Количество социальных институтов весьма значительно, в силу этого возникает необходимость сгруппировать их по определённым типам. Вопрос этот неоднозначный; имеется множество вариантов его решения.
Студентам видимо будет интересна позиция всё того же Г. Спенсера, который выделяет шесть типов институтов: семейные (домашние), обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные.
Поразмышляйте над правомерностью подобной типологии.
Дж. Масионис в качестве важнейших выделяет институты экономики, политики, семьи, религии, образования.
В учебнике российских авторов Радугиных говорится о шести видах институтов:
1. Экономическо-социальных (собственность, хозяйственные объединения).
2. Политических (государство, партии).
3. Социокультурных (образование, воспитание).
4. Нормативно-ориентирующих (мораль).
5. Нормативно-санкционирующих (право).
6. Церемониально-символических (собрания, заседания, деятельность некоторых организаций).
Возможны также типологии, в основе которых лежат главные человеческие потребности или основные сферы общественной жизни.
Подумайте какая из типологий, с вашей точки зрения наиболее приемлема. Какую могли бы предложить Вы.
Что касается второй части второго вопроса, т. е. проблемы функций социальных институтов, то главные соображения здесь таковы.
Каждый социальный институт, выполняет свою основную функцию, например, хозяйственно-экономический обеспечивает удовлетворение материальными благами. Политико-правовой (государство) прежде всего, выполняет регулятивную функцию.
Вместе с тем, одни институты выполняют определённые функции явно, а другие – скрыто (так называемая латентная функция по Р. Мертону). Скажем ВУЗ выполняет функцию подготовки специалистов, но скрыто он ещё выполняет функцию освобождения парней от службы в армии. Все институты выполняют положительную, созидательную функцию (эвфункцию по Р. Мертону), но могут выполнять и негативную функцию (дисфункцию по Р. Мертону).
|
В целом все социальные институты выполняют следующие функции – удовлетворения тех или иных потребностей индивидов, целевую, регулятивную, статусно-ролевую, стабилизации социальных отношений, интеграции индивидов и социальных групп.
Третий вопрос «Институт семьи» предполагает конкретное рассмотрение одного из базовых социальных институтов общества.
Этот вопрос имеет для студентов не только теоретический, но и практический интерес. Семья – это тот институт общества, где нормальный человек проводит большую часть своей жизни.
Студентам вначале необходимо разобраться в том, что такое семья и брак. Семью можно определить как социальный институт, члены которого связаны браком, родством, родительством, общностью быта и хозяйствования, взаимной моральной и юридической ответственностью.
У студентов имеется возможность поразмышлять над признаками семьи. Главное, что здесь необходимо чётко понять, так это то, что в основе семейных отношений лежит институт брака.
В свою очередь под браком обычно понимают исторически обусловленный, юридически узаконенный, или получивший признание и одобрение со стороны общества союз мужчины и женщины, устанавливающий их права и обязанности, прежде всего в сексуальной сфере. В результате чего вступившие в брак становятся родственниками друг другу. Правда, в последнее время подобное определение брака подвергается сомнению, поскольку появились однополые браки. Но, если их и можно называть браком, то как раз в худшем смысле этого слова (брак – как некачественный продукт, или как утверждал в шутку физик Л. Ландау «Хорошее дело браком не назовут»).
|
История человечества знала множество различных форм семьи и брака. Студентам желательно разобраться в них. Чтобы определить каковы же исторические формы семьи и брака имели место, надо разобраться в том, какими были формы брака.
При всём многообразии просматриваются три основных формы брака – групповой, полигамный, моногамный. Групповой представлял собой союз определённой группы мужчин и женщин. Форму семьи, которая проистекала из этого брака можно назвать семейной группой.
Студентам надо охарактеризовать особенности этой формы семьи.
Вторая историческая форма семьи – полигамная, в основе которой лежит многобрачие, объединяющее трёх и большее количество супругов.
Полигамия имеет два вида – полигинию и полиандрию. В первом случае имеется ввиду многожёнство, во втором – многомужество. Студентам необходимо уяснить особенности этих видов семьи и брака.
Третьей исторической формой семьи является моногамная, в основе которой лежит единобрачие – союз двух субъектов (мужчины и женщины). Моногамия имеет очевидное преимущество над другими формами семьи. А вот какие именно подумайте сами.
В последние годы в социологической литературе активно ведут речь о самых разных видах и разновидностях семьи – нуклеарной, расширенной, матрилокальной, патрилокальной, молодёжной, пожилой, бездетной, многодетной и т. д. Попробуйте детально разобраться, что это за семьи, чем они характеризуются. Подумайте правомерно ли называть семьёй так называемое гомосексуальное сожительство?
|
В завершение этого вопроса необходимо рассмотреть функции семьи. В качестве основных предстают следующие функции:
Ø урегулирования сексуальных отношений между мужчинами и женщинами;
Ø продолжения рода;
Ø хозяйственно-экономическая;
Ø социализации подрастающего поколения;
Ø социального контроля:
Ø защитно-эмоциональная:
Ø статусно-ролевая...
Рассмотрите детально каждую из названных функций. Подумайте какие ещё функции выполняет семья.
Одной из важных проблем на которую следует изучающим эту тему обратить внимание – это кризис современной семьи.
Выясните причины по которым современная семья оказалась в такой ситуации. Подумайте какую роль в этом кризисе сыграли упадок религиозности, переход к светским формам заключения брака, урбанизация, феминизация, широкое распространение порнопродукции, утрата высокой ценности семейных отношений, негативный образ семьи в СМИ и др. Поразмышляйте над тем, опасен ли гомосексуализм для нормальной семьи.
Кризис семейных отношений привёл к огромному росту числа разводов. Проанализируйте последствия разводов. Все перечисленные вопросы необходимо внимательно проработать и сделать для себя надлежащие выводы.
В процессе подготовки к семинарскому занятию внимательно проработайте рекомендуемую нами научную и учебную литературу. Используйте материалы сайта кафедры социологии и гуманитарной культуры. Прочтите внимательно конспект лекций. Желаем успешного освоения темы «Социальные институты»!
Занятие 8