприятии.
В процессе изучения дисциплины слушатели знакомятся с назначением и характеристиками отдельных подразделений службы питания, изучают физиологические принципы построения пищевых рационов, национальные особенности и традиции питания, а также банкетное и кейтеринговое обслуживание в деятельности предприятий питания гостиницы.
В результате изучения дисциплины «Организация деятельности службы питания в гостинице» слушатели приобретают необходимые знания и умения по организации работы службы питания гостиничных предприятий, которые в дальнейшем позволят выбрать наиболее рациональные и перспективные пути функционирования этой службы.
Распределение объема дисциплины и видов учебной работы
Виды занятий и контроля | Количество часов, форма аттестации и контроля знаний |
Всего часов | |
Лекции | |
Практические занятия | |
Семинарские занятия | |
Форма итоговой аттестации | зачет |
Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы
Наименование тем, их содержание и объем в часах аудиторных занятий
№ | Наименование темы | Очная форма обучения | |
Л | C | ||
1. | Служба питания, ее роль в гостиничном предприятии | ||
2. | Структура службы питания в гостиничных предприятиях различных типов и классов. | ||
3. | Основные принципы составления рационов проживающих в гостинице. | ||
4. | Виды услуг питания в гостиничных предприятиях и методы обслуживания. | ||
5. | Особенности обслуживания в гостиничных номерах. | ||
6. | Организация обслуживания массовых мероприятий. |
Содержание дисциплины
Тематическое содержание дисциплины
лекции (Л), практические занятия (ПЗ), семинарские занятия (СЗ)
№ п/п | Наименование темы | Содержание темы | Вид занятий* |
1. | Служба питания, ее роль в гостиничном предприятии | Место службы питания в структуре гостиницы. Взаимосвязь службы питания с другими службами в гостинице. Соотношение услуги размещения и услуги питания. | Л |
2. | Структура службы питания в гостиничных предприятиях различных типов и классов. | Миссии и цели службы питания в гостинице. Организационная структура службы питания в зависимости от типа и класса гостиницы. Назначение и краткая характеристика отдельных подразделений службы питания: обслуживание в залах предприятий питания, обслуживание в номерах; обслуживание массовых мероприятий. Различные подходы к организации питания в гостинице: предприятия питания в составе гостиницы, аренда предприятий питания. | Л, СЗ |
3. | Основные принципы составления рационов проживающих в гостинице. | Физиологические принципы построения пищевых рационов. Сбалансированность основных веществ в питании. Роль основных веществ в питании, потребность в них организма. Режим питания. Основные подходы к формированию рационов питания. Особенности составления рационов для организованных контингентов питающихся. Учет возрастных особенностей, современных школ питания. | Л, СЗ |
4. | Виды услуг питания в гостиничных предприятиях и методы обслуживания. | Виды услуг питания в гостиничных предприятиях: полный пансион – (FB); полупансион – (HB);одноразовое питание (завтрак) – (BB), все включено в стоимость – All inclusive т.д. Формы и методы обслуживания. Методы обслуживания: «а ля карт», «а парт», «табльдот», шведский стол, буфетное обслуживание, их характеристика. Виды завтраков: континентальный, расширенный, английский, американский, завтрак с шампанским, поздний завтрак. Виды завтраков с учетом особых привычек иностранных гостей: австрийский первый и второй, испанский и португальский ранний и поздний, немецкий первый и второй, французский первый и второй, швейцарский первый и второй, итальянский, голландский, скандинавский. | Л, СЗ |
5. | Особенности обслуживания в гостиничных номерах. | Особенности обслуживания питанием в гостиничных номерах.Прием и порядок выполнения заказа. Назначение специального оборудования, столовой посуды и приборов. Правила обслуживания гостей в номерах. Обслуживание через поэтажные буфеты-бары. | Л |
6. | Организация обслуживания массовых мероприятий. | Особенности организации обслуживания массовых мероприятий. Классификация, краткая характеристика. Роль банкетного и кейтерингового обслуживания в деятельности предприятий питания гостиницы. Организация работы кейтеринговой службы Общественное питание типа «кейтеринг», категории, характеристики. Специальные формы обслуживания (ланчи, бранчи и т.д.) Организация обслуживания свадебных банкетов, тематических вечеров и т.д. Организация досуга в предприятиях питания гостиниц: шоу-программы, музыкальные программы, матине, караоке и др. | Л, СЗ |
Курс лекций
Тема 1
Служба питания, ее роль в гостиничном предприятии
Работа гостиничного предприятия питания несколько отличается от работы обычного ресторана. Время работы гостиничного ресторана должно быть таким, чтобы удовлетворять подавляющее большинство постояльцев в услугах питания, даже, если для этого в отдельные часы работа ресторана не будет приносить прибыли. При этом до 70% гостей отеля не обедают в гостиничном ресторане и до 50% не ужинают в нем, а 2/3 дохода ресторана поступает от сторонних посетителей. Отсюда следует важный вывод: гостиничный ресторан должен иметь отдельный вход с улицы и свою автомобильную стоянку.
