Облегченный вариант
Оружие — колюще-рубящая шпага. Манера поединка соответствует «Школе сценического боя». Музыка написана в четырехдольном размере. Экспозиция сцены: после серенады Мефистофеля оскорбленный Валентин выбегает из дома Маргариты с обнаженной шпагой. Он поет вызов: «Кому из вас обязан я бесчестьем, кому отмстить обязан я?»
Далее поется знаменитое трио вызова перед дуэлью, которое заканчивается словами Мефистофеля: «Вы колите смелей, а о защите вашей я позабочусь!» После этих слов противники, выбрав место, начинают поединок. Валентин — справа по диагонали, Фауст — в глубине сцены, Мефистофель — почти на середине сцены и несколько в глубине ее. Он как будто центр, вокруг которого передвигаются противники.
Такты | ||
1. | Валентин медленно приближается к Фаусту со шпагой, приготовленной для укола. | Фауст почти неподвижен. Он выжидает, его шпага также обнажена. |
2. | I половина, укол в бедро. II половина, пятая защита. | Вторая защита. Удар по голове кругом слева. |
3. | I половина, укол в бедро. II половина, двойной шаг вперед. | Вторая защита, отход назад. Перемещается, обходя Валентина. |
4. | I половина, удар по голове. II половина, повторно удар по голове | Пятая защита и отступает. Шестая защита. |
5. | I половина, защита и шаг назад. II половина, пауза в позе готовности. | Укол в бедро. Обходит Валентина. |
6. | I половина, выжидает, поворачиваясь за Фаустом. | Медленно приближается к Валентину. |
7. | I половина, укол в бедро. II половина, с угрозой приближается к Фаусту. | Вторая защита, скачок назад. Медленно отходит, но приближается с обнаженной шпагой Мефистофель. |
8. | I половина, удар по голове. II половина, пауза | Пятая защита, Мефистофель также подставляет свою шпагу в пятую защиту |
9. | I половина, получает укол. II половина, падает. | Закалывает Валентина. Выдергивает шпагу. |
.
|
Мефистофель заканчивает сцену, он поет: «Вот наш герой лежит и умирает, скорее в путь».
Методические указания. Артистов надо обучить технике передвижений в положении боевой стойки: шаг вперед, назад, двойной шаг вперед, скачок назад и технике приемов: укол в бедро, удар по голове, с кругом по голове слева, второй, пятой и шестой защитам. Повторная атака ударом по голове. Вначале надо изучить технику исполнения этих приемов, затем начать парные упражнения.
Надо учить фехтовальные фразы: 1, 2 и 3-й такты, затем 4, 5 и 6-й такты, в заключение — финал, то есть 7, 8 и 9-й такты. После разучивания соединить первые 6 тактов, тренировать до свободного исполнения, затем соединить 6 тактов с финалом. Важно, чтобы исполнитель роли Мефистофеля отлично знал музыку и фехтовальную композицию, своевременно подставил свою шпагу в пятую защиту.
Это даст возможность Фаусту «ранить» Валентина. Нанести удар по левому боку партнера (Валентин должен стоять правым боком к зрителям), затем резким движением выдернуть шпагу. Валентин падает после того, как шпага выдернута.
Вторая композиция этой же сцены выполнена для певцов, владеющих искусством сценического фехтования.
Валентин | Фауст |
Такты | |
1. Противники располагаются на сцене так, чтобы Валентин оказался правым боком к зрителям. Несколько по диагонали и чуть в глубине сцены остановился Фауст, рядом с ним — Мефистофель. | |
2. Состоит из четырех фехтовальных темпов: | |
1-я чет. Двойной шаг вперед и укол в бедро. | Вторая защита. |
2-я чет. Пятая защита. | Круг слева удар по голове. |
3-я чет. Укол в бедро. | Вторая защита и отступает. |
4-я чет. Повторно укол в бедро. | Первая защита и скачок назад. |
3. Перемещение. Валентин пытается приблизиться к Фаусту, тот отходит назад, затем быстро идет вперед, но по дуге, и оказывается почти за спиной.
|