«Смирно»
Ноги в обычном положении: правая рука опущена и держит оружие так, чтобы нижний конец его был поставлен на землю, около мизинца правой ноги, и древко было совершенно вертикально (рис. 97, а).
«Вольно»
Руки сохраняют положение первой стойки, но ноги расставлены, тяжесть тела на обеих ногах или на одной.
Руки держат древко на высоте груди; тело согнуто и опирается на древко. Древко перед бойцом (рис. 97, б).
«На посту»
Ноги расставлены, руки вытянуты вниз, держат древко горизонтально перед собой поперек тела, около бедер, причем левая рука хватом снизу, а правая — сверху; острие с левой стороны (рис. 97, в).
«Салют!»
Из положения «смирно» правая рука отходит, разгибаясь вправо, оставляя нижний конец древка у ноги. Голова поворачивается в направлении лица, которому отдается салют (рис. 97, г).
«Боевая стойка»
Острие оружия держится на уровне шеи партнера (рис. 98). В бою на этом виде оружия сохраняются все передвижения, принятые в школе сценического фехтования. Но перемены стойки вперед и назад здесь не имеют такого применения, как в предыдущих двух видах оружия. Выпад делать в зависимости от дистанции, левой или правой ногой.
Боевые действия
Боевая стойка на этих видах оружия соответствует стойке «К бою!».
Упражнение № 154. «К бою!» (для всех видов древкового оружия)
Исходное положение: стойка «смирно».
Техника исполнения. По команде «К бою!» следует, шагнув левой ногой на один шаг вперед, правую развернуть стопой вправо так, чтобы стопы оказались почти под прямым углом, одновременно согнув обе ноги в коленях. В то же время надо поставить оружие правой рукой в горизонтальное положение и, передвинув руку вперед, подхватить ею древко за нижнюю треть, а левой взяться хватом снизу за вторую треть. Правая рука держит древко хватом сверху.
|
Методические указания. Переход в стойку «К бою!» требует четкого исполнения. Необходимо, чтобы перед тем, как правая рука перебросит оружие вперед, оно было бы в горизонтальном положении. Перед броском (для разгона) нужно отвести правую руку чуть назад.
Передвижения
Вбою на этих видах оружия сохраняются все виды передвижений, принятые в школе сценического боя. Приемы перемены стойки вперед
и назад исполняются гораздо реже, так как они связаны с соответствующими перемещениями оружия из руки в руку. Это требует дополнительного изучения довольно сложной техники. Выпад, в зависимости от дистанции, выполняется то правой, то левой ногой.
Соединения
Как правило, бой ведется из верхних соединений. Если древко партнера справа — это соединение шестое, если слева — четвертое. Надо отметить, что бой на дубинках и винтовке со штыком не имеет соединений, а ведется из верхней или нижней позиций. Позиция определяется направлением оружия: острие штыка направлено вверх — позиция верхняя, вниз — нижняя. В дубинке эти положения совершенно произвольны.
Перемены соединений
Эти приемы выполняются в полном соответствии со школой сценического боя. В бою на копьях и алебардах выполняются даже двойные перемены соединения. Перемены соединений могут быть как на месте, так и с движением вперед.
Упражнение № 155. Перемена соединений
Построение: парное. Исходное положение: боевая стойка, оба партнера — в шестом соединении.
|
Техника исполнения. По команде «Моя — соединение перемени!» исполняется перемена соединения из шестой в четвертую. Острие оружия должно пройти под древком противника. По команде «С шагом вперед, соединение перемени!» выполняется то же действие оружием, но с соответствующим передвижением, противник отступает, делая шаг назад.
Уколы
В фехтовании на копьях и на винтовке со штыком применяются прямые уколы и уколы с переводом. В бою на алебарде и рогатине, а также на дубинках — только прямые уколы. В бою на дубинках тычок концом дубинки называется уколом. На алебарде уколу переводом мешает имеющийся на ней топорик, а рогатина — оружие тяжелое. Уколы бывают нормальные, короткие и длинные.
Упражнение № 156. Прямой укол
Построение и исходное положение: в этом и последующих упражнениях — в одну шеренгу и в боевой стойке.
Техника исполнения. По команде «Прямым коли!» надо вытянуть обе руки вперед, чтобы острие было направлено в тело противника, и выполнить выпад левой или правой ногой, что зависит от дистанции.
Методические указания. Если в команде нет указания о размере укола, его надо выполнять как нормальный — в нем есть вытягивание рук в направлении укола и обязателен выпад. Так же выполняются уколы с переводом.
Упражнение № 157. Короткий укол
Техника исполнения. По команде «Для короткого укола — замах!» надо, меняя положение рук на оружии, оттянуть обе руки до предела вправо назад, одновременно направляя острие в грудь или живот противника. По команде «Коли!» сделать укол только движением обеих рук вперед. Затем по команде «Закройсь!» поставить руки в положение боевой стойки.
|
Методические указания. Поставив ученика перед собой на расстояние короткой дистанции, надо показать, для чего нужен замах оружием. Необходимость этого движения в том, что замах позволяет направить острие против тела врага.
Упражнение № 158. Длинный укол
Техника исполнения. По команде «Длинным выпад левой, правой — коли!» надо, делая выпад, как указано, быстрым движением правой руки вперед скользнуть древком (цевьем винтовки) по ладони левой руки, которая продолжает поддерживать оружие снизу. По команде «Закройсь!» выполнить переход в боевую стойку.
Методические указания. Этот прием выполняется с выпадом левой или правой ногой. При левостороннем выпаде техника движений руками есть в предыдущем упражнении. Если же выпад делается правой ногой, а левая рука уже не может поддерживать оружие, она его опускает. Посыл вперед выполняется только правой рукой, и после укола (если он не достиг цели), острие штыка (копья), опускаясь вниз из-за тяжести оружия, касается пола.
Такой укол носит название «брошенного». Он применим для повторных атак как единственное средство поразить отступающего противника. Движение весьма эффектно в сценическом исполнении.
Упражнение № 159. Укол с переводом
Техника исполнения. По команде «С переводом — коли!» надо перенести острие оружия под оружием противника, перейдя из одной позиции в другую. Это перемещение дополняется вытягиванием рук вперед и выпадом той или иной ногой.
Методические указания. Нанесение укола переводом типично для средней дистанции. Они не применимы при короткой, но могут иметь место при длинных уколах. В этом случае надо подать команду «Длинным с переводом в грудь (или в правое плечо) — коли!».
Упражнение № 160. Укол с двойным переводом
Техника исполнения. В уколе двойным переводом по команде «С двойным переводом — коли!» первый перевод исполняют только с вытягиванием рук вперед. Со вторым переводом делают выпад той или иной ногой. Первый перевод является обманом: его только показывают, а когда противник прикроет линию возможной атаки, — делают второй.
Простые удары
В бою на алебардах, кроме уколов, применяются простые удары. Техника их совершенно аналогична технике таких же ударов в бою на Двуручных мечах. Команды подаются те же. Применяются три простых удара: по голове, правому и левому боку (рис. 99, а, б). Все удары наносятся с замахами, причем боковые идут в трех плоскостях:
на высоте головы, поясницы или по ногам партнера. В этих ударах лезвие топора алебарды обязательно поворачивается в сторону, соответствующую направлению удара.
Простые защиты
В бою на алебардах, копьях и винтовках со штыком — успешно применяются пять простых защит. Они носят те же названия, что в бою на двуручных мечах, и имеют ту же технику, за исключением пятой (рис. 100, а-д).
Упражнение № 161. Пятая защита
Техника исполнения. По команде «Пятым закройсь!» надо поставить обе руки в положение пятой защиты так, чтобы правая рука передвинулась по древку вправо, а левая — влево. Середина древка ставится над головой. (При пользовании трехлинейной винтовкой техника защиты та же: удар противника придется по цевью оружия.) В момент защиты надо поставить правую (или левую) ногу на линию другой ноги — они параллельны и слегка согнуты в коленях (рис. 100, д). По команде «Вперед — к бою!» надо перейти в боевую стойку: левая нога впереди, а по команде «Назад — к бою!» следует отступить назад правой ногой.
Круговые защиты
Эти защиты выполняются так же, как в школе сценического боя. Амплитуда движений будет значительно большей, чем в шпажных защитах. Выполняются они обеими руками: левая опорная, а правая делает круговое движение. Всего применяется три защиты: вторая круговая, третья круговая и четвертая круговая. Команды аналогичны действиям защит в школе сценического боя.
Ответные атаки
После первой защиты в бою на копьях и винтовках наносятся уколы вверх и вниз. В бою на алебардах уколы те же, но применяется и простой удар по правому боку. В ответных атаках замах выполняется так же, как в бою на шпагах.
После второй защиты ответные атаки те же, что и после первой.
После третьей защиты копьем наносятся уколы прямо и с переводом вниз. В бою на алебарде типичен простой удар по голове.
После четвертой защиты уколы те же, с алебардой простой удар по голове.
После пятой защиты с копьем — укол вниз, с алебардой, кроме укола, возможен удар по голове.
Защиты от ответных атак соответствуют школе сценического боя. Повторные атаки, вздвоенные атаки и вздвоенные уколы выполняются также на двуручном мече.
Типичная композиция боя на копьях№ 1 | |
Дистанция длинная, оба — «К бою!» | |
«Моя» | «Противник» |
1. В грудь — коли. | 1. Четвертым — закройсь. |
2. Четвертым — закройсь. | 2. В ответ грудь — коли. |
3. В ответ вниз — коли. | 3. Вторым — закройсь. |
4. Вторым — закройсь и шаг назад. | 4. Вниз — коли. |
5. Первым — закройсь. | 5. Повторно, с переводом, в живот — коли. |
6. Древком по правой щеке — бей. | 6. Третьим — закройсь. |
7. Пятым — закройсь. | 7. Древком по голове — бей. |
8. Двойной шаг назад. | 8. К бою. |