Методика анализа рентабельности




 

Анализ показателей рентабельности имеет важное практическое значение, так как он позволяет оценить эффективность деятельности и эффективность использования вложенного в нее капитала, выбрать рациональную инвестиционную политику, определить степень ликвидности предприятия.

Методика анализа рентабельности включает в себяследующие аналитические процедуры:

- сравнение показателей рентабельности отчетного года с показателями прошлого года;

- сравнение показателей рентабельности за ряд лет с использованием метода трендового анализа;

- проведение динамического факторного анализа показателей рентабельности с использованием метода цепных подстановок и абсолютных разниц.

Анализ динамики показателей рентабельности позволяет проанализировать тенденции эффективности деятельности экономического субъекта и разработать рекомендации по повышению рентабельности и результативности деятельности фирмы на перспективу.

Однако для интерпретации результатов анализа не достаточно простого расчета показателей рентабельности. Необходим факторный анализ рентабельности, т. е. необходимо выявить, за счет каких факторов происходят те или иные изменения показателей рентабельности.

Факторный анализ показателей рентабельности предполагает разложение исходных формул расчета показателя по качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности компании, т.е. необходимо построить многофакторную зависимость с последующим анализом влияния каждого отдельного фактора на конечный результат. Таким образом, факторный анализ начинается с моделирования исходной факторной системы, и построения на ее основе многофакторной модели, т. е. с выявления конкретной математической зависимости между факторами.

Л.Т. Гиляровская [4, 40] формулирует требования, которые должны быть учтены при построении многофакторной модели:

1. Факторы, включаемые в модель, должны реально существовать, и иметь конкретное экономическое значение.

2. Показатели, входящие в систему факторного анализа, должны иметь

причинно-следственную связь с результативным показателем.

3. Факторная модель должна обеспечивать возможность количественного измерения степени влияния конкретного фактора на обобщающий показатель.

В факторном анализе могут использоваться модели различного типа.

Аддитивные модели – когда результативный (обобщающий) показатель представляет собой алгебраическую сумму или разность факторов. Например, для факторного анализа рентабельности продаж рекомендуется учитывать влияние ресурсоемкости продукции.

В этом случае может быть использована следующая формула:

 

Rп = 100 - МЕ - ЗЕ - АЕ - РЕпр (2)

 

Где МЕ – материалоемкость продукции, %;

ЗЕ – зарплатоемкость продукции, %;

АЕ – амортизациоемкость продукции, %;

РЕпр – ресурсоемкость по прочим затратам, % [14, 209-210].

Мультипликативные модели – когда обобщающий показатель является произведением нескольких результирующих факторов. Например, для факторного анализа рентабельности активов может быть использована следующая модель:

 

(3)

 

Где Rа – рентабельность активов;

Rn = P:N – рентабельность продаж;

ФОа = N:А – фондоотдача активов;

А – средняя стоимость активов компании за отчетный период.

Кратные модели – когда результативный показатель исчисляется делением одного фактора на другой. Например, рентабельность продаж:

(4)

 

Где Р – прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

N – выручка от продаж.

Возможны также комбинации вышеперечисленных моделей – комбинированные или смешанные модели.

Моделирование многофакторных моделей может осуществляться различными способами: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы.

Рассмотрим моделирование методом расширения на примере показателя рентабельность активов.

Трехфакторная мультипликативная модель активов компании (известная как модель «DuPont»):

 

(5)

В соответствии с данной моделью на рентабельность активов оказывают влияние следующие факторы: рентабельность продаж, оборачиваемость собственного капитала, доля собственного капитала в формировании активов компании.

Этот же показатель (рентабельность активов) может быть представлен другой многофакторной моделью, составленной с использованием приема расширения [7, 44]:

 

(6)

 

– рентабельность активов, %;

– рентабельность продаж, %;

– оборачиваемость оборотных активов, раз;

– коэффициент текущей ликвидности;

– краткосрочные обязательства на 1 руб. кредиторской задолженности;

– соотношение кредиторской и дебиторской задолженности, коэф.;

– доля дебиторской задолженности в чистых оборотных активах, коэф.;

– доля чистых оборотных активов в чистых активах, коэф.;

– доля чистых активов в активах, коэф.;

Таким образом, получается восьмифакторная мультипликативная модель рентабельности чистых активов организации, состоящая из достаточно разносторонних и разнообразных факторов, характеризующих как степень использования активов организации, так и степень его финансовой устойчивости.

В факторном анализе рентабельности могут быть использованы следующие методы: метод цепных подстановок, метод относительных разниц, индексный метод.

Для экспресс-диагностики рентабельности, по мнению В.Ф. Дунаева [7, 45], более приемлем индексный метод. В этом случае показатели модели рассчитываются за отчетный и предшествующий периоды, затем рассчитываются индексы роста факторов модели. По значениям рассчитанных индексов можно делать выводы о том, какие факторы, и каким образом повлияли на результат – рентабельность активов компании. Можно сделать вывод, что построение факторных моделей и использование современных приемов факторного анализа способствует выявлению резервов роста рентабельности компании, и могут служить основой для принятия решений по повышению эффективности хозяйственной деятельности компании.

Для проведения факторного анализа рентабельности необходимо использовать информацию из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.

Итак, обобщив все вышесказанное можно отметить, что рентабельность - показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

Используют несколько основных показателей рентабельности (рентабельность продаж, рентабельность расходов и рентабельность активов и рентабельность капитала). Ни один из показателей при этом не является универсальным, каждый выполняет определенную функцию. Рентабельность – это отношение той прибыли к тому показателю, от которого зависит данная прибыль.

Анализ рентабельности включает в себясравнение показателей рентабельности в динамике, сравнение показателей рентабельности с показателями конкурентов; проведение динамического факторного анализа показателей рентабельности.

2 Практическое задание (вариант №1)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: