Чтобы в обществе имело место правильное статусное восхождение, чтобы люди надлежащим образом выполняли свои социальные роли, чтобы они везде и всегда вели себя конформно, а не девиантно, для этого устанавливается система социального контроля.
Т. Парсонс, например, определил социальный контроль как мотивированные процессы поведения актора или группы людей, продиводействующих девиантности.
Если задаться вопросом зачем нужен социальный контроль, то ответ будет таким – он выполняет функции з ащиты (охраны),передачи социального опыта, социализации, регуляции отношений и т.д.
Студентам желательно раскрыть содержание названных функций; можно поразмышлять и о других, которые здесь не названы.
Конечно же, главным в этой части третьего вопроса является рассмотрение социального контроля как системного образования, которое охватывает всю жизнь личности, причём на всех этапах её жизни. Этот контроль, образно говоря, можно представить в виде шести концентрических кругов, замкнутых вокруг человека. Речь идёт о контроле со стороны государства, о контроле со стороны гражданского общества, об административном (профессионально-корпоративном контроле), о неформальном контроле со стороны ближайшего окружения, о семейном контроле, наконец, о самоконтроле.
Желательно детализировать специфику каждой из форм контроля. Целесообразно рассмотреть проблему санкций против девиантов и делинквентов, вытекающих из различных форм контроля. Определите, что подразумевают под формальными и неформальными, положительными и негативными санкциями. Оцените всё это с позиций личного опыта и опыта своих знакомых.
Осваивая проблематику семинара внимательно проработайте указанную в плане научную и учебную литературу. Используйте материалы сайта кафедры социологии и гуманитарной культуры. Прочтите внимательно конспект лекций. Желаем успехов в деле освоения темы «Социальные статусы и социальные роли!
|
Занятие 9
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ
1. Социальные группы и их типология.
2. Малые группы.
3. Массовые общности. Этносы и нации.
Основные понятия и термины:
социальная группа, первичная и вторичная социальные группы, социальная организация, добровольные ассоциации, тотальные учреждения, бюрократия, массовые общности, этнос, нация, референтная группа, проблемная группа, формальная и неформальная группы, толпа.
Литература:
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. География этноса в исторический период.
- Кули Ч. Первичные группы.
- Мертон Р. Бюрократическая структура и личность. – в кн.: Мертон Р. Социальные теории и социальная структура. М.: 2006.
- Мертон Р. Связи теории референтных групп и социальной структуры. – В кн. Мертон Р. Социальные теории и социальная структура. М.: 2006.
- Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.
- Теннис Ф. Общность и общество. СПб.: 2002.
- Ясперс К., Бодрийар Ж. Призрак толпы. М.: Алгоритм, 2007.
- Горохов В. Ф. Социология. Ч.2. М.: 2008.
Вопросы для самоконтроля:
- Каковы признаки первичной и вторичной социальных групп? В каком смысле Ч. Кули называет первичные группы собственно первичными?
- Что заставляет людей объединяться в социальные группы?
- Какое определение социальной группы дал Р.Мертон?
- В чем состоит своеобразие референтных и проблемных групп?
- Какие массовые общности обычно выделяют? Чем они отличаются от малых социальных групп?
- В чем состоит отличие понятий «нация» и «этнос»?
- Приведите примеры своей включённости в социальные группы, социальные организации и массовые общности.
|
Методические рекомендации к теме «Социальные общности»
Данная тема посвящена одной из ключевых тем социологической науки. Каждый человек является не просто индивидом и не только личностью, но и членом различного рода социальных групп, их своеобразным синтезом. Следовательно тема предполагает рассмотрение таких вопросов как:
Ø социальные группы и их типология;
Ø малые группы;
Ø массовые общности.
Первый вопрос предполагает выяснение того, что представляет из себя социальная группа и какие типы групп имеют место в обществе. Проблема эта давняя. К ней обращали свои взоры такие выдающиеся мыслители как Аристотель, Т. Гоббс, Э. Дюркгейм, Ч. Гумплович, Ф. Тённис, Ч. Кули и многие другие. Практически все они рассматривали группы людей как фундамент общества, как специфическое социальное пространство, в котором живёт и действует человек.
Вместе с тем, студент должен изначально взять себе на вооружение мысль о том, что феномен социальной группы трактуется неоднозначно, многопланово и даже противоречиво. Найти истину в этом вопросе проблематично.
