Держать такой нож следует так же, как кинжал. Стоять следует левой ногой вперед и левую руку, обмотанную тканью, держать перед собой. Все виды передвижений, типичные для школы сценического боя, применимы в этом виде боя. Бой всегда вели по кругу.
Типичны также перемены стойки вперед и назад не только обычным способом, но и подскоком на месте.
Упражнение № 179. Подскоком — стойку перемени!
Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: боевая стойка левой ногой вперед.
Техника исполнения. По команде «Подскоком — стойку перемени!» надо подпрыгнуть, оттолкнувшись одновременно двумя ногами, повернуться в воздухе влево, поставив правую ногу на место левой, а левую — на место правой. Получится стойка правой ногой вперед.
Методические указания. Подобное перемещение использовалось весьма часто и давало возможность быстрого перехода от защиты к нападению.
Удары и защиты
Применяются те же удары, что в бою на кинжалах: сверху, справа и слева. От этих ударов используются первая, вторая и шестая защиты. Их техника в полном соответствии с кинжальными защитами. Применялись также защиты левой рукой: первая, вторая, третья и пятая. Техника этих защит соответствует шпажным защитам, только берутся они предплечьем левой руки.
Упражнение № 180. Защиты левой рукой
Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: боевая стойка, левая рука впереди.
Техника исполнения. По команде «Первым — закройсь!» надо опустить вниз левую кисть, поставив предплечье под удар, направленный воображаемым противником в правый бок. Одновременно с этим движением надо, поворачивая корпус вправо, шагнуть правой ногой назад. Противник наткнется на подставленную левую руку. Затем по команде «К бою!» надо вернуться в положение боевой стойки.
|
По команде «Второй — закройсь!», делая выпад правой ногой вправо и опустив кисть, подставить предплечье под удар противника, бьющего в левый бок. По команде «Третьей — закройсь!», приподняв предплечье, поставить его левее своего левого бока, выполняя при этом выпад или перемещение вправо. По команде
«Пятым — закройсь!» поднять предплечье левой руки в положение пятой шпажной защиты, делая выпад правой ногой назад.
Методические указания. Надо обучить технике этих защит прежде, чем создавать композицию боя на навахах. Защиты левой рукой безопасны, если рука правильно обмотана плащом или иной тканью.
Типичная композиции боя на навахах Оба — «К бою!» на средней дистанции, в левосторонних стойках. | |
«Моя» | «Противник» |
1. Для удара сверху, замах и в грудь — бей! | 1. Пятым, левой — закройсь! |
2. Вторым, левой — закройсь! | 2. Справа замах, и в бок — бей! |
3. Вторая — навахой. | 3. Повторно слева замах и в бок — бей! |
4. Подскоком меняя стойку, одновременно замах для удара сверху и в грудь — бей! | 4. Подскоком меняя стойку, пятая — левой, и скачок назад. |
5. Повторно меняя стойку вперед, замах справа и в бок — бей! | 5. Первая — правой, и подскоком меняя стойку, перехватить руку врага на вторую — левой. |
6. Скачок назад. | 6. Навахой сверху — бей! |
Оба — «К бою!» |
Особенности боя на двухклинковой навахе
Особенность этого ножа в том, что у него два одинаковых клинка, торчащих из рукояти в разные стороны. Открываются лезвия так же, как в одноклинковой навахе, рукой или зубами. Благодаря этой особенности в конструкции оружия имеется еще один прием нападения — «Удар в живот снизу».
|
Упражнение № 181. Удар в живот снизу
Построение и исходное положение: в этом и последующих упражнениях — в одну шеренгу и в боевой стойке левой ногой вперед;
левая рука в плаще защищает грудь, нож открыт, он в правой руке в положении, готовом для активных действий.
Техника исполнения. По команде «Для удара снизу — замах!» надо отвести правую руку назад, имея одно лезвие вниз, другое вверх. По команде «В живот — бей!» следует, делая выпад правой ногой, ударить воображаемого противника верхним лезвием в живот по направлению снизу вверх.
