Упражнение № 142. Уколом в грудь
Построение и исходное положение: в этих упражнениях — парное и боевая стойка.
Техника исполнения. После удара по левому боку, принятому на первую защиту, надо по команде «В грудь — коли!» поднять острие на высоту груди, направляя его, как в простом уколе, делая выпад любой ногой в зависимости от дистанции. Защищаться от ответных атак при обучении им следует отходом назад.
Упражнение № 143. Круговой удар слева по голове
Техника исполнения. По команде «Голову кругом слева руби!» надо после отбива, держа оружие двумя руками, замахнуться им в направлении своего левого плеча (острие направлено назад, локти в лицо противнику). После того как руки оказались в положении замаха, надо (с выпадом или без него) нанести ответный круговой удар.
Упражнение № 144. Простой удар по правому боку
Техника исполнения. По команде «Для удара по правому боку — замах!» следует выполнить это движение, по команде «Руби!» нанести удар. Замах может быть и без перемены стойки, но интереснее сочетание с переменой стойки назад. Удар следует в этом случае выполнить с выпадом правой ногой.
Методические указания. Это движение требует большой площади. Оно опасно для окружающих и недопустимо в массовом бою.
Ответные атаки после второй защиты
Применяются те же ответные атаки, что и после первой защиты, кроме частного случая, когда защиту берут с переменой стойки назад. Создается неудобное положение, но оно дает возможность для ответной атаки по левому боку партнера. Для этого в момент замаха на удар делают еще одну перемену стойки назад, а затем с выпадом (любой ногой) наносят удар по левому боку.
Ответные атаки после третьей защиты
|
Эти атаки выполняются прямым уколом в грудь, ударом по голове и простым ударом по правому или левому боку. Техника аналогична технике простых атак.
Ответные атаки после четвертой защиты
Те же, что и после третьей защиты, с помощью той же техники.
Ответные атаки после пятой защиты
Упражнение № 145. Уколом вниз
Техника исполнения. После отбива удара, направленного в голову, по команде «Для укола в грудь — замах!» надо переместить клинок в положение перед уколом. Для этого правой рукой надо перехватить рукоять за противовес. По команде «Коли!» нанести укол вперед, дополняя его выпадом любой ногой.
Методические указания. Эта атака неудобна и редко применяема, однако иногда необходима. Если в момент отбива отойти назад или выполнить перемену стойки назад, то это значительно облегчит замах. В таком исполнении прием безопасен.
Упражнение № 146. Ударом кругом по левому боку
Техника исполнения. После отбива по команде «Для удара кругом по левому боку — замах!» надо выполнить круговой, идущий по горизонтали замах, используя инерцию своего оружия назад, возникшую после защиты, а затем по команде «Руби!» нанести удар по левому боку с выпадом или без него.
Упражнение № 147. Ударом кругом по голове
Техника исполнения. После отбива по команде «Для удара кругом по голове — замах!» надо, используя инерцию оружия назад, начать горизонтальный круг. Когда оружие будет над головой, лезвие переводят из горизонтального круга в вертикальный, что изменяет ход клинка, и он оказывается в положении замаха для удара по голове сверху. По команде «Руби!» наносят удар, так же как в простом ударе по голове. Этот прием можно выполнить как на месте, так и с выпадом.
|
Ответные атаки после шестой защиты
Это круговой удар по правому боку и круговой удар по голове. Техника исполнения этих действий аналогична технике ответных атак после пятой защиты, но выполняется в противоположном направлении.
Ответные атаки после седьмой защиты
Упражнение № 148. Ударом по голове кругом справа
Техника исполнения. По команде «Голову кругом справа — замах!» надо, используя инерцию, образовавшуюся в оружии после отбива, обеими руками выполнить круг справа, а затем по команде «Руби!» нанести удар по голове с выпадом или без него.
Упражнение № 149. Ударом кругом по правому боку
Техника исполнения. По команде «Кругом по правому боку — замах!» перенести оружие влево, относя его за спину, а затем, приподняв клинок, поставить его в горизонтальное положение замаха для удара по правому боку. По команде «Руби!» нанести удар по боку противника.
Защиты от ответных атак те же, что в первичных атаках. Повторные атаки, вздвоенные атаки и уколы с ударами применяются так же, как в школе сценического боя.
Обезоруживание
В этом виде боя есть три способа обезоружить противника. Первый способ имеет только сценическое исполнение, а два других — исторически подлинные.
Упражнение № 150. Обезоруживание батманом
Построение: парное. Исходное положение: моя — стоя на выпаде, выполнив укол в грудь, противник — в положении четвертой защиты.
Техника исполнения. По команде «Батман!» противник с условной силой ударяет по клинку партнера так, чтобы у того выпало оружие из рук. Бить надо серединой клинка по слабой части оружия. Обезоруженный в момент падения своего оружия должен быстро отойти назад.
|
Методические указания. Практически это действие убедительно может быть исполнено только в четвертой защите, если же укол отбит третьей, то нужно выполнить круговой батман, то есть удар будет опять-таки в четвертую. Отход в момент падения необходим, так как есть возможность удара по ногам падающим оружием.
Естественно, что перед тем, как изучать это обезоруживание, преподаватель должен рассказать о применяемой силе воздействия на оружие. Чтобы помочь выполнению этого приема, обезоруживаемый сам должен отпустить свое оружие незаметно для зрителя.
Можно, используя инерцию в результате силового воздействия от батмана, сразу же дать ответный укол или удар, в этом случае есть смысл воспользоваться круговым ударом по голове слева. Составление подобных комбинаций не представляет трудностей. Важно оттренировать приемы со студентами, готовя их к исполнению сцены боя на этом оружии.
Упражнение № 151. Обезоруживание с помощью рук
Построение и исходное положение: те же, что в предыдущем упражнении.
Техника исполнения. После первого обезоруживания противника батманом, по команде «Моя — подскоком вперед — захват!» нужно либо прыгнуть вперед или очень быстро подбежать к приподнятому после батмана оружию противника и, слегка приседая, захватить клинок двумя руками. При этом если клинок партнера слева от него, правой рукой захватывают его около гарды, а левой — чуть ниже (рис. 95, а).
Потом, чуть приподняв оружие, подворачивают под него свое правое плечо, оказываясь спиной к партнеру, затем, резко выпрямляя ноги и наклоняясь вперед, быстро нажимают на клинок вниз — получается сильный рычаг с опорой на свое плечо (рис. 95, б). Противник должен или повиснуть на мече, что возможно в комедийной сцене, но только при малом росте того, кого обезоруживают, или разжать руки, отпуская при этом меч.
Методические указания. Это эффектный прием для окончания поединка, дающий возможность перейти в рукопашную схватку, что довольно типично для того времени. Например, может быть следующее продолжение: вырванный меч в руках того, кто, вырывая его, оказывается спиной к партнеру и в положении наклона. Тогда обезоруженный бьет его ногой в спину.
Упражнение № 152. Выбивание меча ногой
Исходное положение: моя — в положении пятой защиты, противник — в положении удара по голове и на выпаде левой ногой.
Техника исполнения. По команде «Моя — завязать!» выполнить завязывание, прижимая меч партнера своим мечом так, чтобы острие его меча прижалось к полу, по команде «Выбить меч ногой!» надо левой стопой ударить сверху по клинку партнера возле гарды, меч упадет на землю. Обезоруженный делает скачок назад или отбегает.
Методические указания. При завязывании после шестой защиты этот прием следует выполнять ударом правой ноги. Противнику, теряющему меч на сцене, надо сыграть так, чтобы зритель поверил, что его меч действительно выбит из рук. Держать его излишне крепко нет смысла. Прием дает возможность обезоруженному, в свою очередь, сыграть обезоруживание партнера приемом «вырывания меча через плечо» (см. упр. № 151).
Упражнение № 153. Удар ногой в спину
Исходное положение: окончание предыдущего упражнения.
Техника исполнения. По команде «Ногой в спину бей!» оставшийся без оружия бьет стопой в таз партнера. Тот, получив «сильный» удар, выбрасывая вырванный меч, с небольшим прыжком падает вперед, страхуя себя руками.
Методические указания. В реальном бою били прямо в середину таза. На сцене такой удар опасен, поэтому необходимо требовать его осторожного исполнения. Это особенно важно в период изучения техники. Стопу надо поставить на правую или левую ягодичную мышцу партнера, а затем резко разогнуть колено. Партнер, почувствовав прикосновение, дальнейшим действием отпрыгивает сам — это безопасно.