Размышляя о феномене социальной группы можно вести речь как минимум о трёх направлениях трактовки социальной группы, чаще всего встречающиеся в научной литературе:
Во-первых, понятие «социальная группа» выступает как универсальное, родовое социологическое понятие по отношению к таким понятиям как «класс», «социальный слой», «коллектив», «общность», «нация» и некоторых других. В этом смысле понятие группы фиксирует, с одной стороны, общие родственные характеристики, а с другой – отличия, присущие разным совокупностям людей, то есть отношения к власти, труду, профессии, уровню и структуре доходов, полу, возрасту, образу жизни, национальной принадлежности, интенсивности взаимодействия и пр.
|
Во-вторых, в современной социологии просматривается тенденция использовать понятие «группа» преимущественно по отношению к крупным социальным образованиям – классам, кастам, сословиям.
В-третьих, чаще всего понятие «социальная группа» используется по отношению к так называемым малым объединениям людей, в пространстве которых практически постоянно находится человек.
Студенты могут встретить в социологической литературе использование понятия «социальная группа» и по отношению к таким феноменам как социальная организация, которую иногда называют средней группой. Такое применение термина социальная группа является весьма спорным. На уровне повседневности мы встречаемся и с обиходным применением понятия «социальная группа», т. е. по отношениям к любым совокупностям людей без каких-либо аргументов.
Нам представляется правомерным, и мы рекомендуем студентам употреблять понятие «социальная группа» как в широком смысле (общность, класс, каста...), так и по отношению к малым объединениям людей. Разумеется, однозначный стандарт в этом вопросе выработать невозможно.
Что же касается самой дефиниции социальной группы, то вначале сошлёмся на американского социолога Роберта Мертона: «Социальная группа является совокупностью индивидов взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других».
Обратите внимание на то, что, что Р. Мертон указал на взаимосвязь как объективных, так и субъективных признаков в понимании социальной группы.
Предлагаем Вам ещё одно, вполне приемлемое, можно сказать рабочее определение социальной группы.
Социальная группа – это относительно устойчивая общность людей, объединённая целями, ценностями, условиями жизнедеятельности и другими составляющими.
Обращаем внимание на то, что понятия социальная группа и социальная общность нами употребляются ка к синонимы.
Что касается типологии (классификации) социальных групп (общностей), то здесь тоже не всё однозначно. Все социальные группы можно разделить на большие группы (массовые общности) и малые группы (малые общности). Получается два типа. В свою очередь эти типы можно разделить на виды и рвзновидности. Ну, скажем большие делятся на этнические, демографические, территориальные, профессионально-образовательные, религиозные, а также классы. Эти группы или общности можно назвать видами. В свою очередь виды имеют разновидности больших групп. Например, демографические группы делятся на группы мужчин и женщин, детей, молодёжь, лиц среднего возраста, пожилых и т. д. Территориальные делятся на жителей столицы, крупных городов, малых городов, сельских жителей, жителей определённого региона и т. п.
Малые группы или малые общности являясь типом групп в свою очередь делятся на такие виды как формальные, неформальные, первичные, вторичные, референтные и т. д. Виды включают в себя разновидности малых групп. Например, первичные группы включают в себя такие как семья, группа друзей, школьный класс и пр.
Можно все социальные группы типологизировать и по другому критерию, в результате чего получим два таких типа – реальные и номинальные группы. Реальные – это те, о которых шла речь выше, т. е. те, принадлежность к которым личность отчётливо осознаёт, а номинальные – это такие, принадлежность к которым человеком осознаётся слабо, либо вовсе не осознаётся. К примеру номинальными являются группы пассажиров электричек; людей, стоящих на учёте в психдиспансере; безработных; курящих; проживающих в коммуналках и пр.
Второй вопрос «Малые группы». Вопрос исключительно важный для каждого из нас, поскольку мы всю жизнь пребываем в этих группах.
Что же понимается под малой группой? Дадим рабочее определение.
Малая социальная группа – это небольшое по численности объединение людей, члены которого находятся в непосредственной пространственной близости, устойчивом личном общении, разделяют некоторые нормы, ценности, образцы поведения и осуществляют неформальный непосредственный контроль друг за другом.
Социологи и психологи характеризуя малые группы указывают на такие их особенности как – добровольность вступления в неё, высокую эмоциональность отношений между её участниками, относительную длительность её существования, хорошую атмосферу общения.
Студенты уже видимо на личном опыте прочувствовали и осознали тот факт, что прежде всего через малую группу осуществляется взаимосвязь личности с обществом. Личность формируется, развивается именно в малой группе. Именно здесь реализуется её статусно-ролевое положение. Малых групп (их видов, разновидностей) очень много. Иногда социологи называют цифру 50, а то и более. Конечно, студента должны, в первую очередь интересовать те группы, с которыми он имел дело, имеет сейчас и потенциально будет иметь.
К таким группам относятся формальные и неформальные группы. Между прочим такое деление впервые предпринял Элтон Мэйо. Вначале целесообразно рассмотреть формальную группу.
Это такая группа, членство в которой связано с профессиональной деятельностью, регламентируется формальными нормами, правилами, институтами. С тудент должен знать, что в формальной группе:
Ø отношения строго фиксированы, нейтральны;
Ø имеется иерархическая структура власти;
Ø действуют договорные отношения;
Ø имеет место идентификация;
Ø определены статусы и роли;
Ø деятельность членов группы стимулируется и вознаграждается;
Ø функции разделены, рационализированы;
Ø официальным регулятором отношений в группе является производственный кодекс (рабочий или военный устав).
Примерами такой группы могут быть производственная бригада, военный экипаж, вузовская кафедра...
Неформальная группа – это такое обьединение людей, которое возникает на основе межличностных связей, интересов и ценностей, отношения в котором строго не регламентированы.
Теперь попробуйте сами, по аналогии с с формальной группой определить основные черты и признаки неформальной групп ы.
Примерно по такой же схеме рассмотрите первичные и вторичные группы. При этом имеется ввиду, что первичной является такая, которая характеризуется тесным стабильным общением и сотрудничеством.
Более сложными для понимания видами групп являются референтные и проблемные.
Под референтной группой понимается реальная или воображаемая группа, система норм, ценностей и форм поведения которой является для индивида эталоном, своеобразным жизненным образцом и стандартом, критерием самооценки и оценки других людей, относительно господствующих в обществе идеалов и ценностей.
Обычно выделяют реальную референтную группу и чисто референтную (воображаемую) группу. Попробуйте их охарактеризовать.
Что касается проблемной группы, то под нею понимается искусственно созданная, формально организованная группа для исследования и решения чётко сформулированной проблемы или поиска некоего оптимума. Для неё характерны:
Ø высокий профессионализм,
Ø чёткая координация её деятельности...
Далее попробуйте самостоятельно определить другие черты. Изучая проблему малых групп попробуйте самостоятельно уяснить своеобразие таких групп как значимые, многофункциональные, тоталитарные, ингруппы, аутгруппы. И, пожалуй самое важное в этом вопросе. Разберитесь какие факторы определяют жизнедеятельность таких групп, их эффективность, устойчивость. Какую роль в подобном играет численный состав групп, тип лидерства, возраст, образованность и т. д.
Третий вопрос посвящён большим группам или массовым общностям людей.
Социологи под массовой общностью людей понимают исторически сложившуюся устойчивую совокупность людей, отличающуюся сходными чертами, образом жизни, совместной деятельностью, массовым сознанием, схожим поведением, общими ценностями и некоторыми другими характеристиками.
Студенты должны взять на вооружение мысль, что социальные общности – это реально существующие и реально фиксируемые объединения людей, которые возникают под воздействием демографических, экономических, территориальных, языковых, политических и других факторов. Общности можно эмпирически зафиксировать, проверить, увидеть их взаимосвязи и взаимодействия.
Эта проблема основательно исследована американским социологом Питером Блау в его работе «Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель». (См. в книге «Американская социология» М., 1996). Рекомендуем обучающимся прочитать эту работу.
Студенты видимо догадываются, что в среде социологов нет единства по вопросу массовых общностей. Это действительно так. Вопрос о том какую именно общность людей называть массовой – относительно дискуссионный.