Методические указания. Удар в грудь выполняется всегда нижним клинком, удар по правому боку — всегда нижним, а по левому боку — всегда верхним, для чего не следует разворачивать кисть ладонью вверх. Эту особенность следует тщательно отработать с актерами, если предстоит постановка боя на двухклинковом оружии.
Может возникнуть ситуация, когда у одного бойца наваха простая, а у второго — двухклинковая. Бой на двухклинковом оружии технически сложнее и длится дольше. Это оружие не дает реальных преимуществ в бою.
Защиты
Защиты, выполняемые левой рукой, те же, что в одноклинковом оружии, а в защитах навахой имеются некоторые особенности: ею защищаться легче, чем одноклинковым оружием, так как площадь обороны больше. Надо поставить наваху в положение второй защиты, чтобы понять, что верхняя часть правого бока прикрыта третьей защитой. Если поставить руку в положение первой защиты, то механически верхний клинок будет зафиксирован в четвертую. Защита от удара сверху в грудь требует уточнения.
|
Упражнение № 182. Пятая защита навахой
Техника исполнения. По команде «Пятым — закройсь!» надо, меняя стойку назад, одновременно поставить руку с ножом так, чтобы верхний клинок защитил голову и грудь. Кисть должна быть правее направленного удара противника.
Упражнение № 183. Шестым — закройсь!
Техника исполнения. По команде «Шестым — закройсь!» надо, меняя стойку назад, одновременно взять оружие под удар, то есть выше и впереди головы, кисть несколько левее удара противника.
Методические указания. В двух последних упражнениях нет сложности, надо только, чтобы кисть была вне возможности поражения при ударах сверху. При выполнении этих защит желательно отклонение корпуса назад, а небольшой выпад левой ногой назад обязателен.
Типичная композиция боя на двуклинковых навахах Оба — «К бою!», дистанция средняя. | |
«Моя» | «Противник» |
1. В грудь сверху — бей! | 1. Пятой левой — закройсь! |
2. Вторая, левой — закройсь и скачок назад. | 2. В левый бок — бей! |
3. Меняя стойку вперед, в правый бок — бей! | 3. Третьим, навахой — закройсь! |
4. Пятым, навахой — закройсь и подмени защиту на левую руку. | 4. Сверху — бей! |
5. Снизу в живот — бей! | 5. Вторым, левой — закройсь! |
6. Четвертым, правой — закройсь! | 6. Справа, в левое плечо — бей! |
7. Удар кулаком, левой в лицо — бей! | 7. Меняя стойку назад, защита в блок плащом и скачок назад. |
Оба — «К бою!» |
Методические указания. Приемы рукопашного боя должны быть известны студентам из курса «Основы сценического движения».
Глава XX ШПАГА И ДАГА
Бой на шпаге с дагой является одним из основных (рис. 106) для курса исторического фехтования. Он характерен для XVI и начала XVII столетия. Большое число пьес исторического репертуара отражает эту эпоху, а потому именно эта разно-
видность исторического фехтования должна быть проработана очень обстоятельно.
Способ обнажения оружия
Сначала вынимают шпагу в соответствии с приемами школы сценического боя, затем кладут левую руку на рукоять даги и, обнажая ее, меняют стойку вперед или назад в зависимости от дистанции или размещения актеров на сцене. Можно обнажить шпагу стоя на месте, не принимая положения боевой стойки, что очень удобно для произнесения реплик: сначала выхватывается из ножен шпага, а затем дага, ноги расставлены в стороны, лезвия обоих оружий направлены вперед.
Дага — подсобное оружие: ее использовали главным образом для защиты, поэтому обнажать ее имело смысл тогда, когда шпага была уже обнажена. В бою, в случае если шпага выбита из рук или сломалась, можно было перехватить дагу в правую руку и, используя ее как шпагу, продолжить бой.
Несмотря на то что дагу держали в левой руке, защиты, выполняемые ею, были точнее, чем защиты тяжелой шпагой. Движения нападения, наоборот, выгоднее было выполнять шпагой: она длиннее и могла ранить противника, находящегося довольно далеко. Шпага и колет, и рубит, что даге недоступно, так как дага — только колющее оружие. По координации движений этот вид боя достаточно труден и отличается большой скоростью.
