Этот предмет является основой для обучения студентов сценическому фехтованию. Как известно, подготовка к движению на сцене требует настроя психофизических качеств. Они являются необходимой базой для освоения трудной фехтовальной техники. Упражнения на занятиях по основам сценического движения на координацию, скорость реакции, упражнения на внимание, общение с партнером — незаменимая база для обучения фехтованию. Воспитание мышечной свободы, тренировка ловкости, гибкости и подвижности, упражнения на смену темпоритма являются средствами воспитания актера-фехтовальщика.
Внимание и скорость реакции для будущего фехтующего актера чрезвычайно важны, поэтому те разделы в предмете «Основы сценического движения», которые посвящены именно их развитию, весьма полезны. Для сценического фехтования чрезвычайно важны акробатические упражнения — различного рода кувырки, поскольку они являются основой техники сценических падений.
Как только ученики изучили технику — кульбиты вперед и назад, каскад, кувырки через одну руку, — можно перейти к освоению падений. Хорошо, если преподаватель «Основ сценического движения» подготовил студентов к выполнению этих приемов, а фехтмей-стер может использовать уже изученные навыки.
Раздел «Приемы борьбы без оружия» увязывает навыки обоих предметов, потому что данный раздел, так же как и «Сценическое фехтование», напрямую связан с драматургией. Чрезвычайно важно развивать у студентов смелость, решительность и настойчивость. Актер, который не овладел техникой падений в сценическом движении, играть батальный эпизод не сможет.
Упражнения на высоте, требующие смелости и решительности, с последующими соскоками или падениями, исполнение акробатических элементов на непокрытом полу способствуют воспитанию мужественности. Очень существенно, чтобы фехтовальной подготовкой занимался педагог сценического движения. Такое совмещение вполне оправдано.
|
Драматическое искусство
Предметы пластического воспитания, и в частности сценическое фехтование, стоят в ряду специальных дисциплин. Какое место они займут в общей структуре профессионального обучения, зависит от скоординированности всей системы подготовки актера и от точки зрения руководителя курса, от выбранного им направления, так как единой точки зрения как на сам предмет, так и на методику его преподавания не существует ввиду многообразия его форм.
Казалось бы, предметы пластического цикла должны заниматься филировкой формы, то есть тела актера, которое является его выразительным средством. В то же время одной из важнейших педагогических задач является тренировка психофизических качеств артиста, то есть тренаж тела через содержание.
С одной стороны, в основе преподавания предметов пластического воспитания лежит технический тренинг, близкий к спортивному (акробатика, гимнастика, современные единоборства, упражнения, тренирующие силу, выносливость, растяжку, рельеф мышц).
С другой — курсов пластического воспитания — это составная часть предметов «Актерское мастерство» и «Режиссура», как вспомогательных дисциплин в освоении психофизических и психотехнических навыков профессии.
Этот вариант может быть наиболее интересным, комплексным и продуктивным только при условии взаимопроникновения предметов: «Актерское мастерство», «Предметы пластического цикла», «Сценическая речь», из которых главенствующая роль отводится «Актерскому мастерству». Автономность в обучении ведет к неско-ординированности всего процесса.
|
И акробатика, и гимнастика, и приемы сценической борьбы без оружия, и, безусловно, сценическое фехтование необходимы как технический тренинг. Полученные навыки и умения составляют ремесло, то есть техническую оснащенность любой профессии. Важно лишь верно определить приоритеты и расставить акценты.
Фехтовальная сцена должна быть проявлением точной техники. Техника же должна достигать такого уровня, чтобы актер мог действовать полуавтоматически, переходя от одной движенческой фразы к другой. Это возможно только при наличии многоплоскостного внимания и памяти.
Ведущим видом памяти здесь является так называемая моторная память, которая помогает освободить внимание актера для конкретных творческих задач. Техника как результат эмоциональности, возбудимости, «внутренней подвижности — это и есть психотехника. Основой психотехнического тренинга является игра.
В театре (если это не театр балета или пантомимы) актеры и поют, и танцуют, и совершают акробатические трюки, ведя при этом диалог. Вряд ли уместно сейчас, при стремительном развитии театрально-зрелищных форм, тренировать только тело.
Методика такого учебного процесса, безусловно, совпадает с задачами профилирующих предметов, и в этом случае предметы пластического воспитания выполняют функцию вспомогательных предметов в системе подготовки актеров.
|
Глава XXXII
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЕ СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ, ИСТОРИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ И БЫТОВЫМ НАВЫКАМ
Теория
На первом занятии по сценическому фехтованию студенты должны узнать о назначении и содержании предмета. Им должны быть известны также требования к дисциплине на уроке, поскольку обращение с оружием требует знаний и применения правил, обеспечивающих технику безопасности. Студентам сообщаются, кроме того, требования к костюму и обуви. В начале второго семестра студентам читается лекция об эволюции холодного оружия.
Желательно, чтобы лекция сопровождалась показом образцов средневекового оружия, а за неимением его показом иллюстративного материала. Знакомство с этой темой необходимо не только для того чтобы создать у обучающихся представление о конструкции средневекового оружия и его разновидностях, но и для того, чтобы познакомить студентов с бытом определенной эпохи, знать который необходимо при постановке батальных сцен.
Желательно, чтобы перед началом практического обучения историческому фехтованию студенты могли познакомиться с различными системами холодного оружия (показ подлинных образцов видео-и кинофильмов).