Скажем в социологической литературе со времён Г. Тарда воспроизводится мысль о том, что массовой общностью является толпа. Абсолютно убеждённо отвечаем – это не общность вообще и не массовая в частности. Толпа есть случайное, стихийное, временное скопление людей в одном месте по одному поводу. Она анонимна, деструктивна, раздражительна; она быстро образуется и быстро рассыпается. И в таком виде вряд ли уже когда-либо соберётся. Не является массовой общностью и театральная публика, о чём так же пишут отдельные исследователи. Театральная публика – это временное стечение абсолютно разных (по возрасту, полу, политическим, религиозным, эстетическим интересам и убеждениям) людей. Некоторые из них возможно вообще никогда больше не пойдут в театр.
А вот касты, классы, сословия, страты – являются массовыми общностями. У них более-менее одинаковые условия жизни, сходство интересов, похожее место в системе общественного производства, однородность состава, общая групповая психология и т. д. Они существуют веками и тысячелетиями.
Ещё одним видом общностей являются социально-территориальные группы, т. е. жители города, села, региона и пр. Что у них общего? – место жительства, условия быта, привязанность к тому или иному виду производства, способы удовлетворения жизненных потребностей, общие интересы, схожий характер ценностей.
Демографические общности представляют мужчины и женщины, молодёжь, люди среднего возраста, пожилые. Общими у них являются биологические и психологические характеристики, моральные установки, сходные потребности, черты характера и деятельности и т. д.
Безусловно массовыми общностями являются этнические общности – род, племя, народность, нация. Они являются общностями потому, что у них (в той или иной степени) общий язык (в целом культура), общая территория, общая экономика, общее управление, общее самосознание, общие черты психологического склада. Это несомненно устойчивые общности. Они существуют веками и тысячелетиями.
На проблеме этнических общностей целесообразно сделать особый акцент, уделив ей определённую часть третьего вопроса. Прежде всего следует вспомнить, что само понятие «этнос» в переводе с греческого означает – народ.
В понятийном аспекте этнос определяется как исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающая общими чертами, стабильными особенностями культуры, психологического склада, также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).
Внешней формой выражения этноса является э тноним (самоназвание) – русские, поляки и т. п.
Формы этноса различны: от рода – до нации. Правда род с оговоркой может быть назван массовой общностью. С некоторыми оговорками ею может быть названа и нация.
В этнических общностях наибольшее значение имеет единство ценностей, образцов и норм поведения. Религия общей бывает не у каждого этноса...
Студентам необходимо установить, что общего и различного между родом, племенем и народностью. Заметьте, что народность вырастает из разных племён и даже рас. Доминирующими здесь являются не кровнородственные, а соседские, территориальные отношения и связи. Народность зарождается в условиях единого государства. Её характеризуют зачатки широких экономических отношений, по большому счёту формируется общая культура.
Самым сложным образованием является нация. Её объясняют и трактуют весьма не однозначно. Под нацией прежде всего понимают политическую и правовую общность людей, признающих свою принадлежность к одному государству, к одному гражданству. Нации также свойственна общность экономической жизни, общность исторического пути, представления о месте и роли своего народа. В значительной степени имеет место общность языка, однако, не всегда. Языки могут быть разными. Различной может быть и религия. Постепенно у нации формируется самосознание, ценности, нравы, склонности, привычки, праздники. Даже территория не всегда является общей у нации. Евреи, например, разбросаны по всему миру, но они чётко осознают себя нацией. Иначе говоря вопрос о нации является крайне сложным социологическим вопросом. Тем не менее студентам полезно над ним «покумекать».
Помимо этносов выделяют ещё субэтносы (общности внутри этноса. В России, например, казаки, поморы, старообрядцы) и суперэтносы, т. е. такие этнические общности, которые состоят из нескольких этносов (славяне, арабы...).
Студентам необходимо поразмышлять над тем каковы сейчас самые многоэтничные общества. Сколько этносов насчитывается в России.
В завершение данной темы необходимо поразмышлять каково положение с массовыми общностями в современных условиях. По каким причинам происходит из дезорганизация. Подумайте влияет ли на этот процесс урбанизация, развитие промышленности, смешанные браки, расшатывание традиционнных ценностей.
В ходе подготовки к семинару проработайте указанную в плане учебную и научную литературу. Используйте материалы сайта кафедры социологии и гуманитарной культуры. Прочтите внимательно конспект лекций. Желаем успехов в деле освоения темы «Социальные общности»!
Занятие 10
СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Понятие, признаки и функции социальной организации.
2. Управление организацией. Бюрократия.
3. Классификация организаций и их национальные особенности.
Основные понятия и термины:
организация, социальная организация, бюрократия, идеальная бюрократия, адхократия, технократия, управление, виды организаций, деловая культура, карьера, коррупция, организационная культура.
Литература:
- Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006.
- Фролов С. С. Социология организаций. М., 2001.
- Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.,1991.
- Пригожин А. И. Современная социология организаций. И.,1998.
- Смелзер Н. Социология. М.,1994.
- Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005.
- Горохов В, Ф. Социология. Ч. 2. М., 2008.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие три смысла в понятие «организации» вкладывает А. И. Пригожин?
2. Каковы основные признаки социальной организации?
3. Что представляет из себя вертикальная структура организации?
4. Какую классификацию социальных организаций предложил Амитай Этциони?
5. Сколько и какие именно признаки идеальной бюрократии выделил Макс Вебер? В чем заключается ее позитивное значение?
6. В чём проявляется национальная специфика социальных организаций?
7. Чем отличается деятельность социальных организаций в странах Востока от западных стран?
8. Что такое организационная культура?
Методические рекомендации к теме «Социальные организации»
Актуальность темы «Социальные организации» в курсе социологии объясняется особой ролью, которую они играют в индивидуальной и общественной жизни. Именно через анализ деятельности социальных организаций можно получить ответы на вопросы: как функционирует общество; что и как оно производит; где, как и с кем взаимодействуют индивиды; как они трудятся, учатся, отдыхают, восстанавливают своё здоровье, добиваются жизненного успеха и т. п. Даже более того, по большому счёту современное общество можно рассмотреть как организацию организаций или суперорганизацию. Не будем также забывать и о том, что каждый студент является членом ряда организаций и в будущем ему придётся трудиться в какой-либо организации. В ходе изучения этой темы предполагается постановка как минимум трёх крупных вопросов:
Ø понятие, признаки и функции организации;
Ø управление организаций. Бюрократия;
Ø классификация организаций и их национальные особенности.
Слово организация у каждого студента на слуху. Не раз ему говорили об организации учебного процесса, о правильной организации свободного времени и самостоятельной работы, об организованности или неорганизованности в учебных и общественных делах.
Каждый взрослый человек понимает что термин «организация» - многоплановый, т.е. носит полисемический характер. Социологи, между прочим, не раз акцентировали на этом внимание. Для начала советуем студентам ознакомиться с мнением бельгийского исследователя русского происхождени я А. И. Пригожина, который указывал на три самых распространённых смысла термина «организация»:
- организация как деятельность;
- организация как структурность, упорядоченность;
- организация как социальная группа людей функционального характера.
О трёх аспектах трактовки организации пишет и польский социолог Я. Щепаньский, мнение которого также буде небезинтересно студентам. Оно в частности таково:
- организация как целевая группа, как объединение людей;
- как способы руководства и управления людьми;
- как способы социальной организации общества.
Интересны на сей счёт и соображения другого польского социолога П. Штомпки, а также российского социолога С. С. Фролова. Их книги настоятельно рекомендуем студентам для внимательного прочтения. (См. П. Штомпка. Социология. М., 2005.; С.С. Фролов. Социология организаций. М., 2001).
Одним словом студент и здесь должен убедиться в том, что в социологической науке не существует общепринятого понятия «Социальная организация». В качестве рабочего, инструментального, рекомендуем обучающимся следующее определение:
Социальная организация – э то искусственно созданное, структурированное объединение людей, имеющее целевой характер и выполняющее определённые функции, ориентированные на обеспечение жизнедеятельности общества, социальных общностей и отдельных индивидов.
Главная проблема с какой сталкиваются социологи и изучающие социологию состоит в том является ли организация социальной группой. С нашей точки зрения, в принципе, при определённых условиях, такое может иметь место, но это не главное для организации. Социальная организация и социальная группа – это разные социологические измерения, объекты, не сводимые друг к другу. Студентам важно уяснить, что социальная организация – это прежде всего деятельная сеть отношений между индивидами и группами, центром которой является главная задача – производство, лечение, воспитание, отдых и т.д.