До 50-х г.г. ХХ в. ресторан в гостинице был второстепенным источником дохода. Иногда он даже был для владельца отеля скорее обузой. Считалась допустимой небольшая убыточность ресторана, которая покрывалась доходами от номерного фонда. С другой стороны, постоялец отеля часто считал еду в ресторане отеля неважной по качеству и предпочитал обедать и ужинать вне гостиницы.
Однако по мере снижения загрузки гостиниц, отмеченного в конце ХХ в., роль службы питания как источника дохода стала возрастать, а в настоящее время практически сравнялась с ролью номерного фонда. Отсюда повышенное внимание к этой службе – рестораны отелей становятся все более роскошными, число их в одном отеле увеличивается, концептуальная направленность расширяется: появляются специализированные рестораны с национальными кухнями, кофейни, бары и т.д.
Довольно часто помещение ресторана гостиницы со всем оборудованием сдается в аренду какому-либо профессиональному ресторатору, а в договоре аренды оговариваются условия, необходимые для удовлетворения потребностей постояльцев гостиницы. Если же ресторан (один или несколько) находится в структуре отеля, то он относится к службе питания (Food and Beverage Department, Catering Department), во главе которого стоит директор, обязательно входящий в состав правления отеля.
Помимо службы питания, в структуре гостиницы выделяют следующие подразделения:
- служба управления номерным фондом;
- административная служба;
- коммерческая служба;
- инженерно-техническая служба;
- вспомогательные и дополнительные службы.
Хотя каждое из вышеперечисленных функциональных звеньев использует свою специфическую технологию, все вместе они имеют одну общую цель – удовлетворение потребностей клиентов. Более того, все услуги гостиничного предприятия дополняют друг друга, в большинстве случаев являются взаимосвязанными и воспринимаются гостем как единое целое.
К примеру, служба питания сотрудничает:
- со службой управления номерным фондом – стирка, глажение и ремонт столового белья и униформы, иногда осуществление услуги мини-бара, присмотр за детьми;
- с административной службой – управленческие, организационные, кадровые вопросы;
- с коммерческой службой – финансовая деятельность, реклама и PR, маркетинговые исследования;
- с инженерно-технической службой – ремонт мебели и оборудования предприятий питания, поддержание в надлежащем состоянии всех инженерных систем (водопровод, отопление, энергоснабжение, кондиционирование и вентиляция);
- с дополнительными службами – цветочное оформление торговых залов, фото-услуги, продажа периодических изданий, обмен валюты и т.п.
В целом, служба питания выходит по значимости на одно из первых мест в структуре отеля. Услуги питания в гостиничной индустрии являются вторыми после услуг размещения по объему приносимой прибыли. По разным источникам эта сумма достигает от 25% до 40%.
Услуги по предоставлению гостям питания состоят из комбинации различных процессов: производственного (приготовление блюд на кухне), торгового (продажа готовых к употреблению продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков), сервисного (обслуживание гостей официантами в ресторане, баре, кафе, гостиничных номерах).
Руководитель службы питания гостиницы контролирует следующие виды работ:
- работу кухни и буфетов;
- банкетную деятельность;
- организацию обслуживания в ресторане;
- обслуживание в номерах;
- снабжение мини-баров;
- обслуживание в комнатах или зонах отдыха;
- обслуживание гостей в барах;
- работу уборщиков и мойщиков посуды.
Менеджеры среднего звена. Руководят повседневной деятельностью предприятия, в меньшей степени занимаются стратегическими проектами. Их обязанности:
- обучение / инструктирование персонала;
- руководство работами, связанными с открытием и закрытием ресторана;
- проверка состояния меню;
- инструктаж супервайзеров и сотрудников сервиса перед началом смены и по ее завершении;
- контроль наличия предварительных заказов на обслуживание /
предварительное бронирование столиков;
- приветствие посетителей;
- общение с гостями (справляться у посетителей о качестве обслуживания и относительно качества еды и напитков);
- контроль за процессом обслуживания в зале;
- предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций;
- контроль за присутствием сотрудников на смене;
- при необходимости оказание помощи сотрудникам и посетителям;
- подготовка отчетов для вышестоящих менеджеров.
Говоря о роли и современных тенденциях развития гостиничной гастрономии, следует подчеркнуть, что в последние годы многие гостиничные фирмы стали использовать стратегию под названием outsorsing – аутсортинг. Применительно к гастрономии outsorsing основывается на ее выделении из структуры гостиничного предприятия и реализации этой деятельности через другое предприятие, имеющее опыт в данной сфере деятельности. Обычно договор аутсорсинга подписывается между гостиницей и фирмой, имеющей высокую репутацию на рынке ресторанных услуг.
В этом случае предприятие питание функционирует как отдельное автономное предприятие, не подчиняющееся директору по питанию гостиницы, или управляется новым оператором. Концепция предложения обычно подвергается фундаментальным изменениям. Качество, привлекательность услуг, связанных с питанием и развлечением, значительно повышаются. Предложение направлено на удовлетворение потребностей не только гостей отеля, но и местных потребителей.
Тема 2