СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ




(1 часть)

 

1. Предпосылки зарождения социологии.

2. Возникновение социологического знания (О. Конт).

3. Социология Э. Дюркгейма.

 

Основные понятия и термины:

социология, классическая социология, социальная статика, социальная динамика, закон трех стадий, социологизм, социальная реальность, механическая солидарность, органическая солидарность, общественное разделение труда, аномия, суицид, социальный факт, правила социологического метода, позитивизм.

 

Литература:

  1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии.
  2. Конт О. Курс позитивной философии.
  3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: 1992.
  4. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии. М.: 2005.
  5. Зборовский Г.Е. История социологии. М.: 2007.
  6. Козер Льюис А. Мастера социологической мысли: Идеи в историческом и социальном контексте. М.: 2006.
  7. Горохов В. Ф. Социология. ч.1. М.: 2008.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими объективными причинами было вызвано возникновение социологии как науки в середине XIX века?

2. Почему период становления социологии называют классическим?

3. Почему О. Конт первоначально называет социологию “социальной физикой”?

4. На каком основании (по какому критерию) О. Конт выделяет три стадии развития человечества?

5. Каковы отличия механической и органической солидарности в социологии Э. Дюркгейма

6. Назовите и объясните правила социологического метода Э. Дюркгейма.

7. Какую типологию «социальных фактов» предлагает Э. Дюркгейм? Почему он настаивает, что их нужно рассматривать как «вещи»

8. Как трактует термин «аномия» Э. Дюркгейм? Как его можно использовать для анализа современной социальной реальности?

 

 

Методические рекомендации к теме «Становление классической социологии» (часть1)

Данная тема курса социологии (т. е. становление классическо й социологии) посвящена сложнейшим вопросам зарождения социологической науки. Прежде всего, р екомендуем студентам уяснить, каковы предпосылки возникновения социологии. Затем – обстоятельноизучить взглядыдвух выдающихся французских мыслителейО. Конта и Э. Дюркгейма.

Само собой разумеется, необходимо основательно рассмотреть причины того, почему в первой половине XIX века, во Франции появляется социология. При освоении первого вопроса важно иметь ввиду, что социология не случайное явление, и возникла она не вдруг, безо всяких на то оснований и причин. Исследователи, которые углублённо занимаются этим вопросом, выделяют множество самых различных предпосылок. Мы рекомендуем вам обратить внимание хотя бы на 3-4, но, наиболее значимые и обстоятельные предпосылки.

Во-первых, целесообразно рассмотреть как повлияли на зарождение социологической науки основательные трансформации в общественной жизни, произошедшие в западно-европейских странах в XVII – первой половине XIX вв., а также какую роль в этом деле сыграл глубокий кризис, возникший в связи с переходом общества от аграрной к индустриальной фазе развития.

Анализируя эти процессы можно увидеть, что наступающий капитализм радикально изменил картину европейского общества. Он породил индустриализацию, появление новых видов производства, изменение социальной структуры, рост численности городского населения, кризисные явления, безработицу, нищету, забастовки, борьбу за власть между различными социальными силами, наконец, революции и т. п. Соответственно, общество нуждалось в том, чтобы получить ответ на вопросы: «Что происходит, что делать, как быть?», для чего нужна была достоверная наука об обществе.

Во-вторых, студент должен иметь ввиду, что общество изучается давно, в частности, такими отраслями знаний как философия, история, экономика, юриспруденция. Между прочим, представителями этих наук наработан большой и весьма интересный обществоведческий материал, который необходимо было обобщить, систематизировать, «заземлить». Следовательно, была необходима такая наука, которая смогла бы это сделать. Студентам начинающим изучать курс социологии будет интересно ознакомиться с некоторыми социальными идеями Платона, Аристотеля, Цицерона, Фомы Аквинского, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Г. Гегеля, И. Канта, Ф. Кондорсэ, Ш. Монтескье и других выдающихся мыслителей

В-третьих, многие исследователи указывают на то, что на зарождение социологии повлияли успехи естественных наук (физики, химии, биологии) особенно применение естествоиспытателями новых методов познания. Подумайте каких наиболее значимых успехов добилось естествознание за предшествующий до появления социологии период и как оно повлияло на появления социологии. Какие самые выдающиеся достижения в естественных науках имели место в период с XVI по XIХ вв.? Какие важные научные открытия сделали Коперник, Галилей, Бруно, Декарт, Ньютон, Гарвей, Лавуазье, Ламарк и др.? В чём заключается смысл знаменитого лозунга естествоиспытателей: «Пусть природа заменит Аристотеля»? Что означает выражение «мир расколдован»?

Обратите внимание также и на субъективные предпосылки зарождения социологии, т.е. страстное желание молодых талантливых учёных основательно изучить общество и преобразовать его.

Попробуйте аргументировано объяснить тезис К. Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

 

Второй вопрос рассматриваемой темы целиком посвящён социологии О. Конта (1798 – 1857), которого многие исследователи считают «отцом социологии» или по крайнем мере её «крёстным отцом». Примите во внимание, что именно О. Конт впервые вводит в обиход термин «социология», показывает причины её зарождения, специфику, структуру, применяет новые методы анализа, намечает программные цели и методы социологической науки. Свои социальные воззрения О. Конт изложил в 6 томном «Курсе позитивной философии», 4-х томной «Системе позитивной политики», «Духе позитивной философии», «Общем обзоре позитивизма».

Стиль изложения у О. Конта крайне сложен. Те из студентов, которые захотят с ним ознакомиться могут почитать фрагменты разных произведений французского мыслителя в книге «Западно-европейская социология XIX века» (М., 1996) или ознакомиться с фрагментами контовских произведений в сети «Интернет».

Изучая социологические идеи О. Конта прежде всего обратите внимание на классификацию наук, предложенную этим учёным. Именно из закономерностей развития научного знания он выводит объективную неизбежность появления социологии. У Конта имеется несколько классификаций. Наиболее приемлемой сам он считал такую:

– математика,

– астрономия,

– физика,

– химия,

– биология,

– социология.

Подумайте над тем каковы критерии такой классификации, а также над тем, почему он эти науки называл позитивными, и вообще, что представляет из себя позитивное знание. В этом очень важно разобраться, поскольку позитивизм стал влиятельнейшим направлением в науке.

Далее имеет смысл рассмотреть каков предмет, методы и структура социологии. Согласно О. Конту социология – наука об обществе, его порядке и прогрессе. Она опирается на два фундаментальных метода (объективный и субъективный). Структура социологии состоит из двух частей – социальной статики и социальной динамики. Рассмотрите эти вопросы обстоятельно, особенно проблему методов.

Французский мыслитель ставит ряд фундаментальных задач перед социологической наукой. Например – исследовать общество, законы его порядка (статики) и прогресса (динамики), точно их описать… Подумайте каких ещё 3-4 задачи поставил Конт. Какой он мыслил социальную роль социолога и любого учёного вообще? Студентам будет полезно поразмышлять над его известной сентенцией: «В социологии столько науки сколько в ней математики». Что он этим хотел сказать?

Далее целесообразно рассмотреть общество в представлении Конта. Ключевым здесь является понимание общества как организма, как социальной системы, где всё взаимосвязано, взаимозависимо. Попробуйте найти ответ на вопрос, что согласно Конту лежит в основе общественной жизни (например, половой инстинкт, мораль…?).

Разумеется, идеи Конта никак не понять, если не рассмотреть его знаменитый «Закон трёх стадий». Подумайте, какую главную мысль вложил в этот закон социолог? Что означает его знаменитая формула «Идеи управляют миром!» Почему Конт свой «Закон трёх стадий» считал универсальным? Обратите внимание на то, что каждая из трёх стадий (теологическая, метафизическая и позитивная) включает в себя по три фазиса. Попробуйте выяснить каких именно и в чём их смысл?

В заключении этой части темы советуем вам задаться вопросом: «Что даёт знание жизни О. Конта и его учения человеку живущему в начале XXI века?» Подумайте также над тем, какие черты современного нам общества предсказал этот французский мыслитель.

 

Третий вопрос предполагает обстоятельное рассмотрени е социологических идей другого известного французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858 – 1917). Есть мнение некоторых исследователей, что именно он стоит у истоков подлинно научной социологии и собственно профессии социолога. Э. Дюркгейм написал множество научных трудов. Среди них особо выделяются «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897). Советуем студентам, особенно тем, которые считают себя продвинутыми, ознакомиться с этими произведениями, или хотя бы их отдельными фрагментами.

