Сами россияне в 2002 году в ходе социологического опроса отнесли себя к 4 классам (10 ступеням).




1. Класс выше среднего (1-4 ступени) – 9,6%

2. Средний (5-6 ступени) – 31, 4 %

3. Класс ниже среднего (7-8 ступени) – 35,4 %

4. Низший класс (9-10 ступени) – 23, 6%.

Завершить рассмотрение второго вопроса рекомендуем анализом среднего класса и его особой роли в обществе.

Сама идея среднего классе восходит к древнегреческому мыслителю Аристотелю. Она актуализировалась и А. Смитом и М. Вебером и Р. Дарендорфом и другими мыслителями. Студентам необходимо чётко разобраться чем характеризуется средний класс, кого целесообразно к нему относить?!

Правомерно ли считать, что средний класс – это класс управленец, что он имеет ярко выраженную профессиональную ориентацию, что он ведёт приличный образ жизни, что он лоялен существующему политическому строю? Подумайте над этими характеристиками.

В среднем классе выделяют три слоявысший, средний, низши й. Высший средний класс – это профессионалы, обладающие университетским образованием, высоким профессиональным мастерством, имеющие высокий доход. К ним относят вузовских преподавателей, врачей, юристов, учёных, предпринимателей. Они владеют офисом, фирмой, частной практикой. А теперь попробуйте охарактеризовать средний и низший слои среднего класса.

И, наконец, подумайте, кто составляет ядро среднего класса, каковы основные ценности среднего класса? Определите, в чём своеобразие российского среднего класса. И есть ли вообще средний класс в России?

 

Третий вопрос посвящён социальной мобильности. Рассмотрение этого вопроса целесообразно начать с дефиниции этого феномена. И, конечно же, есть смысл вновь обратиться к мнению П. А. Сорокина. Вот как он её определил:

«Под социальной мобильностью понимается любое перемещение индивидуального или социального объекта или ценности – всего, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, - из одного положения в другое».

Определение дано всё в той же работе – «Социальная мобильность», которая и по этому вопросу может дать студентам очень полезную информацию. Следовательно, ещё раз напоминаем,что необходимо её прочитать.

Следующим шагом в рассмотрении этого вопроса является изучение причин социальной мобильности. К таковым чаще всего относят – развитие производительных сил, революции, развитие науки, образования, права, процессы урбанизации, изменение престижа тех или иных профессий и т.д.

Далее попробуйте определить критерии мобильности, т.е. по каким вещам мы можем судить, что личность или социальная группа осуществили социальные перемещения. Например, увеличился или уменьшился доход; увеличились или понизились властные полномочия и т. п.

Подумайте над проблемой мобильности современного российского общества.

Дальше важно рассмотреть виды мобильности. Согласно П. А. Сорокину имеют место горизонтальная и вертикальная мобильность. Охарактеризуйте их. В чём принципиальное отличие горизонтальной мобильности от вертикальной. Проанализируйте собственную вертикальную мобильность. В социологии ещё ведут речь об индивидуальной и групповой мобильности, внутрипоколенной и межпоколенной, добровольной и принудительной. Разберитесь в особенностях этих видов мобильности. Уясните, что такое скорость мобильности, или интенсивность мобильности. Нормальным ли является продвижение по карьерной лестнице на 5-6 ступеней за 5 лет. Можно ли за пять лет пройти путь от лейтенанта до полковника?

В процессе мобильности индивиды и социальные группы используют различные подъёмники. К таковым относятся: армия, церковь, система образования, партии, экономические и профессиональные организации, СМИ. Рассмотрите особенности каждого из подъёмников.

Завершить этот вопрос, как впрочем и всю тему необходимо анализом последствий социальной мобильности. Эти последствия носят как позитивный, так и негативный характер.

