Термин «эпатаж» происходит от французского глагола e’pater — ошеломлять, приводить в величайшее изумление. Буквальное значение этого слова — «отколоть ножку рюмки, лишить ноги» (слово patte переводится как «лапа»), это значит обескуражить, выбить основу из-под ног, перевернуть все с ног на голову. Так и поступают те, кто стремится разрушить некие каноны, чтобы обратить внимание на товар, придать ему новый смысл и заставить целевую аудиторию выделять его среди похожего набора товаров. При этом соблюдается основной постулат науки по связям с общественностью: информация о товаре является правдивой, но она шокирует, удивляет и надолго остается в памяти.
Эпатаж — запланированное, экстраординарное, самодостаточное нарушение общепринятых норм за рамками традиционного восприятия, имеющее своей целью привлечение внимания к продукту или услуге и развитие восприятия продукта или услуги с точки зрения новаторства и уверенного превосходства над конкурирующими продуктами и услугами. Вариация Андрея Кононова в его «Размышлениях радиофила-брюзги такова: «Эпатаж появляется тогда, когда есть некая норма, правило, табу, признанное либо всем обществом, либо его частью. Поэтому неудивительно, что темы для эпатирования выбираются самые табуированные: секс, некоторые физиологические процессы, смерть. Эпатаж помогает смерти устаревших установок и предрассудков, помогает выпустить пар и агрессию, способствует нахождению новых творческих методов в искусстве. Скорее всего, нужно просто не перегибать палку. Но это бывает трудно сделать, ведь эпатирование — это танец на лезвии бритвы».
Необходимые признаки эпатажа или как выделить это феноменальное явление
|
Пора рассмотреть отличие эпатажа как инструмента PR от его других аттрактивных методов. И сейчас нашей главной задачей будет раскрытие 10 основных признаков, по которым мы можем отличить феноменальное явление эпатажа с его безупречной репутацией.
Контрастность с окружающей средой
Современная жизнь, как и двести лет назад, представляет собой свод гласных и негласных правил. Хрестоматийное «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?» все так же актуально, как и во времена Грибоедова. Почему я обращаюсь к классике? Да потому что самой благодатной почвой для эпатажа является четко установленный свод правил, расписание общественной жизни, некая «классика отношений». Именно при наличии ровного фона устоявшихся норм эпатаж своей дерзостью, идущей вразрез с привычным течением жизни, вызывает лихорадку в общественном мнении.
Одноразовость
Еще в 1970 году Элвин Тоффлер заметил, что индустриальный и постиндустриальный мир перевернулся в сторону одноразового потребления. Бумажные салфетки, пластиковые бутылки, посуда — все в доме используется и безжалостно выбрасывается. С самого рождения ребенок оказывается погруженным в одноразовую культуру. То же самое происходит и с духовной жизнью людей: отношение человека и события сокращается в своей продолжительности. Это психологическое последствие привело к прекращению долговременного внимания к тем или иным процессам и, более того, сокращение внимания к похожим процессам, возникающим после освоения новинки! В этом отношении эпатаж всегда кстати! Ведь одноразовость — один из его главных признаков! При современной динамике все очень быстро устаревает, особенно информация, которую мы стараемся донести, используя такой инструмент, как эпатаж. Информация не может быть свежей дважды. Однако одноразовость в данном случае не стоит понимать слишком узко. Речь не идет о единственном, уникальном применении той или иной задумки. Просто ее можно использовать в абсолютно другом месте, столь же неожиданном, сколь и при первом показе. Вы также можете демонстрировать свое эпатажное поведение каждой раз абсолютно новой целевой аудитории, также следуя постулату одноразовости. Однако здесь важно запомнить, что в таком случае должно наличествовать техническое превосходство эпатирующего над эпатируемым в так называемом «внутрицеховом эпатаже». Я говорю об адресности вашего поведения, правильном подборе целевой аудитории, где люди смогут оценить ваши «выходки, нарушающие общественное поведение». В противном случае эпатаж имеет вид неконструктивного скандала, который обычно носит агрессивный характер и понимания не встречает. «В своей же тарелке» эпатаж достигает своей главной цели: ломки устаревших шаблонов, низвергания кумиров, развития нового восприятия товара или услуги.
|
Демонстративность
Я бы еще добавила публичность. Этот признак вытекает из признака контрастности с окружающей средой, ведь для того, чтобы добиться результата, нужна окружающая среда (то есть зритель), обладающая теми или иными постоянными свойствами (в нашем случае традициями и набором постулатов). Именно поведение, рассчитанное на публику, привлекает внимание. Как этого добиться? Обычно такое поведение снимается на видео и фотокамеру, впоследствии воспроизводится в соответствующих источниках и проводится рекламная кампания по привлечению внимания к тому или иному действию или процессу. Желательно, чтобы действо происходило в местах «скопления» целевой аудитории или «тусовки».
|
Дороговизна и шик
В эпоху одноразовой культуры ежегодно появляются милые вещицы, которые производят настоящий фурор, но и исчезают они так же стремительно, как и появляются. Я говорю о хала-хупе, каучуковых мячиках, накладных ресницелевой аудиториих, афишах Хэмфри Богарта и так далее, то есть о множестве безделушек и причудливых вещей, в короткие сроки приносящих сногсшибательные доходы. Однако появление таких вещей можно назвать фурором, ажиотажем, модной причудой, но никак нельзя назвать эпатажем. Эпатаж не дешевка, которая исчезнет, не успев надолго закрепиться в памяти. Поэтому эпатаж и является инструментом по связям с общественностью, так как устанавливает более-менее долговечную связь с тем или иным продуктом или услугой. Его задача — покорить сердце покупателя, заставить обсуждать явление, делать выводы, мотивировать потребителя стараться соответствовать этому товару, вести соответствующий образ жизни. Ведь эпатаж несет в себе новую культуру или новый взгляд на старую культуру, а не занятие на один день или час.