На что в первую очередь рекомендуем обратить внимание изучающим его социологию. Конечно же, вначале на предмет социологической науки. У Э. Дюркгейма предметом социологии являются социальные факты. А раз так, то следующим шагом студента должно быть уяснение того, что же такое социальные факты и какова их классификация. Под социальными фактами он подразумевает общезначимые явления социальной жизни, коллективные представления, исходящие от общество и влияющие на индивида с довлеющей силой, т.е. принудительно.

Э. Дюркгейм классифицируе т социальные фактына м орфологические и духовные, а также на нормальные и патологические. Попробуйте разобраться в них, приведите конкретные примеры тех или иных фактов. Учёный основательно рассматривает вопрос о структуре социологии. Он полагает, что социологическая наука включает три составляющих – социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Студентам необходимо дать конкретный анализ каждой из этих составляющих.

Французский социолог сформулировал правила знаменитого социологического метода исследования (так называемого метода социальных фактов). Таковых три. Первое правило предполагает рассматривать социальные факты как вещи. А каковы второе и третье правила? Найдите их и разберитесь в их сути. Взгляды Э. Дюркгейма на общество принято называть социологизмом или социальным «реализмом» или социологическим империализмом. Попробуйте разобраться в чём смысл социологизма.

Э. Дюркгейм – один из главных разработчиков идеи социальной солидарности. Он выделяет две её формы – механическую и органическую. Задача студента – выяснить особенности каждой из них, при этом необходимо обратить особое внимание на проблему разделения труда. В частности какую роль сыграло разделение труда в процессе перехода от одной формы солидарности к другой.

Изучая социологическое наследие Э. Дюркгейма никак не «пройдёшь мимо» его теории аномии, под которой он понимает состояние ценностно-нормативного вакуума, характерное для переходных и кризисных периодов в развитии общества. Желательно использовать идеи классика по этому вопросу для анализа современного социума.

Конечно же, студентам будет интересно разобраться и в такой деликатной проблеме как самоубийство. Французский учёный – один из самых глубоких знатоков данной темы.Этому вопросу он посвятил большой научный труд. Под самоубийством Э. Дюркгейм понимает каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом поступка, совершённого самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Мыслитель выделил три типа самоубийства: эгоистическое, альтруистическое, аномическое. Студентам целесообразно выяснить в чём своеобразие каждого из них и какие социальные причины влияют на самоубийство. Подробно разобраться в этих вопросах можно прочитав книгу «Самоубийство», написанную классиком социологии в 1897 году. Она переведена на русский язык и издана в 1994 году в издательстве «Мысль».

Попробуйте в заключение оценить значимость социологии Э. Дюркгейма с позиций нынешнего дня и Вашего личностного восприятия.

Готовясь к семинару по этой теме внимательно изучите указанную выше литературу, как научную, так и учебную; прочтите конспект лекций. Желаем вам успешного освоения первой темы «Становление классической социологии»! Знание классиков – залог успешного освоения всего учебного курса и высокой эрудиции будущего специалиста, выпускника НИЯУ МИФИ.

Занятие 3

СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

(2 часть)

 

1. Социологические взгляды К. Маркса.

2. «Понимающая социология» М. Вебера.

3. Становление социологической науки в России.

 

Основные понятия и термины:

материалистическое понимание истории, общественно-экономическая формация, базис, надстройка, класс, классовая борьба, социальная революция, идеальный тип, социальное действие, принцип рациональности, социальный номинализм, производительные силы, производственные отношения, прибавочная стоимость, типы социальных действий.

 

Литература:

  1. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии.
  2. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.
  3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.
  4. Арон Р. Этапы развитиясоциологической мысли. М.: 1992.
  5. Зборовский Г.Е. История социологии. М.: 2007.
  6. Козер Льюис А. Мастера социологической мысли: Идеи в историческом и социальном контексте. М.: 2006.
  7. Кравченко Е. Макс Вебер. М.: 2002.
  8. Горохов В. Ф. Социология. Ч.1.М.: 2008.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается сущность «материалистического понимания истории»?

2. Назовите основные положения теории классов и классовой борьбы по К. Марксу.

3. Какие общественно – экономические формации выделяет К. Маркс? Каков механизм смены одной формации другой?

4. Почему социология М. Вебера называется “понимающей социологией”?