К положительным последствиям относятся: обновление социальных структур, рост образовательного и профессионального уровня, формирование более высоких ценностей, открытость экономики и управленческой сферы, как правило демократизация общественной жизни. К негативным последствиям можно отнести нестабильность ситуации, конфликты. Остальные причины проанализируйте самостоятельно. В целом следует заметить, что социальная мобильность – это неотъемлемый атрибут общественной жизни, который порождает в обществе преимущественно хорошие результаты.

В ходе подготовки к семинару проработайте указанную в плане учебную и научную литературу. Воспользуйтесь материалами сайта кафедры социологии и гуманитарной культуры. Проработайте конспект лекций. Желаем продуктивного освоения темы «Социальная стратификация»!

Занятие 12

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

1. Природа, характер и динамика социальных процессов в современном обществе.

2. Социальные движения.

3. Теории социальных конфликтов.

 

Основные понятия и термины:

социальная мобильность, горизонтальная и вертикальная мобильность, каналы вертикальной мобильности, маргинальность, межпоколенная мобильность, индивидуальная и групповая мобильность, скорость мобильности, каналы мобильности.

 

Литература:

1. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: 1996.

2. Козер Л. Функции социального конфликта.

3. Тоффлер Э. Шок будущего.

  1. Горохов В. Ф. Социология. Ч.2. М.: 2008.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что обусловливает появление социальных движений?

2. Какова классификация социальных движений?

3. В чем отличие социальных движений от формальных организаций и социальных институтов.

4. Какова роль социального конфликта в обществе? Имеет ли социальный конфликт положительное значение?

5. В чем смысл фразы Р. Дарендорфа: «Социальный конфликт – оборотная сторона всякой интеграции»?

6. Чем обусловлен повышенный динамизм в современном обществе?

 

Методические рекомендации к теме «Социальная динамика»

Осваивая тему «социальная динамика» студент должен быть настроен на изучение весьма большого объёма материала. Фактически речь идёт о трёх крупных проблемах:

– собственно социальной динамике,

– социальных движениях,

– теории социальных конфликтов.

По идее они должны были бы рассматриваться самостоятельно, однако дефицит аудиторных часов, вынуждает нас объединить их в одно, хоть и не очень органичное целое.

 

Первый вопрос предполагает, что студенты обязательно должны уяснить, что такое социальная динамика или социальный процесс. В этом деле, конечно, не обойтись без помощи П. А. Сорокина. В своей знаменитой работе «Социальная и культурная динамика», с отдельными разделами которой рекомендуем студентам познакомиться, классик социологии на сей счёт пишет:

«Под социальным процессом понимается любой вид движения, модификация, преобразование, перестройка или «эволюция», короче говоря любое изменение данного логического субъекта во времени, касается ли оно изменения его места в пространстве или речь идёт о модификации его количественных или качественных аспектов».

Далее необходимо разобраться какие изменения происходят в обществе и его составляющих. Речь идёт и о территориальных параметрах общества и о классовой структуре и о изменениях в экономике и переменах в сфере образования и о появлении новых политических сил и о многом другом.

Важно сравнить современное общество с тем, которое было 50 или 100 лет назад. Для иллюстрации можно взять такие страны как Россия и Германия, которые являют разительный контраст общественных изменений за этот период. Студент может сравнить процесс социальных изменений за всю свою сознательную жизнь и воочию убедиться в наличии или отсутствии перемен или хотя бы некоторых тенденций.

Можно выделить существенные черты социальных процессов, происходящих в современной России, в странах Европейского Союза, в обществах Востока и в африканских странах. Каждый студент должен найти для себя ответ на вопрос: «Насколько динамичной стала наша жизнь?».

 

Второй вопрос «Социальные движения» даёт нам возможность понять то, какие силы действуют в обществе и нередко приводят к его существенным трансформациям.

Для начала, конечно, необходимо поразмышлять над тем, что являют из себя социальные движения. Само собой разумеется, что есть разные точки зрения на этот вопрос.

Американский социолог Дж. Масионис под социальным движением понимает организованную деятельность, которая поощряет изменение в обществе или препятствует ему. Оно, скорее всего, представляет собой тип коллективного поведения, имеющего определённое влияние на социальную жизнь.