Для этого вида борьбы типично одно из самых сложных видов перемещений в пространстве, поскольку техника защит оружием (точнее, отводы клинка противника) не была еще достаточно разработана. Если они и возникали в бою, то, скорее, чисто интуитивно. Только с середины XVII столетия техника защит и атак получила свое обоснование.
Упражнение № 181. Боевая стойка
Основная стойка — левая нога впереди. Она тождественна стойке в бою на мече со щитом. Положение это было привычным и потому удобным.
Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: свободная стойка.
Техника исполнения. По команде «За шпагу — вынимай!» следует обнажить шпагу простым бытовым способом, не меняя положения ног, затем по команде «За дагу — вынимай!» надо обнажить дагу левой рукой, чуть согнув левую ногу. Получается положение полувыпада, создающего впечатление атаки. Это положение называется «стойка нападения». Противоположное положение — «стойка обороны»: правая нога согнута, а левая нога — прямая.
Методические указания. Стойка обороны и стойка нападения, в сочетании с перемещениями, создают эффектные сценические положения, в рисунке боя на шпаге с дагой. Тяжесть вооружения заставляла, главным образом, применять шаги, перемену стойки и уклонения. Гораздо реже употребляются различного рода прыжки. При обычной стойке тело держится вертикально, в стойке нападения наклоняется вперед, а в стойке обороны — назад.
Из положения стойки нападения удобнее выполнять повторные и вздвоенные атаки. Действовать можно, подтягивая вперед сзади стоящую ногу и повторяя выпад или делая выпад сзади стоящей ногой. Это легко выполняется, так как тяжесть тела находится на левой впереди стоящей ноге. Передвижения необходимо проработать также и из правосторонней стойки (рис. 107).
После изучения передвижений из правосторонней стойки необходимо тренировать передвижения, меняя стойку. Это приучает студентов к координации, что очень важно для освоения данной сложной техники фехтования.
Левая рука находится в таком же положении, как и правая, а именно: локоть согнут, подвернут под гарду даги, кисть держится ладонью внутрь, на высоте груди; острие даги — примерно на высоте шеи партнера. Рука вытягивается вперед настолько, чтобы концы клинков оказались на одном уровне и создавали одну линию.
Правая рука со шпагой находится в положении, очень близком к положению меча, но несколько больше вытянута вперед, с таким расчетом чтобы острие шпаги совпало с острием даги и чтобы оба оружия оказались против середины груди противника.
В боевой правосторонней стойке правая рука окажется ближе к партнеру, а так как шпага в два раза длиннее даги, то поневоле будет в соединении с противником — дага соединение потеряет. Правосторонняя стойка в бою — это промежуточное положение.
Упражнение № 182. Перемены стойки вперед и назад
Построение: парное. Исходное положение: левосторонняя боевая стойка.
Техника исполнения. По команде «Моя — стойку вперед, противник назад — перемени!» партнеры выполняют задание. Оба окажутся в положении правой стойки, даги отойдут назад, а шпаги будут в верхнем наружном или внутреннем соединении. В последующей перемене стойки шпаги разъединятся, и партнеры вернутся в левостороннюю стойку.
Методические указания. Надо менять команды перемен стойки для обоих партнеров — это необходимо для тренировки внимания и координации. Но следует знать, что это только упражнение, что в бою может возникнуть ситуация, когда один партнер будет в левой стойке, а другой — в правой.
Передвижения
Все виды передвижений типичны для этого вида боя, но очень важно тренировать перемещения вправо и влево, уделяя особенное внимание на перемены стойки.
Позиции
Шпаги сохраняют преимущественно шестую позицию, иногда вторую и пятую. Указанные позиции относятся к левосторонней
стойке. В правосторонней стойке шпага имеет все позиции, свойственные школе сценического боя. Даги принимают следующие позиции: вторую, третью, пятую и даже шестую.