Социальная организация характеризуется рядом признаков, позволяющих отличить её от других социальных объектов. Таковыми являются:
Ø наличие определённого круга лиц, объединённых конкретной целью, ради которой организацию создавали;
Ø искусственный субъективный характер её возникновения;
Ø специализация труда (как самой организации, так и внутри организации);
Ø структурированность, упорядоченность, формализованность статусов и ролей;
Ø разнородность состава. Социальная организация включает в себя представителей различных групп, профессий обеспечивающих её функционироване;
Ø система регулярных взаимодействий и устойчивых связей внутри организации;
Ø наличие чёткой нормативной базы;
Ø наличие материальных и иных ресурсов;
Ø высокая степень контроля за деятельностью работников;
Ø относительная пространственная замкнутость и др.
На основе выделенных (правда, далеко не всех) признаков попробуйте сопоставить разные социальные объекты и определить являются ли они организацией (например: школа, вуз, нотариальная контора, завод).
Важно иметь ввиду, что каждая социальная организация играет определённую роль в жизни общества и выполняет свойственные ей функции. Внимательный и социальный анализ этой проблемы показывает, что каждой организации свойственно выполнение как минимум пяти функций: п роизводственной, удовлетворения жизненных потребностей, интеграции, социализации, социального контроля.
Для иллюстрации проанализируем одну функции – производственную. Суть этой функции заключается в том, что большинство организаций возникает как некое сообщество людей, призванное эффективно производить необходимые обществу продукты. Они могут быть материальными (одежда, дома, продукты питания, предметы быта и т.д.); духовными (кино, театральная постановка, знания, ценности); социальными (оказание бытовых услуг, охрана, лечение больных, обучение); политическими (идеи, ценности, программы развития общества, правопорядок и т.д.). Организации обеспечивают трудовую занятостьнаселения, предоставляет людям работу.
Теперь по схожему сценарию попробуйте самостоятельно проанализировать другие функции организаций. И самое важное рассмотрите исходя из собственных ощущений, выполняет ли МИФИ по отношению к вам названные выше функции.
Второй вопрос имеет целью рассмотрение структуры организации и системы управления ею. Обращаем внимание студентов на то, что по своему внутреннему строению социальные организации относятся к числу сложных, а то и сверхсложных систем. Степень этой сложности определяется численностью состава (чем многочисленнее организация, тем сложнее её структура); территориальной «разбросанностью» (чем большую территорию охватывают организации, тем они сложнее); сложностью производства (особо сложные виды производства требуют дополнительных подструктур и персонала); профессионализмом управленцев и рядовых сотрудников; особенностями национального менталитета; традициями и пр.
Кроме прочего каждой организации присущи некие особенности собственного, порой даже уникального строения. Студент должен чётко осознать, что строение любой организации можно рассмотреть с точки зрения разных критериев.. Главными являются вертикальное и горизонтальное строение, а соответственно и управление.
Вертикальное показывает, степень организованной иерархии и, как правило, характеризуется количеством уровней управления и контроля за действиями сотрудников со стороны управленцев. Вертикальное управление может содержать большое и малое количество уровней управления, может свидетельствовать, во-первых, о значительном количестве членов организации, во-вторых, о желании руководства организации минимизировать число подчинённых у руководителей среднего и низового звеньев; в-третьих, постоянно держать весь персонал в поле зрения руководства, и, соответственно, добиваться высоких производственных показателей. Малое количество уровней управлений в большой организации является показателем слабого управленческого контроля расчитанного на эффективную работу действующих управленцев, их высокий профессионализм и достаточный самоконтроль рядового персонала. Студенты должны принять во внимание, что большое количество уровней управления не всегда даёт желаемые результаты, и, наоборот, незначительный управленческий персонал может добиваться высочайших производственных показателей, особенно в том случае, если все сотрудники организации, в первую очередь руководители, имеют хорошую профессиональную подготовку их деятельность максимально мотивирована и хорошо стимулируются. Подумайте хорошо над тем благодаря чему можно достичь эффективного управления и, соответственно, хороших результатов. Приведите примеры многоуровневых организаций как эффективных, так и не эффективных.
Теперь целесообразно обратить внимание на горизонтальную дифференциацию. Специалисты в этих вопросах считают, что она может быть осуществлена по пяти параметрам:
– по функциям;
– по числу работников;
– по виду производимого продукта или услуги;
– по типу клиентуры;
– по технологическому процессу.
С детальной спецификой горизонтального строения организации и соответственно управления можно ознакомится в книге С.С. Фролова. Социология организацией. М., 2001.
Принимаем во внимание тот факт, что особенности горизонтального строения существенно воздействуют на деятельность и поведение членов организации. Чем больше дифференцирована горизонтальная структура, тем меньше степень интеграции и больше сложностей в управлении.
Подумайте над тем благодаря чему можно сделать организацию сплочённой.
Рекомендуем студентам проанализировать структуру строения и управления одной из крупных организацией – вуза, завода, фирмы.
Важно понимать, что структура управления социальной организации динамична. Она находится в процессе постоянного поиска и довольно часто меняет свои очертания. Попробуйте привести примеры подобных перемен.
Вторая часть второго вопроса посвящена до боли знакомой русскому человеку проблеме бюрократии, т.е. особому стилю управления и властвования. Надеемся, что студенты в своей жизни ещё не сталкивались с таким явлением, но зато знают дословный перевод этого термина, а именно – власть канцелярии (власть стола). Студентам необходимо рассмотреть различные версии этой проблемы. В современной социологии бюрократия трактуется по разному. В одних случаях как организованная модель, рационально выстроенная для эффективного выполнения задач. В других – как социальная группа, члены который профессионально занимаются управлением; их должности и посты в организации образуют иерархию, характеризующуюся формальными правами и обязанностями, определяющими их деятельность и ответственность.
Конечно, студент видимо помнит, что классические основы понимания бюрократии заложил Макс Вебер в своей знаменитой работе. «Хозяйство и общество», которая, к сожалению, до сих пор не переведена на русский язык. Но, между прочим, один её фрагмент переведён и помещён в анналах Интернета. Так что обучающийся к нему доступ имеет.
С точки зрения М. Вебера бюрократия есть самый эффективный инструмент управления социальными процессами и структурными единицами общества. Бюрократия – это составная часть рационального типа господства, при котором все подчиняются установленным законам, а не личностям, причём подчиняются как управляемые, так и управляющие. Для управления, необходим аппарат или штат управления, который состоит из специально образованных чиновников. К ним предъявляются требования действовать «не взирая на лица», т.е. по строго формальным и рациональным правилам. Специалисты-чиновники – это машина управления, деятельность которой не может быть приостановлена без вреда для общества и его составляющих. По мнению М. Вебера бюрократы должны иметь юридическое и специальное образование, проявлять чёткость в работе, последовательность, оперативность служебную тайну, субординацию. Они должны рассматривать свою службу как единственную и главную профессию. Вебер считает, что за бюрократами должен быть контроль и они обязаны подчиняться строжайшей служебной дисциплине. Короче говоря у Вебера бюрократия это самая эффективная система управления достигающая минимальных результатов при минимальных затратах. Попробуйте проанализировать соображения М. Вебера на сей счёт более детально; согласны ли вы с ними целиком?
Идеи М. Вебера о бюрократии были высоко оценены исследователями и практиками-управленцами. Тем не менее они подвергались мягкой критике. А вот почему подумайте самостоятельно. За что собственно его критиковали Т. Парсонс, Р. Мертон, М. Крозье, П. Блау, П. Штомпка?
Интересный анализ современной бюрократии дал Роберт Мертон. Со взглядами американского социолога можно ознакомиться прочитав соответствующий раздел его книги «Социальная теория и социальная структура». Настоятельно рекомендуем Вам это сделать
Конечно, необходимо учесть, что со времени М. Вебера бюрократия явно изменилась; она приобрела новые формы и виды. По мнению российского специалиста С.С. Фролова в современных организациях можно выделить следующие виды бюрократии:
Ø аппаратная (классическая) бюрократия.
Ø профессиональная бюрократия.
Ø адхократия.
В чём их смысл – можно узнать из книги С.С. Фролова «Социология организаций». Прочитайте соответствующий раздел. Обратите особое внимание на адхократию, которую считают наиболее перспективным видом современной бюрократии.
Подумайте также над тем, почему в России термины «бюрократия», «чиновник», носят негативный оттенок. Что имеется ввиду, когда говорят «административный ресурс»? Проанализируйте также проблему коррупции в российской чиновничьей среде. Подумайте о том, как можно преодолеть коррупцию.