Польский социолог П. Штомпка социальные движения трактует как коллективные действия (акции) направленные на то, чтобы вызывать изменения в обществе или, напротив, воспрепятствовать им.

Не правда ли очень похожие определения? Студентам необходимо разобраться в имеющихся определениях и выявить существуют ли кардинально различающиеся взгляды по поводу того что такое социальное движение.

Далее есть смысл перейти к проблеме классификации социальных движений. В современной западной социологии, например, чаще всего выделяют такие движения как альтернативные, исправительные, реформистские, революционные, радикальные, либеральные, левые, правые и т. д. Согласны ли студенты с такого рода классификацией?

Попробуйте сравнить революционные и остальные движения. Обратим внимание на то, что революционные социальные движения – это самая крайняя форма, участники которой добиваются изменения основ всего общества. Они довольно часто отвергают существующие социальные институты и структуры, ставят утопические цели... А чем отличаются другие движения?

П. Штомпка пишет о старых и новых социальных движениях, а также о контрдвижениях. К новым социальным движениям польский социолог относит такие, например, как экологические, феминистские, против распространения атомного оружия, движения за мир, движения против абортов, движения против смертной казни, движения за права человека. Имея информацию о новых социальных движениях, попробуйте установить, а каковы же старые социальные движения?

В целом становится очевидным, что имеются самые разные классификации. Поэтому студентам будет весьма полезно выявить собственные позиции по данному вопросу и найти приемлемые критерии для классификации.

Разумеется, актуальным является рассмотрение причин и факторов, влияющих на формирование социальных движений. Ответ на этот вопрос хорошо изложен в учебнике Н. Смелзера «Социология» (с.595-598), доступ к которому имеет каждый студент НИЯУ МИФИ. Кстати, здесь же можно ознакомиться с различными теориями социальных движений.

Для социальных движений характерна собственная динамика. То есть каждое социальное движение возникает, развивается, переживает какие-то успехи, не исключено, что терпит поражения, в конце концов распадается и исчезает. По большому счёту можно выделить определённые стадии формирования социального движения. Студентам советуем поразмышлять над этими стадиями или этапами.

В заключение этого вопроса важно подчеркнуть, что любые социальные движения влияют на социальные процессы и в разной степени способствуют общественным переменам. Некоторые социальные движения становятся глобальными. Конечно же, студенты, изучающие социологию должны о них знать и понимать их общественную роль.

Рекомендуем обратить внимание на молодёжные движения, которые заявили о себе недавно в Российской Федерации. Попробуйте, к примеру, охарактеризовать движение «Наши». Ответьте на вопрос: «Наши» – это собственно говоря чьи?». Подумайте правомерно ли относить к социальным движениям стремления гомосексуалистов узаконить их браки, получить право на воспитание приёмных детей? Являются ли социальными движения тех, кто объединяется для того, чтобы запретить аборты?.

 

Безусловно одним из актуальнейших вопросов является третий – «Теории социальных конфликтов». Этот вопрос имеет для студентов как теоретическое так и практическое значение. Конечно, вначале необходимо разобраться в том, что представляет из себя конфликт. В качестве рабочего определения предлагаем следующее: «Социальный конфликтесть столкновение противоположных (не совпадающих) интересов и борьба за их осуществление между различными субъектами социальных взаимодействий.

Студентам важно уяснить, что не каждое столкновение людей является социальным конфликтом, а в идеале только такое, которое имеет противоборствующие, непримиримые стороны, неразрешимую в данный момент проблему, инструментальную готовность обеих или одной из сторон к борьбе, необходимые ресурсы, непосредственную вовлечённость в борьбу и т. д.

При рассмотрении этого вопроса важно уяснить причины конфликтов. К ним могут относиться: природное неравенство людей, несправедливый характер общественного устройства, несовершенство существующих социальных норм, ошибки власти, амбиции, исторические причины, комплексы и т. д. Необходимо проанализировать эти причины, поскольку знание причин конфликтов иногда помогает их избежать.

Попробуем вкратце рассмотреть такую причину как комплексы. У каждого человека, особенно молодого, их много. У кого-то срабатывает комплекс неполноценности, а у другого неуверенности в себе, или неловкости, опасения, недоверия, недооценки или переоценки. А ещё ведь проявляются такие утончённые комплексы как расовый, религиозный, этнический, языковый и др. Допустим, когда к человеку относятся с недоверием потому что он мусульманин или протестант, или иудей.

Подумайте над тем, может ли быть главной причиной конфликта, какое-либо случайное событие или явление. Известны ли они вам? Если да, то проиллюстрируйте это на конкретном примере.

Попробуйте самостоятельно проанализировать стадии (этапы ) конфликта. В данном случае обратите внимание на мнение немецкого социолога Р. Дарендорфа, который полагает, что реальный конфликт появляется тогда, когда каждая из сторон хорошо осознаёт своё положение и требует изменить статус-кво. Он же выделяет три этапа развития конфликта. Рассмотрите их. Если имеете собственные представления об этапах развития конфликта, то постарайтесь сформулировать их. Неплохо бы подискутировать на сей счёт во время семинара.

Очень полезно для расширения горизонта знаний рассмотреть типы конфликтов. Опять же можно обратиться к мнению Р. Дарендорфа, у которого выделено четыре типа конфликтов: внутри социальных групп; между группами; на уровне всего общества; между различными странами.

В заключение этого вопроса надо рассмотреть методы разрешения конфликтов и их последствия. Полезный материал на сей счёт можно найти всё у того же Р. Дарендорфа, а также у Л. Козера и К. Боулдинга.

Поищите в источниках информацию о социологе, который создал всеобщую теорию конфликта. И подумайте над тем, кто из известнейших социологов ХХ века считал, что социальные конфликты ушли в прошлое.

Для того, чтобы полноценнее осветить вопрос о социальном конфликте проанализируйте какой-либо общеизвестный конфликт. Вспомните также конфликтную ситуацию из своей жизни и попробуйте её теоретически проанализировать.

В процессе подготовки к семинару проработайте указанную учебную и научную литературу. Используйте материалы сайта кафедры социологии и гуманитарной культуры. Прочтите конспект лекций. Желаем содержательного освоения темы «Социальная динамика»!

 

Занятие 13

 

ЛИЧНОСТЬ

 

1. Социологическая трактовка личности.

2. Структура личности и психика.

3. Типология личности.

 

Основные понятия и термины:

человек, индивид, индивидуальность, личность, «Я - концепция», «Оно», «Я», «Сверх-Я», типы личности, автономность личности, идентификация личности.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

2. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

3. Юнг К. Психологические типы. М., 1995.

4. Бердяев Н.А. О духовной буржуазности.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. (Эмоции).

6. Фрейд З. «Я» и «Оно». – З. Фрейд. Психология бессознательного. М., 1990.

7. Горохов В. Ф. Социология. Ч.2. М., 2008

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем суть проблемы биологического и социального в человеке?

2. Почему необходимо рассматривать личность, по крайней мере, с точки зрения двух наук – психологии и социологии?

3. Что представляет собой структура личности в «Я - концепции»?

4. Что представляет собой структура личности в психоанализе?

5. По каким критериям возможно выделение типов личности? Какие типологии вам известны?

6. Можно ли говорить об автономности личности, если она несет ответственность за свои поступки?

7. Что такое идентификация личности? Каковы особенности проявления «Я» в киберпространстве («Кибер-Я»)?

Методические рекомендации к теме «Личность»

Проблема личности, а если шире – проблема человека является ключевой не только в курсе социологии, но и во многих других социально-гуманитарных дисциплинах. Следовательно, она должна найти достойное место в учебном процессе Изучение этой темы в курсе социологии предполагает усвоение студентами как минимум трёх вопросов, обозначенных выше. Ещё раз их отметим:

Ø социологическая трактовка личности,

Ø структура личности,

Ø типология личности.

 

Чтобы разобраться в том, что такое личность студентам необходимо углублённо рассмотреть смысл таких понятий как человек, индивид, индивидуальность, а уж потом и соответственно – личность.

Чаще всего в социологии понятием «человек» фиксируется объективная сторона нашей принадлежности к определённому биологическому виду и нашу подчинённость законам природы.

Понятие «индивид» символизирует единичного человека, одну особь без каких-либо важных характеристик.

«Индивидуальность» рассматривается как своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного отдельного человека.

Понятие «личность» социологи трактуют в широком и узком контексте. В широком личность рассматривается как представитель определённой массовой общности людей ( личность студента, преподавателя, политика, русского, юноши и т.д.) В узком –как те общественные черты, признаки, свойства, которые присущи отдельному социализированному индивиду.

Личность – это качество человека!

Обучающимся будет полезно сравнить с понятием личность и такие термины как субъект, актор, лицо, персона. Попробуйте это сделать самостоятельно.

Студенты уже видимо поняли, что для каждого из нас личность выступает как своеобразный собственный портрет, как субъективный образ собственного «Я», причём не какого-нибудь «Я», а зрелого, самостоятельного, мыслящего, в котором сочетаются как своё собственное, индивидуальное, так и специфическое (студенческое, преподавательское) и наконец – общее (русское, немецкое, городское. сельское и т. д.).

Таким образом, примите во внимание, что личность есть социализированный человеческий индивид. Более того – индивид разносторонне развитый и активно действующий. Любой взрослый здравомыслящий человек является личностью. Ею индивид становится тогда, когда он усваивает основные нормы, правила и требования общественной жизни и придерживается их. Когда он способен жить и действовать по ним и, конечно же, нести ответственность за свои поступки.

Подумайте над тем проявляются ли личностные качества человека в его походке, голосе, одежде, взгляде, манерах поведения, ценностях, улыбке?

Рассматривая феномен личности прокомментируйте следующие высказывания выдающихся мыслителей:

Леонардо да Винчи: «Я – есть целый мир»;

А. Н. Бердяев: «Личность человеческая более таинственная, чем мир; её тайна никому неизвестна до конца»;

К. Маркс: «Человек есть совокупность всех форм общественных отношений».

 

Второй вопрос данной темы связан с анализом структуры личности. Имейте ввиду, что о н не нашёл в социологии более-менее однозначной трактовки. Более того, данный вопрос разработан в социально- гуманитарных науках крайне слабо. Чаще всего исследователи ссылаются на австрийского мыслителя Зигмунда Фрейда, который в своих работах «Психология масс и анализ Я», «Я и Оно», принципиально по новому взглянул на человеческую личность, показал её во всей многогранности, сложности и противоречивости. Студентам желательно проработать эти произведения. Ведь помимо прочего З. Фрейд интересен сам по себе.

Знакомясь с идеями австрийского психолога по этому вопросу, необходимо особо усвоить то, что основу личности определяет психика. В структуре психики, следовательно в структуре личности, З. Фрейд выделяет три основных компонента ( подструктуры ): Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Свер-Я).

Ид – означает исключительно примитивные, инстинктивные, врождённые аспекты человеческой психики, которые связаны с такими явлениями как еда, сон, секс и которые наполняют поведение личности энергией. Ид целиком функционирует в бессознательном, которое З. Фрейд называет «преисподней» психики. Эта подструктура свободна от всяких ограничений, не ведает страха и тревоги, не прибегает к предосторожностям в выражении собственной цели. По мнению З. Фрейда Ид предопределён генетически и не знает ничего, кроме «Я хочу». Его действия направляют два инстинкта – самосохранения и сексуальный инстинкт. По большому счёту Ид – это принцип удовольствия.

Вторая подструктура, как сказано выше, называется Эго. Эго есть результат индивидуального опыта и посредник между двумя другими подструктурами. Эго эволюционизирует из Ид и базируется на его поверхности. Эта подструктура олицетворяет разум и рассудительность, в противовес страстям, исходящим от Ид и вырабатывает механизмы, с помощью которых можно адаптироваться к окружающей среде и реагировать на её требования. Суть Эго состоит в социализации бессознательных человеческих инстинктов и обеспечении безопасности организму. Получая сигнал от Ид Эго сверяет возможности положительного удовлетворения его требований с Супер-Эго и принимает правильное решение с учётом множества обстоятельств. По большому счёту Эго есть принцип реальности.

Супер-Эго (или третья подструктура личности) выступает как совокупность морально-нравственных устоев общества, усвоенных индивидом. Это интернализованная версия общественных норм и стандартов поведения. Супер-Эго является морально-этической силой личности, которая появилась в результате взаимодействия ребёнка с окружающим его миром. Эта подструктура есть индивидуальное отражение «коллективной совести» общества. Она имеет две подсистемы: совесть и идеал. Супер-Эго постоянно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими. По большому счёту Супер-Эго есть императивы общества.

Студентам необходимо более основательно разобраться во взаимоотношениях этих подструктур, а так же усвоить такие понятия как вытеснение, рационализация, регрессия, сублимация, совесть, идеал и ряд других. Узнайте с какого возраста, согласно мнению З. Фрейда, у детей начинает формироваться Супер-Эго.

Можно также обратить внимание на модели структуры личности разработанные американским учёным Р. Кеттелом и российским учёным К. Платоновым. Последний в структуре личности выделяет четыре подструктуры: опыта, ценностную, эмоциональную, поведенческую. Студентам желательно разобраться в сути каждой из этих подструктур.

Значительный интерес для студентов может представить точка зрения на структуру человека известного русского философа Б. П. Вышеславцева. Он представил её в виде семи онтологических ступеней бытия. Чтобы детально ознакомиться с мнением классика русской философии ст удентам необходимо прочитать его работу «Вечное в русской философии».

Таким образом, становится вполне очевидным, что вопрос о структуре личности остаётся проблемным и что учёным ещё предстоит проделать огромный объём работы, чтобы обнаружить истинное положение вещей в этом вопросе.

 

Что касается типологии личности (3-й вопрос календарного плана), то здесь имеет место огромное разнообразие подходов к этой проблеме. На что следует обратить внимание студентам при подготовке данного вопроса? Имеются разные типологии личности психологическая, антропологическая, художественная и, конечно же, социологическая.

При рассмотрении социологической типологии рекомендуем акцентировать внимание на подходе к этому вопросу австрийско-американского исследователя Эриха Фромма, который выделил два основных типа личности продуктивный и непродуктивный.

Продуктивный тип это конечная цель человечества. Э. Фромм приписывает ему такие черты как независимость, честность, любовь ко всему живому, спокойствие, творчество, исключительно полезные поступки, продуктивное логическое мышление, компетентность, заботливость. Такой тип личности будет доминировать в будущем.

В настоящее время, с точки зрения этого мыслителя, преобладает непродуктивный тип, включающий четыре вида личности: рецептивный, эксплуататорский, накапливающий и рыночный. Представители рецептивного типа, например, убеждены в том, что источник всего хорошего в их жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы, пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни скорее быть любимыми чем любить. Они доверчивы, сентиментальны, но могут быть оптимистами и идеалистами. Что касается эксплуататорского, накапливающего и рыночного видов, то студентам необходимо самостоятельно в них разобраться.

Привлекательна типология немецкого социолога Ральфа Дерендорфа, который свёл типологию к четырём типам (Homo faber, Homo consumer, Homo soveticus, Homo universalis). То есть речь идёт о личности человека производящего, человека потребителя, человека зависящего от государства и человека плодотворно занимающегося разными видами деятельности. Студентам рекомендуем детальнее разобраться в названных типах.

Роберт Мертон выделил пять типов личности: конформист, новатор, ритуалист, изолированный, мятежный. Данную типологию также студентам необходимо самостоятельно проработать.

Конечно, рассматривая типологию личности нельзя обойти стороной знаменитую типологию данную швейцарским психологом Карлом Юнгом в его работе «Психологические типы». Интроверты и экстраверты давно стали визитной карточкой типологического анализа. А если ещё иметь ввиду что эта типология была К. Юнгом углублена (экстравертно-мыслительный, интровертно-мыслительный, экстравертно-интуитивный и др. типы), то становится очевидной её большая научная и практическая значимость. Студенты МИФИ всегда с большим интересом относились к этой типологии. Следовательно, Вам целесообразно с ней ознакомиться, прочитав данное произведение и сделать для себя надлежащие выводы.

Типологию личности можно осуществить на основе типов социального действия. То есть студентам необходимо вспомнить какую типологию социальных действий давали, например, М. Вебер и Т. Парсонс и на этой основе типологизировать человеческую личность. Картина будет весьма интересной.

Не лишней будет попытка разобраться с одной из самых древних типологий, восходящей к Гиппократу и Галену. Речь идёт о так называемых сангвиниках, флегматиках, холериках и меланхоликах. Разберитесь в особенностях каждого из этих типов. Попытайтесь узнать какой вклад в анализ данных типов личности внёс выдающийся русский учёный И. П. Павлов.

Значительный интерес представляет типология личности осуществлённая в рамках этической антропологии. Здесь речь ведётся о так называемых суперанималах, диффузных людях, суггесторах, неоантропах. Конечно, типология неоднозначная и спорная, но безусловно актуальная. Достаточно охарактеризовать суггесторный тип, чтобы увидеть жизненность данной типологии.

Суггесторы – это манипуляторы, приспособленцы; люди живущие в своё удовольствие в любых условиях, но внушающие другим какие они умные, талантливые, способные, добрые. Жаль, дескать только обстоятельства (муж, коллеги, больные родители, дети, начальство) не дают им полностью раскрыться, а то они достигли бы звёздных высот. Они стремятся к рафинированным развлечениям. У них нет совести. Они честолюбивы, лицемерны, злостны, обладают хищной натурой. Для достижения своих целей суггесторы готовы идти на всё; образно говоря они способны «шагать по трупам». Они скорее делают вид, что работают, нежели на самом деле трудятся. Зато постоянно и умело эксплуатируют других; результаты чужой работы выдают за собственные. Любят заводить знакомства, особенно значимые, чтобы потом извлечь из них пользу, или хотя бы похвастаться этим. Женщины суггесторы, как правило, в своих целях используют мужчин. Между собою они пикируются, выкаблучиваются, выпендриваются. На работе между ними постоянная напряжёнка, доходящая до скандалов. Их характеризует наглость и подлость, способность предавать своих, клеветать на всех и быть провокаторами. Они обладают средними интеллектуальными способностями, но, как правило, рвутся к власти, причём к любой и пристраиваются хотя бы на её подмостках. Они никогда не останавливаются на достигнутом. Любят материальный достаток, достигнутый любым путём. Суггесторы мастера сочинять небылицы и легенды о себе, своих мужьях(жёнах), дочерях, родителях, друзьях. Да так их сочиняют, что потом сами в них верят. Услышав от кого-нибудь интересную мысль через день они выдают её за свою собственную, да ещё с таким пафосом, что честные люди попадают в состояние растерянности... Более детально с данной типологией можно познакомиться в книге «Этическая антропология» (М.,2003).

В заключении попробуйте охарактеризовать тип современной личности и сравните её с личностью XIX-XX вв. В качестве основных черт современного человека можно выделить такие как ориентация на настоящее и будущее, свобода от традиционных авторитетов, готовность к принятию новых идей и ценностей, высокая степень самостоятельности и независимости в принятии решений, рациональность во всех делах, основательное знание техники и технологий, высокая компьютерная грамотность... Далее продолжите эту характеристику самостоятельно.