Они находятся в полной аналогии со шпажными защитами, как если бы шпага была в левой руке. Положение позиций является конечным положением защит.
Соединения дагами
Вдагах, если их клинки соприкасаются, может быть только два соединения: третье и реже второе.
Перемена соединений
Техника совершенно аналогична технике школы сценического боя и применима к шпаге как необходимый, промежуточный прием между фразами. Перемена соединений дагой может быть только в исключительных случаях. В этом случае ею надо действовать с энергией захвата.
Дистанции
В стойке правой ногой вперед сохраняются три шпажных расстояния между противниками.
Средней дистанцией в левой стойке является такое расстояние между партнерами, при котором у них едва соприкасаются острия оружия, причем против даги находится острие шпаги противника. Во всех передвижениях это расстояние должно сохраняться; исключение будет только при переменах стойки — тогда даги окажутся на длинной дистанции, а шпаги — на средней.
Длинной дистанцией называется положение, при котором острия оружия не соприкасаются, и для того, чтобы поразить противника уколом или ударом, необходимо сделать движение вперед.
Короткой дистанцией называется расстояние, при котором нанесение удара или укола шпагой не требует выпада.
Методические указания. Трудностью в обучении является разнообразие передвижений и изменения в положении стойки. Для подготовки актеров к сцене боя на шпаге с дагой надо сначала изучить технику приемов на колюще-рубящем оружии, а затем, взяв дагу
в левую руку, тренировать такие навыки, как перемены стойки, передвижения со сменой соединения шпагами.
Необходимо, чтобы у фехтующих появилась свобода владения обоими видами оружия как вместе, так и поочередно. До начала тренинга надо освоить технику приемов нападения и защит тем и другим оружием.
Уколы шпагой
Уколы шпагой полностью соответствуют уколам школы сценического боя. Выполняются они, как правило, с выпадом правой ногой, однако иногда возможен и выпад левой.
Упражнение № 186. Прямой укол
Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: боевая стойка левой ногой вперед (в этом и в следующих упражнениях).
Техника исполнения. По команде «Для укола в грудь (плечо) — замах!» надо, оттянув правую руку назад за правое плечо, подняв кисть выше корпуса и повернув ладонь влево, направить острие в указанную часть тела (рис. 108). По команде «Выпад левой— коли!» надо, выпрямляя руку вперед до отказа, сделать выпад левой ногой. По команде «Закройсь!» вернуться в стойку левой ногой вперед.
Методические указания. Необходимо тренировать этот же прием с выпадом правой ногой — команда «С выпадом правой — коли!». По команде «Назад — закройсь!» следует вернуться в стойку, оставляя правую ногу сзади. Эти указания надо выполнять и в следующем упражнении.
Упражнение № 187. Укол переводом вниз
Этот прием применяется, если клинок даги противника закрывает его грудь.
Техника исполнения. По команде «Для укола вниз — замах!» надо направить острие, находящееся в положении замаха, в бедро противника. Затем по команде «С выпадом левой (правой) — коли!» следует, делая выпад указанной ногой, вытянуть руку со шпагой вперед вниз, кисть при этом должна быть повернута ладонью вниз. По команде вернуться в боевую стойку.
Упражнение № 188. Укол с переводом
Этот укол выполняется только в верхних соединениях из шестого в четвертое или из четвертого в шестое. Чаще он выполняется из правой стойки, однако возможно выполнение и из основной (левой).
Техника исполнения. По команде «С переводом, показать укол!» перевести клинок своей шпаги под оружием противника и, вытягивая руку вперед, направить оружие в грудь или левое плечо. По команде «Выпад левой (правой) — коли!» нанести укол.
Методические указания. Если противник находится в положении боевой стойки, на средней дистанции и с вытянутыми вперед руками, уколы выполняются с выпадом правой ногой. В этом виде боя при переходе в боевую стойку принято возвращаться с выпада левой ногой — в левую стойку, а с выпада правой ногой — в правую, если фехтмейстер не подает иной команды.
