Их всего три. Составляются три фразы, в которых начальная атака должна быть принята на вторую защиту, а ответами будут: в первой фразе — укол вниз, во второй — удар по правому боку, а третий
удар — с кругом по голове. После того как будут проработаны все ответные атаки и защиты от них, можно перейти к построению более длинных фраз в шесть, восемь, а иногда и в двенадцать темпов, в разнообразных сочетаниях, в виде действий на подготовку атаки, с захватами, толчками и пр.
Особое внимание при разучивании фраз следует уделить не только их техническому совершенству, но и работе над логикой построения движений, исходя из содержания пьесы и внутреннего обоснования своей роли в данной ситуации. Важно, чтобы, несмотря на увеличение скорости, укрупнение амплитуды движений, не была потеряна логика поведения, поскольку только она придает схватке правдоподобность.
Второй задачей при работе над фразой будет работа над техникой исполнения. Фраза представляет собой цепочку дробных действий с большим количеством движений. Сначала фразу делят на отрезки, с включением в них не более двух-трех сочетаний. Затем, когда они разучены, они складываются в цельную комбинацию.
Существует методический прием создания фразы. Вначале изучаются первые четыре-пять движений, которые отрабатываются до полуавтоматизма. Потом к ним добавляются следующие три-четыре приема и также доводятся до полуавтоматизма и т. д. После того как движения, составляющие фразу, стали привычными, следует приступить к еще более высокой форме тренировки — переводить технически оттренированные движения на уровень действия, то есть внутреннего обоснования приемов.
|
Методика тренировочной работы по сценическому фехтованию предлагает три варианта решения этой задачи.
I вариант. Смена партнеров
Этот методический прием начинается с момента, когда появилась комбинация — фраза, состоящая не менее чем из четырех темпов. Как известно, с каждым новым партнером у фехтующего обязательно возникает новое эмоциональное самочувствие. Это объясняется реакцией фехтующего на другие внешний вид, лицо, темперамент, уровень техники, силу, воздействие на оружие, аплитуду движений, связанных с особенностями нового партнера.
Эти обстоятельства непроизвольно повышают уровень внимания фехтующего и требуют более точного поведения, поскольку новый партнер всегда опаснее, чем постоянный. Наличие ошибок при работе с новым партнером свидетельствует о недостаточной технической подготовленности фехтующего. В этом случае следует вернуться к основному партнеру и доработать с ним технику исполнения приемов.
II вариант. Повышение скорости исполнения
Фехтовальная сцена не может быть достоверной при нарочито замедленном исполнении комбинации. Следует добиваться скорости выполнения приемов со своим партнером, что точнее и менее опасно. Повышение темпа может быть достигнуто включением в тренинг музыкального сопровождения в момент выполнения комбинации. Если в начале тренинга исполнение приемов идет под музыкальное сопровождение в четвертях и при темпе 60 ударов в минуту, то в результате постепенного ускорения скорость может быть доведена до 120 ударов в минуту.
Это будет соответствовать выполнению двух фехтовальных темпов в секунду. Для облегчения исполнения можно пользоваться метрономом, который иногда помогает как исполнителям, так и музыканту. Музыкальное сопровождение может быть заменено хлопками или подсчетом преподавателя. Подобный тренинг — это тренинг только механический, однако он приводит к резкому снижению эмоциональности.
|
III вариант. Основной вид тренировки
В этом виде тренировки темп, достигнутый со своим партнером, должен сохраниться и при смене партнера. Смена происходит после каждого повторения комбинации. Эти обстоятельства заостряют внимание к партнеру, возникает резкое повышение эмоциональности, как по линии физиологической нагрузки (темп), так и по творческой линии.
Таким образом, студенты овладевают не только технологией сценического боя, но и находят в нем верное эмоциональное самочувствие. Музыкальное сопровождение должно быть только фоном — это позволяет каждой паре действовать в своем темпоритме.
По мере накопления техники приемов, особенно к концу учебного года, время, отводимое на этот тренинг, постепенно увеличивается, заполняя всю основную часть урока.