Наконец, попробуйте разобраться к какому типу личности Вы относите себя и своих одногруппников.

В ходе подготовки к семинару проработайте указанную выше учебную и научную литературу, а также внимательно изучите лекционный материал. Используйте материалы сайта кафедры социологии и гуманитарной культуры. Желаем успешного изучения темы «Личность»!

Занятие 14

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

1. Становление социального «Я».

2. Процесс социализации и его этапы.

3. Агенты и институты социализации.

 

Основные понятия и термины:

социализация, становление личности, латентная социализация, этапы социализации, воспитание, агенты социализации, институты социализации, референтная социальная группа, ресоциализация, феральные люди, десоциализация, первичная социализация, вторичная социализация, имитация, идентификация, жизненные циклы.

 

Литература:

1. Берн Э.Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: 2008.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

3. Маркузе Г. Одномерный человек.

4. Эриксон Э. Детство и общество.

5. Горохов В. Ф. Социология. Ч.2. М.: 2008.

 

Вопросы для самоконтроля:

a. Каковы основные социальные факторы, влияющие на становление личности?

b. Каковы основные этапы формирования личности? Какие стадии человеческой жизни выделяет Э. Эриксон?

c. Препятствует ли социализация утверждению индивидуальной свободы?

d. Каковы основные агенты и институты социализации?

e. Какая группа в процессе социализации индивида выступает для него референтной?

f. Можно ли Интернет отнести к институтам, осуществляющим социализацию (кибер - социализацию)?

g. Возможна ли ресоциализация? Если да, то при каких условиях?

 

Методические рекомендации к теме «Социализация»

Тема «Социализация» продолжает тему «личность» и углубляет её различные аспекты. Она включает в себя, как отмечено выше, три следующих вопроса:

- становление социального «Я»;

- процесс социализации и его этапы;

- агенты и институты социализации.

Первый вопрос подразумевает рассмотрение такой важной проблемы как соотношение природного (генетического) и социокультурного в человеке.

Будет полезным соотнести мнения на сей счёт представителей расово-антропологической школы и школы «евгеники» (Гобино, Чемберлен, Ляпуж, Гальтон, Пирсон, Кейкрафт, Кидд) и таких учёных как К. Маркс, К. Леви-Стросс, З. Фрейд, Ф. Гиддингс, Дж. Мид, Ч. Кули, Л. Колберг.

Первые были уверены в том, что личностные свойства являются врождёнными, зависят от географической среды, расовой принадлежности, одарённости родителей и передаются по наследству. Такая позиция имела не только чисто научную (скорее антинаучную), но также и политическую цель, поскольку провозглашала многие народы, прежде всего африканцев и азиатов, людьми второго сорта не способными подняться до уровня западных европейцев. Подумайте, есть ли в их суждениях хотя бы какая-то доля истины.

Вторые были уверены в том, что человеческая личность является продуктом социальной среды, то есть на её становление главным образом влияют воспитание, образование, условия семейной и общественной жизни.

Глубокие научные исследования и практика общественной жизни подтвердили правоту вторых. В этой связи рекомендуем студентам обратить внимание на проблему феральных людей (маугли), педагогические эксперименты проведённые К. Леви-Строссом и опыты американских исследователей, проводивших искусственные оплодотворения женщин.

Между прочим, многие исследователи считают, что роль генетического фактора полностью отрицать нельзя. Известный англо-американский учёный Р. Кеттел утверждает, что человеческая личность является на две третих социальным продуктом и на одну треть определяется генетическим материалом. Современные исследователи утверждают, что гены главным образом влияют на биологическую и психологическую структуру человека, на его физическое здоровье. То есть талант, целеустремлённость, настойчивость, успехи, выдающиеся достижения от родителей к детям в обязате



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: