При бое на утяжеленной дубинке (ослопе) использовались все приемы, принятые на двуручном оружии. Однако при использовании его предпочитали только действия нападения. Защиты ослопом практически мало выполнимы и носят, скорее, характер силовых отбивов оружия партнера.
Можно, конечно, представить сценический бой на двух ослопах, но практически такой бой — редкость. Людей, наделенных такой силой, чтобы вести бой на этом тяжелейшем оружии, было не столь уж много. Типичное столкновение — когда против рыцаря выступает богатырь с ослопом.
Ослоп—это народное оружие. Защита сводилась к тому, чтобы размахами оружия не подпустить к себе противника. Если рыцарь близко подбирался к воину, вооруженному только ослопом, последнему было трудно бороться против меча и щита. На дальней дистанции ослоп был страшным оружием, поражавшим убойной силой. Типичными приемами были круговые, безостановочно выполняемые удары.
Это могли быть удары по правому и левому бокам, а также и по голове, для чего надо было ловко выполнить круговой размах около своего левого или правого бока. В искусстве кинематографа примером применения ослопа является сцена в фильме «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн), в которой Н. П. Охлопков прекрасно играл бой, повергая рыцарей тевтонского ордена с помощью ослопа.
Глава XIX РЫЦАРСКИЙ КИНЖАЛ, БЫТОВОЙ НОЖ И НАВАХА
Разновидности этого холодного оружия имеют общие признаки в конструкции. Они коротки, имеют рукоять и являются не только предметом вооруженной борьбы, но и используются для бытовых нужд.
Рыцарский кинжал
Оружие находится в правой или левой руке. Рукоять держится так, чтобы лезвие было направлено вниз, а большой палец — сверху (рис. 101). Кинжал носили в ножнах, и для того чтобы его обнажить, надо было, взяв левой рукой за ножны, правой вытащить клинок. Ноги находятся в положении боевой стойки. Эта стойка похожа на стойку современного боксера, левая нога чуть впереди и влево. Однако может быть и правая нога впереди, если к тому вынуждают обстоятельства.
|
Нож, как правило, держат в правой руке. Все движения нападения и защиты, выученные правой рукой, нужно учиться делать и левой. Левая рука без щита и без страховки плащом была активно
действующей. Левой рукой можно было захватить руки противника с целью защиты или обезоруживания, иногда перехватывали кинжал из правой в левую руку, когда это выгодно по ситуации.
Передвижения
Все виды передвижений школы сценического боя применяются в этом бою. Бой на кинжалах ведется из различных позиций и не имеет соединений. Позиции являются условными, поскольку любое положение руки с кинжалом можно рассматривать как позицию, исистематизировать их по номерам нет возможности.
Упражнение № 169. Переход в боевую стойку
Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: свободная стойка.
Техника исполнения. По команде «К бою — делай раз!», поворачиваясь влево и отступая назад левой ногой, схватиться левой рукой за ножны, а правой за рукоять кинжала. По команде «Делай два!» надо, выходя левой ногой вперед и принимая положение боевой стойки, обнажить оружие, поставив его в положение, одинаково удобное для нападения и защиты.
Упражнение № 170. Удар кинжалом с промахом, попаданием в защиту и поражением противника
|
Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: боевая стойка.
Техника исполнения. По команде «Для удара сверху — замах!» надо поднять правую руку несколько выше головы над своим правым плечом и слегка отклонить корпус; левая рука в это время как бы защищает тело: она впереди и согнута в положении щита. По команде «С промахом — бей!» надо, делая выпад правой ногой вперед, ударить кинжалом точно по направлению сверху вниз и, не встретив сопротивления, промахнуться.
Рука останавливается за корпусом партнера, затем по команде «Вперед (назад) — закройсь!» перейти в положение боевой стойки левой ногой вперед. Для того чтобы попасть в поставленную защиту, надо по команде «В защиту — бей!» ударить точно так же, как в первом варианте, но остановить выпрямленную руку в положении наклонно вверх.
Для того чтобы создать впечатление убийства или ранения, по команде «Кинжалом — убей!» из положения замаха ударить сверху вниз и мгновенно «вытащить» кинжал из тела врага.
Методические указания. Эти три варианта ударов соответствуют технике боя на данном виде оружия. Перед постановкой боя на кинжалах надо отработать технику перечисленных ударов, выполняя их правой и левой рукой. Все удары кинжалом, выполненные в неточном направлении, — опасны. Это обстоятельство вынуждает пользоваться только тремя направлениями ударов: сверху, справа, слева.
Упражнение № 171. Удар сверху
Построение: в этом и последующих упражнениях в одну шеренгу. Исходное положение: боевая стойка.
Техника исполнения. По команде «Замах для удара сверху!» рука с оружием поднимается над головой, так же как при ударе шпагой, но с меньшим сгибом в локте, зато плечо несколько приподнято. По команде: «Бей!» надо резким и коротким движением сверху вниз ударить в грудь воображаемого противника (рис. 102, а, б).
|
Упражнение № 172. Удар в правый бок
Техника исполнения. По команде «Для удара в правый бок — замах!» надо, меняя стойку вперед, перенести руку с оружием к своему левому боку, так же как при ударе шпагой. Ладонь при этом повернута
вниз, а острие кинжала направлено вперед (рис. 103, а,). По команде «В правый бок — бей!» надо с выпадом правой ногой ударить в правый бок противника точно по горизонтальной плоскости (рис. 103, 6). Затем по команде «Вперед (назад) — закройсь!» перейти в стойку.
Упражнение № 173. Удар в левый бок
Техника исполнения. По команде «Для удара слева — замах!» надо выполнить замах так же, как при ударе справа мечом, то есть развернув руку ладонью вверх, локоть по направлению противника (рис. 104, а, б). По команде «В левый бок — бей!», делая выпад правой ногой вперед, ударить кинжалом в левый бок противника, выполнить удар точно по горизонтальной плоскости.
Методические указания. Для всех ударов эти три приема составляют весь комплекс приемов нападения кинжалом, но разучивать
его надо для обеих рук, так как в том случае, когда левая рука перехватывает кинжал, ей придется выполнять те же приемы нападения. Кроме того, довольно типичен был бой с применением двух кинжалов. Основой боя на кинжалах являются не только сами удары, сколько перемещения и передвижения перед нападением. Это очень подвижный бой. Приемы боя на кинжале типичны для любой эпохи, изменялись только форма оружия и манера его держать.
Наиболее часто встречающееся движение с замахом — замах для удара сверху — выполняется без перемены основной стойки. Левая нога впереди, но удар — с выпадом правой ноги вперед. Замах для укола по правому боку — с переменой стойки назад (или вперед) в зависимости от дистанции. Сам удар выполняется с выпадом правой ноги. При замахе на удар по левому боку надо обязательно быть в стойке левой ногой вперед.
Типичны были удары с подхода и разбега. При сближении надо подскочить вверх, почти прыгнуть на противника. Опираясь левой рукой о его грудь или плечо, кинжалом надо нанести удар сверху (рис. 105).
Защиты
Защиты движением. Применялись все те движения, которые могли служить для обороны, а именно: движения назад шагами, скачками и шагами вправо или влево, подскоком вверх, уклонениями вниз.
Упражнение № 174. Защита полувыпадом правой ногой назад
Построение: парное. Исходное положение: моя — в положении замаха для удара в правый бок, противник — в стойке.
Техника исполнения. По команде «В правый бок, защита полувыпадом правой ноги назад — бей!» нападающему надо выполнить удар в правый бок партнера, а тому защититься, делая выпад назад правой ногой. Кинжал скользит мимо правого бока партнера.
Методические указания. Противник выигрывает удобную позицию для ответной атаки уколом сверху, с выпадом правой; «моя» может защититься скачком назад. Приведенная фраза дает представление о возможных комбинациях ударов и защит передвижениями.
Защиты оружием
Применяются три защиты: первая, вторая и шестая.
Упражнение № 175. Шестая защита
Исходное положение: моя — в положении замаха для удара сверху, противник — в боевой стойке.
Техника исполнения. По команде «Моя — в грудь, противник — шестой закройсь, кинжалом — бей!» надо, делая выпад правой ногой вперед, ударить кинжалом сверху; противник подставляет кинжал в положение шестой защиты, так же как в шпажной защите. Предплечье защищает голову, а кисть, согнувшись, берет защиту вдоль линии предплечья.
При правильном выполнении кинжал нападающего окажется над лезвием кинжала и предплечьем защищающегося. Лезвие нападающего, скользнув по клинку, должно упереться в гарду (см. рис. 102, б].
Методические указания. При выполнении защит надо подставлять кинжал так, чтобы оружие нападающего перешло через лезвие обороняющегося. Защиты надо разучивать и левой рукой.
Упражнение № 176. Вторая защита
Исходное положение: моя — в положении замаха для удара по правому боку, противник — в боевой стойке.
Техника исполнения. По команде «Моя — в правый бок, противник — вторым закройсь, кинжалом — бей!» в момент удара, делая выпад левой ногой влево, подставить вертикально кинжал под удар партнера так, чтобы его плоскость была правее правого бока (см. рис. 103, б).
Упражнение № 177. Первая защита
Построение: в этом и последующих построениях — парное. Исходное положение: моя — в положении замаха для удара по левому боку, противник — в боевой стойке.
Техника исполнения. По команде «Моя — в левый бок, противник — первым закройсь, кинжалом — бей!» в момент, когда партнер бьет в левый бок, надо, делая выпад правой ногой вправо, подставить вертикально кинжал под удар так, чтобы его плоскость была левее левого бока (см. рис. 104, б).