Содержание
Введение | ||
Теоретические и методологические основы анализа рентабельности | ||
1.1 | Экономическая сущность рентабельности | |
1.2 | Основные группы показателей рентабельности | |
1.3 | Методика анализа рентабельности | |
Практическое задание (вариант №1) | ||
2.1 | Составление бухгалтерской отчетности на примере ОАО «ТЕХНОПАРК» | |
2.2 | Анализ финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности | |
Заключение | ||
Список литературы | ||
Приложение 1 «Бухгалтерский баланс» | ||
Приложение 2 «Отчет о финансовых результатах» |
Введение
Рентабельность отражает степень прибыльности осуществляемых предприятием видов деятельности.
Высокий уровень рентабельности даёт преимущество любому предприятию в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и др., что определяет его конкурентоспособность, а также степень его независимости от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры. В связи с этим вопросы экономического анализа уровня рентабельности организаций, с целью выявления неиспользованных резервов для её повышения, приобретают исключительно важное значение.
Практическое значение анализа показателей рентабельности заключается в том, что он позволяет оценить эффективность деятельности и эффективность использования вложенного в нее капитала, выбрать рациональную инвестиционную политику, определить степень ликвидности предприятия.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время без грамотного анализа рентабельности деятельности предприятия и выявления факторов, влияющих на эту величину невозможно повысить уровень получаемой прибыли.
|
Целью данного исследования является исследование методик анализа рентабельности организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− изучить теоретические аспекты анализа рентабельности;
− составить бухгалтерскую отчетность на примере ОАО «ТЕХНОПАРК»
− провести анализ финансового состояния ОАО «ТЕХНОПАРК».
Предметом исследования является методика анализа рентабельности.
Объектом исследования являются рентабельность организации.
Теоретической и методической основой работы послужили нормативно – правовые акты РФ, а также труды следующих авторов: Л.Т. Гиляровской, Л В.В. Ковалева, Н.Л. Денисова, А.Ф. Ионовой, Н.Н. Селезнёвой, И.Я. Лукасевича, Г.В. Савицкой, Э.И. Крылова, Н.И. Ивановой, С.Н. Карельской, А.Д. Шеремета и Р.С. Сайфулина и др.
В процессе исследования использовались различные методы анализа, в том числе, системный подход, анализ, синтез, сравнение и т. д., а также и специальные методы: экономико-статистические методы, балансовый, расчетно-конструктивный и др.
Теоретические и методологические основы анализа рентабельности
Экономическая сущность рентабельности
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. Главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
|
Но в тоже время прибыль и ее размеры не отражают затрат на ее достижение, степень выгодности бизнеса и путей достижения прибыли.
Другими словами невозможно только на основании размеров прибыли оценить размеры производственного потенциала и средств, потраченных на получение этой прибыли, невозможно оценить и эффективность производства. Более убедительную оценку уровня доходности предприятия дает сопоставление прибыли с вложением или оборотным капиталом.
А более точную оценку эффективности производства можно получить с помощью отношения прибыли к различным показателям функционирования предприятия. Речь идет о важнейшем показателе, которым является рентабельность.
Таким образом, прибыль характеризует абсолютную эффективность функционирования предприятия а для характеристики относительной доходности (степени прибыльности) предприятия используют показатели рентабельности.
Показатели рентабельности измеряют доходность организации с различных позиций и являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятия. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.
Для того чтобы раскрыть экономическую сущность термина «рентабельность», проведем анализ данного понятия.
Проанализировав определения рентабельности, данные А.Н. Жилкиной [8], А. Д. Шереметом [24], Г.В. Савицкой [21], Э.И. Крыловым и В.М. Власовой [16], О.И. Дранко [6], И.В. Пещанской [19], И. М., Карасевой [11], И.Я. Лукасевичем [17]можно отметить следующее:
|
Большинство вышеупомянутых авторов считает, что рентабельность характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и является относительным показателем финансовых результатов.
Многие авторы, такие, как Г.В. Савицкая [21, 48], И.В. Пещанская [19, 95], А.Д. Шеремет [24, 89] отожествляют понятия «рентабельность» и «доходность», «прибыльность».
Как отмечают Жилкина А.Н. [8, 42] и Г.В. Савицкая [21, 48] показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.
И.В. Пещанская [19, 205] соглашаясь с вышеприведенным определением, отмечает, что рентабельность комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов организации.
Кроме того, можно отметить следующие особенности данной категории, позволяющие определить ее сущность:
- показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия;
- рентабельность хозяйственной деятельности отражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, которые используются предприятием для осуществления своей деятельности.
- показатели рентабельности продукции могут ответить на вопросы, касающиеся определения эффективности основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ, услуг;
- на рентабельность предприятия оказывает влияние совокупность определенных факторов, таких как цена, затраты, валовая прибыль и др.
Роль и значение рентабельности заключатся в следующем:
- этот показатель является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия;
- повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в рыночной экономике;
- рентабельность - результативный, качественный показатель деятельности предприятия;
- рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия;
- увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике;
- рентабельность имеет важное значение для собственников (акционеров и учредителей), так как при её увеличении возрастает интерес к данному предприятию, растёт цена акции;
- кредиторов и заёмщиков денежных средств уровень рентабельности интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заёмных средств, платёжеспособности предприятия;
- динамика рентабельности предприятия изучается налоговыми службами, фондовыми биржами, министерствами;
- для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере [9, c. 65].
В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к измерителю (базовому показателю), отражающему определенный результат деятельности.
При расчете показателей рентабельности применяются две группы базовых показателей – ресурсы или совокупный доход.
В первом случае в знаменателе дроби коэффициента рентабельности используются стоимостные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы и пр.); во втором – выручка от реализации.
Также следует учитывать, что при расчете показателей рентабельности могут использоваться различные показатели прибыли (прибыль от продаж, валовая прибыль, прибыль до налогообложения, экономическая прибыль (прибыль до уплаты процентов и налогов), чистая прибыль), поэтому не существует единого показателя рентабельности.
Рассмотрим основные показатели рентабельности, используемые в экономическом анализе.