5. Какие типы “социального действия” выделяет М. Вебер? Как они связаны с концепцией «идеального типа»?

6. Что понимается под принципом рациональности? Как этот принцип связан с «социальными действиями»?

7. Является ли социальным действие, заключающееся в игре с компьютером в одиночку?

 

Методические рекомендации к теме «Становление классической социологии»(часть2)

В данной теме продолжается изучение классического социологического наследия. Предстоит рассмотреть взгляды двух виднейших представителей немецкой социологии – Карла Маркса и Макса Вебера, а так же вопрос о становлении социологической мысли в России.

Объём данной темы невероятно велик. Достаточно сказать, что одного К. Маркса студенты отечественных вузов четверть века тому изучали по несколько учебных семестров. Студенты НИЯУ МИФИ должны рассмотреть всё выше обозначенное в течении двух академических часов, а также в процессе самостоятельной работы.

 

На что следует обратить внимание при изучении социологических идей К. Маркса (1818-1883)? Важно учесть, что К. Маркс не относил себя к чистым социологам, а сам термин «социология» недолюбливал, а то и вовсе игнорировал. Своё учение об обществе он называл социальной наукой, которая изучает общие законы развития общества и человека.

Изучая общество и человека К. Маркс, более всего акцентировал внимание на проблемах труда, его разделении и отчуждении, вопросах собственности и экономических отношений, теории прибавочной стоимости. Главной задачей социологии,считал он, является рассмотрение существующих способов производства, исследование классовых противоречий, материальных, политических и духовных различий индивидов, которые могли бы привести к революции.

Студентам будет интересно узнать о методологии научного анализа К. Маркса. Он ею владел в совершенстве. Немецкий мыслитель использовал диалектический, исторический, сравнительный, типологический и другие методы научного анализа. Он блестяще владел математическим методом, а также использовал методы эмпирического анализа.

Маркс осуществил как глобальный анализ развития человечества, так и его конкретный анализ на примере капитализма. Принято считать (во всяком случае сторонниками К. Маркса), что г лавным достижением его социальных воззрений является так называемое материалистичное понимание истории, или исторический материализм. Чтобы понять суть материалистических воззрений на общество студентам необходимо ознакомится как минимум с Предисловием к «Критике политической экономии» и некоторыми разделами «Немецкой идеологии». Тезисно суть материалистического понимания общества можно представить так:

- общество – это часть природы, которая существует и развивается в результате разумной целеполагающей деятельности людей;

- общество является системой, целостным социальным организмом, который подчинён свойственным ему историческим законам возникновения, развития и смены;

- общество есть совокупность всех форм взаимоотношений людей – экономических, политических, духовных. По большому счёту все общественные отношения делятся на материальные (общественное бытие) и духовные, идеологические (общественное сознание).

Базис общества составляют производственные отношения. Они первичны, главные, они объективны. Над базисом возвышается надстройка – политическая, правовая, идеологическая. Это сфера сознания, эти отношения субъективны. Они вторичны. Приоритет бытия над сознанием, общественного бытия над общественным сознанием составляет суть материалистического понимания истории К. Маркса.

Студенту необходимо разобраться в структуре общества, понять, что такое способ производства, производительные силы, производственные отношения. Важно также уяснить как развивается общество, обратить внимание на конфликт производительных сил и производственных отношений.

К. Маркс является одним из крупнейших конфликтологов. Он создал учение о социальной революции. Необходимо понять суть этого учения, прежде всего источники и причины классовой борьбы. К. Маркс утверждал, что революции – локомотивы истории, а творцом истории является народ. Согласны ли Вы с таким утверждением?

Немецкий мыслитель создаёт одну из первых типологий обществ. Выясните какие именно типы обществ выделил Маркс. Например, первобытное…

Наконец, важно понять каковы цели общественно-исторического развития по Марксу каков смысл истории. К. Маркс убеждён, что главная цель развития общества – свобода, эмансипация личности, преодоление её зависимости и отчуждения от ярма экономики, материальной обременённости, а также всесторонне гармоничное развитие человека.

Согласны ли студенты с таким мнением К Маркса?

Готовясь к семинару обучающимся необходимо разобраться в сути марксисткой социологии, её сильных, спорных и слабых сторонах. Идеи К. Маркса целесообразно сравнить с идеями О. Конта.

 

Второй вопрос предполагает обстоятельное изучение идей Макса Вебера (1864-1920). С его именем связывают новый этап в развитии социологии. Он по праву заслужил лавры социолога-новатора, наметив принципиально иной подход к решению важнейших социологических вопросов. Чтобы углублённо понять его идеи необходимо ознакомится с такими трудами как «Протестантская этика и дух капитализма», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Наука как призвание и профессия», «Политика как призвание и профессия».

Студенту важно обратить внимание на актуальные проблемы, которые сформулировал немецкий социолог. В частности, он:

Ø по-новому рассмотрел предмет и метод социологии, обогатил её понятийный аппарат и методологический арсенал;

Ø создал теорию социального действия;

Ø разработал концепцию рациональности;

Ø осуществил типологию обществ;

Ø показал особую роль бюрократии как носителя общественного порядка;

Ø глубоко проанализировал проблемы науки и культуры в целом и многие другие.

Согласно М. Веберу целью социологии является исследование общих правил событий, происходящих в обществе, и особенно изучение и объяснение социальных действий индивида, его понятного поведения как культурного, цивилизованного существа. Именно индивид и его разумные осмысленные действия – главный предмет социологического анализа.

Социология согласно М. Веберу – «понимающая наука». Она предполагает усмотрение общества внутренним миром исследователя. Социологу важно понять эти события и действия, обстоятельно объяснить их. Общество как объект наблюдения должно открываться внутреннему чувству исследователя-социолога. Переживая и познавая себя социолог познаёт и другие части общества, других индивидов, себе подобных, в их внутреннем содержании, т.е. постигает общество изнутри, осуществляет его толкование.

Социология по М. Веберу даёт ответ на вопрос «почему? ». Вспомните, как отвечал на этот вопрос О. Конт. В чём принципиальное различие в этом вопросе между французским и немецким социологами?

М. Вебер делает методический упор на рациональность, что отличает его учение от других исследований. Студенту важно разобраться в категориальном аппарате социологии М. Вебера. Выясните что такое идеальный тип, действие, социальное действие. Попробуйте выяснить смысл целерационального, ценностно-рационального, аффективного и традиционного действий. Приведите их примеры. Согласно М. Веберу социальные действия объединяют индивидов в сообщества. Именно социальные действия и взаимодействия людей создают общество, определённый социальный порядок.

М. Вебер осуществил типологию обществ. Он выделил два их типа. – Западный (рациональный) и Восточный (иррациональный). Студентам необходимо самостоятельно разобраться в особенностях каждого из названных типов обществ, выделить их существенные черты. Для этого целесообразно проработать «Предварительные замечания» к работе «Протестантская этика и дух капитализма».

Наконец, студентам НИЯУ МИФИ необходимо изучить представления М. Вебера о науке. Для этого внимательно проработайте статью «Наука как призвание и профессия», в основе которой лежит доклад, сделанный классиком социологии перед студентами Мюнхенского университета. Отметим здесь самое главное.

С точки зрения М. Вебера сегодня наука есть профессия, осуществляемая как специальная дисциплина и служащая делу самопознания и познания фактических связей, а вовсе не милостивый дар провидцев и пророков. Наука имеет как практическое так и чисто интеллектуальное значение. Научный прогресс – это неотъемлемая часть причём важнейшая, процесса интеллектуализации общества. Достичь высоких результатов в научной деятельности можно при условии строжайшей научной специализации.

М. Вебер пытается сконструировать идеальный тип учёного. С его точки зрения учёному должны быть присущи страсть, увлечённость, пытливость, убеждённость, вдохновение. Он должен быть хорошо образован, вооружён методологией, добротно знать своё дело. Главный смысл его жизни заключается в поисках истины. Учёный – это интеллигент, человек чести, прежде всего, интеллектуальной чести. Это независимый и ничем не обременённый кроме самой науки человек. Студентам желательно поразмышлять над тем, каким они видят настоящего учёного.

М. Вебер утверждал, что наука должна быть внеэтичной, этически нейтральной, т.е. беспристрастной. И что учёный должен быть только учёным и не обязательно гражданином.

Согласны ли современные студенты с таким утверждением классика социологии?

В заключении этого вопроса попробуйте сравнить идеи М. Вебера и Э. Дюркгейма. В чём состоит принципиальное различие между их социологическими воззрениями?