Простые удары
В этом виде боя простые удары применяются, главным образом, при атаках. Действия из стойки правой ногой те же, что в школе сценического боя. Из стойки левой ногой наиболее употребительны: удар по голове, удар по левому боку противника и только изредка может быть применен удар по правому боку.
Техника первых двух ударов аналогична ударам школы сценического боя. Выполнение третьего возможно в том случае, если дага нападающего будет во второй или пятой позиции. Этот прием выполняется только при стойке правой ногой впереди.
Упражнение № 189. Удар по правому боку
Исходное положение: боевая стойка левой ногой вперед. Техника исполнения. По команде «С переменой стойки, вперед для удара по правому боку — замах!» надо, выполняя перемену
стойки, поднести руку с оружием к своему левому боку. По команде «Руби!» нанести удар с выпадом правой ногой, а затем вернуться в стойку.
Защиты
Применяются все виды защит — как движением, так и оружием. Особое значение имеют защиты перемещениями в стороны и уклонениями тела.
Защиты шпагой. Все шесть шпажных защит могут быть применены в этом бою. Выбор защиты зависит от направления укола или удара противника, от дистанции, от положения клинков и стоек. Применяются простые защиты школы сценического боя.
Защиты дагой. Оборона в бою, как известно, основное назначение даги. Дагой берут шесть простых защит и три круговые. Защиты дагой — это достаточно легко осваиваемые приемы.
Техника защит совершенно аналогична шпажным защитам, как если бы шпага была в левой руке. Но защиты левосторонней стойки диаметрально противоположны защитам правосторонней стойки.
Первая — защищает от ударов по правому боку, отбивая оружие противника вправо (рис. 109, а).
Вторая — защищает от ударов по левому боку, отбивая оружие влево (рис. 109, б).
Методические указания. Обе эти защиты прикрывают от уколов, направленных в нижние части тела.
Третья — защищает от ударов, направленных в верхнюю часть левого бока, отбивая оружие влево (рис. 109, в).
Четвертая — защищает от ударов, направленных вверх правого бока, оружие отбивается вправо.
Методические указания. Эти защиты прикрывают от уколов, направленных в грудь, в левое или правое плечо.
Пятая — защищает голову, причем кисть руки с дагой должна быть левее головы (рис. 109, г).
Шестая — защищает голову, но кисть — справа (рис. 109, д).
В защитах дагой нет отбивов — это отводы клинка противника в соответствующие положения, а часто только преграда для удара. Отводы типичны, если противник действует уколами. Естественно, что обучение этим действиям должно происходить в парном построении, когда партнеры находятся на средней дистанции и в стойках левой ногой впереди.
Упражнение № 190. Четвертая защита дагой от укола
Техника исполнения. По команде «Моя — в грудь шпагой, выпад левой — замах, противнику защищаться четвертой — дагой!»
нападающие выполняют замах шпагой и по команде «В грудь — коли!» колют. Противник защищается четвертой защитой, для чего направляют клинок даги почти вертикально, острием вверх, сдвигая при этом левую руку вправо, и отводят укол противника, затем по команде «Закройсь!» оба возвращаются в положение боевой стойки.
Упражнение № 191. Третья защита дагой от укола
Техника исполнения. По команде «Моя — с переводом, покажи укол в левое плечо; противник — третьим закройсь!» нападающий выполняет показ укола, по команде: «В левое плечо — коли!» нападающие выполняют укол, противник, передвигая руку с вертикально поставленным клинком даги, отодвигает оружие нападающего влево. По команде «Закройсь!» оба переходят в положение боевой стойки.
Упражнение № 192. Пятая защита от удара по голове
Техника исполнения. По команде «Моя — для удара по голове шпагой — замах, противник, пятым — закройсь!» нападающие выполняют замах шпагой; по команде «Руби!» наносят удар по голове, противник, поднимая дагу вверх, ставит руку в положение пятой защиты.
Упражнение № 193. Первая защита от удара по правому боку
Техника исполнения. По команде «Моя — для удара по правому боку — замах, противник, первым — закройсь!» нападающие замахиваются для удара; по команде «Руби!» нападающие наносят удар по животу, противник, сдвигая руку с опущенным острием даги, подставляет ее под удар первой защитой.
Методические указания. Надо тщательно освоить все защиты дагой от уколов и ударов, подавая команды по вышеприведенному образцу. Это важный раздел подготовки, поскольку в нем тренируется мобильность и ловкость левой руки. Если защиты дагой будут хорошо освоены, техника этого вида боя получит основу в оборонительных действиях.
Круговые удары шпагой
Эти удары выполняются только как ответные или повторные атаки. Они применяются как средство для вздваивания атак или ударов. Это означает, что круговые удары начинаются всегда из положения защит. Дага защищает, пока шпага начинает атаковать круговым ударом.
Используя инерцию, полученную шпагой при столкновении клинков в защите, круговые удары легко выполняются тяжелой шпагой XVI-XVII столетий. Из стойки правой ногой вперед шпага выполняет все круговые удары, принятые в школе сценического боя.
Упражнение № 194. Круговой удар справа после второй защиты
Построение: парное. Исходное положение: моя наносит укол шпагой вниз, противник — в положении второй шпажной защиты.
Техника исполнения. По команде «Противник, кругом справа голову — руби!» надо начать правой рукой движение назад, одновременно поворачивая кисть ладонью вниз влево, согнуть локоть и опустить острие шпаги вниз. Продолжая движение острием назад и вверх, поднять шпагу в положение замаха для удара по голове. Далее с выпадом или без него разогнуть локоть, нанося удар по голове сверху. При средней дистанции делают выпад левой ногой, а при длинной — правой. «Моя» защищается уклонением, скачком или отходом.
Техника кругового удара напоминает удар по голове мечом. При замахе и самом ударе работают все суставы руки, в отличие от техники сценического боя, где этот удар в основном выполняет локтевой сустав.
Упражнение № 195. Круговой удар по левому боку после третьей защиты
Исходное положение: моя — в положении укола в грудь, противник — в положении третьей защиты.
Техника исполнения. По команде «Кругом по левому боку — руби!» надо, после отбива, поднять шпагу вверх, как для простого удара по голове, затем изменить направление движения клинка, придав ему горизонтальную плоскость. Продолжить движение по кругу, нанося удар с выпадом по левому боку или ногам противника (кисть развернуть вверх). В зависимости от дистанции выпад может быть левой или правой ногой.
После пятой защиты наносят круговые удары по левому боку или простой удар по голове. Их техника тождественна этим приемам школы сценического боя. После шестой защиты наносят круговой удар по правой щеке, техника удара соответствует школе сценического боя.
Методические указания. При нанесении круговых ударов по правому боку партнера может возникнуть возможность столкновения своей шпаги с дагой. Во избежание этого надо при ответе зафиксировать клинок даги в таком положении, чтобы он не мешал шпаге. Рука с дагой находится в низкой защите. Указанные в учебнике ответные атаки берутся после защит шпагой.
Техника этих приемов не требует большого времени на освоение. Может создаться впечатление, что защит мало, однако как только в бой вступает дага, принимающая на себя как защиту, так и захват шпаги противника, количество круговых ударов значительно увеличится (см. ответные атаки).
Перечисленные защиты являются наиболее типичными, они часто применяются, поскольку достаточно просты.
Уколы дагой
Дага никогда не начинает нападение, но после защит, взятых шпагой и самой дагой, в сочетании с переменой стойки вперед и с выпадом левой ногой, она превращается в опасное оружие нападения. Дагой выполняются три укола: сверху, сбоку и снизу.
Упражнение № 196. Укол сверху
Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: дага в положении первой, второй или пятой защиты.
Техника исполнения. По команде «Для укола сверху дагой — замах!» надо, оттянув руку с оружием назад вверх и повернув кисть ладонью влево, направить острие на противника, а затем по команде «В грудь (живот, бедро) — коли!» выполнить этот прием с выпадом левой ногой или без него (рис. 110, а).
Методические указания. Движение руки и клинка даги направлены сверху и несколько вниз.
Упражнение № 197. Укол сбоку
Исходное положение: дага во второй, третьей или шестой защите.
Техника исполнения. По команде «Сбоку дагой — замах!» надо, оттягивая левую руку назад в сторону, направить острие даги на противника. Кисть поворачивать не надо. Затем по команде «Сбоку — коли!» полукруговым движением левой руки по горизонтали нанести указанный укол с выпадом или без него (рис. ПО, б).
Упражнение № 198. Укол снизу
Исходное положение: дага в третьей, второй или четвертой защите.
Техника исполнения. По команде «Для укола дагой снизу — замах!» надо выполнить замах левой рукой назад, одновременно поворачивая кисть ладонью вправо так, чтобы большой палец был сверху, а по команде «В живот (грудь, бедро) — коли!» выполнить укол, направляя руку снизу наклонно вверх (рис. 110, в).
Методические указания. Может возникнуть вариант, когда необходимо выполнить укол дагой снизу из шестой защиты. Техника этого движения в том, что надо также оттянуть руку с оружием вниз назад. Прием этот мало употребителен, поскольку включает большую амплитуду действия оружием, однако в бою все же применим.
Двойные атаки
Это совершенно новый вид фехтовальных приемов, применяющихся только в бою на шпаге с дагой. Они трудны по координации, поскольку непривычны, однако наиболее типичны для этого вида фехтования. Эти приемы состоят в том, что после подготовки атаки нападающий, выполняя выпад левой ногой, действует сразу двумя руками, причем дагой мог быть применен один из уколов, а шпагой можно было и колоть, и рубить.
В сценическом бою применяются следующие виды двойных атак: дагой — укол сверху и прямой укол шпагой (рис. 111, а); дагой — укол сверху, шпагой — удар по голове; дагой — укол сверху, шпагой — удар по левому боку (рис. 111,6).
Дагой — укол снизу, шпагой — укол вниз; дагой — укол снизу, шпагой — удар по правому боку; дагой — укол снизу, шпагой — удар по левому боку; дагой — укол снизу, шпагой — удар по голове (рис. 111, в).
Дагой — укол сбоку, шпагой — укол прямо; датой — укол сбоку, шпагой — укол вниз; дагой — укол сбоку, шпагой — удар по правому боку; дагой—укол сбоку, шпагой—удар по левому боку; дагой—укол сбоку, шпагой — удар по голове.
Методические указания. Эти действия не представляют трудности, поскольку все они выполняются одновременно. Они достаточно сложны по координации, особенно в тех случаях, когда оба оружия поражают разные части тела. Бывает, что одно оружие мешает одновременному действию другого, например, когда шпагой надо рубить правый бок противника — в этом случае дата должна пропустить шпагу на замах перед ударом.
Для этого она должна быть опущена ниже плоскости замаха шпагой и включается в движение нападения только после того, как шпага начнет движение атаки, причем атакующие действия этих приемов — только с выпадом левой ногой, так как при выпаде правой левое плечо отодвинется, что непроизвольно увеличит дистанцию для укола дагой. При выпаде левой ногой дага выполняет примерно ту же длину атаки, что и шпага, действующая из положения отодвинутого правого плеча.
В сценических условиях двойные атаки уколами должны выполняться так, чтобы точки обоих уколов отходили одна от другой не более чем на 1/4 м. Это требование возникает из необходимости облегчить выполнение защит от двойных уколов.
Защита от двойных атак
Употребляются, главным образом, простые защиты. Их техника соответствует исполнению при отбиве простых атак. Два вида оружия могут выполнять приемы защиты, причем шпагой отбивают атаки дагой, а дагой защищаются от нападения шпагой. Небольшая вынужденная пауза у нападающего перед тем, как он начнет атаку сразу двумя видами оружия, дает возможность, сосредоточив внимание, взять двойную защиту.
Кроме того, защитой от двойных атак иногда служит отступление или уклонение. Техника их аналогична защитам от простых атак. Защиты оружием выполняются: шпагой от даги, дагой от шпаги; шпагой от обоих видов оружия сразу; дагой от обоих видов оружия сразу.