 

Третий вопрос данной темы имеет своей целью рассмотрение процесса становления социологической науки в России. Заметим, вопрос этот очень сложный и неоднозначный. Здесь мы рекомендуем студентам пойти следующим путём. Вначале целесообразно рассмотреть общую социологическую картину, т.е. выяснить какие школы, течения и направления в социологии имели место в России, а затем рассмотреть идеи двух известнейших русских мыслителей – П.Л. Лаврова и М.М. Ковалевского.

Общую социологическую картину в России поможет понять работа П. А. Сорокина «О русской общественной мысли». С точки зрения этого выдающегося мыслителя к началу XX века в России сформировалось не менее девяти школ и направлений:

Ø Марксистская;

Ø Русская субъективная социология;

Ø Психологическая социология Петражицкого;

Ø Русская бихевиористкая школа;

Ø Школы формальной социологии и механистической социологии;

Ø «Социологизации» юриспруденции, политической науки и экономики;

Ø Социологической методологии;

Ø Школы общей социологии;

Ø Социальной философии и философии истории.

Студентам желательно разобраться в специфике воззрений представителей 2-3 школ. Что касается взглядов отдельных мыслителей, то прежде всего целесообразно обратится к социологическому наследию Петра Лавровича Лаврова (1828-1900). Он является одним из родоначальников отечественной социологии.

Перу П.Л. Лаврова принадлежат такие труды как «Социологи-позитивисты», «О методе социологии», «Введение в историю мысли», «Теория и практика прогресса» и др.

Важнейшими проблемами над которыми работал русский социолог были таковы:

– проблема предмета и метода социологии;

– соотношение социологии и других общественных наук;

– проблема личности и её роли в истории;

– роль государства в жизни общества;

– теория общественного прогресса;

– теория факторов.

Следовательно, студентам необходимо направить усилия на знакомство с этими проблемами и их освоение.

С точки зрения П. Л. Лаврова предметом социологии является солидарность. «Социология изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между особями человеческого общества и стремится открыть её законы» - так писал он. Лавров одним из первых разделил социологию на теоретическую и практическую. Студентам надо разобраться в чём задача каждой из них. Подобно О. Конту он считает, что социология должна использовать два методаобъективный и субъективный. Попробуйте установить различия во взглядах О. Конта и П. Лаврова на этот вопрос. Поскольку предметом социологии является солидарность, то естественно, надо разобраться в том, что это такое.

«Общественная солидарность есть сознание того, что личное достоинство поддерживается лишь путём поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Иначе – это общность привычек, интересов, аффектов или убеждений. Так писал П. Лавров.

Студентам необходимо обратить внимание на различные формы солидарности, которые он выделяет. В частности – солидарность обычая, солидарность общего аффективного настроения, историческую (сознательную) солидарность. Попробуйте сравнить эти формы с формами солидарности Эмиля Дюркгейма. Носителем сознательной формы солидарности выступает интеллигенция. Поразмышляйте так ли это на самом деле.

Обратите внимание на теорию прогресса П.Л. Лаврова. Человеческую историю он рассматривает как эволюционный процесс. Подумайте над тем кого или что он называл «кротом истории».

Далее необходимо ознакомится с основными идеями Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916). Это выдающийся теоретик и практик социологии. Он написал ряд фундаментальных трудов, в частности: «Современные социологи», «Очерк развития социологических учений», «Социология» в 2-х т., «Происхождение современной демократии» (в 4-х т.) и мн. др.

М.М. Ковалевский является одним из основателей Международного Института Социологии (1895), и Русской вольной высшей школы общественных наук в Париже (1901). Он создал первую в России кафедру социологии (1908г.) и мн. др.

Обратите внимание на главную проблематику его трудов. А она такова:

Ø методология социологического анализа;

Ø проблема прогресса и эволюции человеческого общества;

Ø теория факторов;

Ø проблема происхождения главных социальных институтов.

С точки зрения М. М. Ковалевского социология есть наука об обществе, его порядке и прогрессе. Вспомните у кого из классиков точно такая же точка зрения на предмет социологической науки.

Попробуйте определить какова главная задача социологии по М. Ковалевскому. Русский мыслитель использовал ряд важнейших методов социологического анализа, прежде всего историко-сравнительный и генетический. Разберитесь, какой из них разработан самим Максимом Максимовичем.

М. Ковалевский внёс важный вклад в теорию факторов. Он предложил отказаться от понимания фактора как универсальной силы и рассматривать его в качестве чисто методологической независимой переменной. Русский социолог выступает здесь как явный плюралист.

Студентам также рекомендуем обратить внимание на проблему прогресса общества, разработанную русским мыслителем. Проанализируйте вопрос о том, что М. Ковалевский выдвигал в качестве критериев прогресса и как он относился к революциям. Общая схема прогресса у М. М. Ковалевского выглядит следующим образом:

Первобытность – родовые порядки – феодальные порядки – буржуазный порядок. Рассмотрите вкратце особенности каждой из названных стадий. Подумайте насколько они соответствуют реальному положению вещей.

В ходе подготовки к семинару проработайте указанную в плане учебную и научную литературу. Используйте материалы сайта кафедры социологии и гуманитарной культуры. Внимательно прочтите конспект лекций. Желаем успехов в деле освоения классической социологии!

Занятие 4

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Предмет, методы и функции социологии.

2. Уровни и структура социологического знания.

3. Эмпирическое социологическое исследование.

 

Основные понятия и термины:

социология, объект социологии, предмет социологии, макросоциология, микросоциология, социология среднего уровня, эмпирическое социологическое исследование, гипотеза, выборка, репрезентативность, методы эмпирического социологического исследования, наблюдение, анкетирование, контент-анализ, экспертный опрос, эксперимент, качественные методы исследования, кейс-стади, глубинное интервью.

 

Литература:

1. Асп Э. Введение в социологию.СПб.: 2000.

2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М.: 2007.

3. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М.: 1998.

4. Мертон Р. О социологических теориях среднего уровня. - вкн.: Социальная теория и социальная структура. М.: 2006.

5. Сорокин П.А. Структурная социология.

6. Ядов В. Стратегия социологического исследования. М.:, 2009.

7. Горохов В. Ф. Социология. Ч.1.М.: 2008.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит принципиальное отличие научного подхода от всех остальных способов получения знания?

2. В чём состоит специфика предмета исследования социологии, и чем он отличается от предмета других наук об обществе?

3. Почему П. Сорокин называет социологию «генерализирующей наукой»?

4. Что представляют собой “теории среднего уровня”? Какую роль они играют в развитии социологии как науки?

5. Что такое “гипотеза”, “выборка”, “генеральная совокупность”, “репрезентативная выборка” в эмпирическом социологическом исследовании?

6. Какие методы сбора информации используют социологи в эмпирическом социологическом исследовании?

 

Методические рекомендации к теме «Современная социология как наука»

Данная тема является одной из ключевых в курсе социологии. Предполагается, что студент обязан разобраться в общих теоретико-методологических аспектах социологической науки, по крайней мере в сжатом виде. А по сему для изучения предлагаются три следующих вопроса:

Ø предмет, методы и функции социологии;

Ø уровни и структура социологического знания;

Ø эмпирическое социологическое исследование.

Обращаем внимание обучающихся на то, что разговор о предмете социологии частично уже имел место, когда рассматривались идеи некоторых классиков социологии. Сейчас его необходимо углубить и разнообразить.

Конечно, вопрос о предмете любой науки не сводится только к нему самому. Все мы прекрасно понимаем, что в сфере науки, а то и в обществе как таковом, идёт явная или скрытая борьба за получение той или иной зарождающейся отраслью знаний достойного статуса, по крайней мере, хотя бы её всеобщего признания. Иногда подобное приобретает жёсткие гипертрофированные формы, вплоть до обструкции, а то и полного запрещения какой-либо нарождающейся отрасли знаний. За всю историю становления науки, пожалуй, не было случая, когда бы появившаяся её новая отрасль враз получила всеобщее признание и высокий статус. Иногда проходили десятилетия, а то и столетия борьбы за выживание и общественное признание.

Социология не избежала подобной участи. Более 60 лет со времениобьявления О. Контом о создании этой науки ей приходилось доказывать своё законное право на собственное существование. И только в начале ХХ века она становится относительно равноправной, на ряду с другими отраслями знаний. Во всём цивилизованном мире активно исследуются актуальные социальные проблемы, создаются научно-исследовательские учреждения, социологические ассоциации, журналы, кафедры и факультеты в вузах, возникают социологические школы, направления, течения. Социология становится важной учебной дисциплиной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: