Экономическая сущность рентабельности




Содержание

Введение  
  Теоретические и методологические основы анализа рентабельности  
1.1 Экономическая сущность рентабельности  
1.2 Основные группы показателей рентабельности  
1.3 Методика анализа рентабельности  
  Практическое задание (вариант №1)  
2.1 Составление бухгалтерской отчетности на примере ОАО «ТЕХНОПАРК»  
2.2 Анализ финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности  
Заключение  
Список литературы  
Приложение 1 «Бухгалтерский баланс»  
Приложение 2 «Отчет о финансовых результатах»  

 


 

Введение

 

Рентабельность отражает степень прибыльности осуществляемых предприятием видов деятельности.

Высокий уровень рентабельности даёт преимущество любому предприятию в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и др., что определяет его конкурентоспособность, а также степень его независимости от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры. В связи с этим вопросы экономического анализа уровня рентабельности организаций, с целью выявления неиспользованных резервов для её повышения, приобретают исключительно важное значение.

Практическое значение анализа показателей рентабельности заключается в том, что он позволяет оценить эффективность деятельности и эффективность использования вложенного в нее капитала, выбрать рациональную инвестиционную политику, определить степень ликвидности предприятия.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время без грамотного анализа рентабельности деятельности предприятия и выявления факторов, влияющих на эту величину невозможно повысить уровень получаемой прибыли.

Целью данного исследования является исследование методик анализа рентабельности организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

− изучить теоретические аспекты анализа рентабельности;

− составить бухгалтерскую отчетность на примере ОАО «ТЕХНОПАРК»

− провести анализ финансового состояния ОАО «ТЕХНОПАРК».

Предметом исследования является методика анализа рентабельности.

Объектом исследования являются рентабельность организации.

Теоретической и методической основой работы послужили нормативно – правовые акты РФ, а также труды следующих авторов: Л.Т. Гиляровской, Л В.В. Ковалева, Н.Л. Денисова, А.Ф. Ионовой, Н.Н. Селезнёвой, И.Я. Лукасевича, Г.В. Савицкой, Э.И. Крылова, Н.И. Ивановой, С.Н. Карельской, А.Д. Шеремета и Р.С. Сайфулина и др.

В процессе исследования использовались различные методы анализа, в том числе, системный подход, анализ, синтез, сравнение и т. д., а также и специальные методы: экономико-статистические методы, балансовый, расчетно-конструктивный и др.

 


 

Теоретические и методологические основы анализа рентабельности

Экономическая сущность рентабельности

 

Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. Главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

Но в тоже время прибыль и ее размеры не отражают затрат на ее достижение, степень выгодности бизнеса и путей достижения прибыли.

Другими словами невозможно только на основании размеров прибыли оценить размеры производственного потенциала и средств, потраченных на получение этой прибыли, невозможно оценить и эффективность производства. Более убедительную оценку уровня доходности предприятия дает сопоставление прибыли с вложением или оборотным капиталом.

А более точную оценку эффективности производства можно получить с помощью отношения прибыли к различным показателям функционирования предприятия. Речь идет о важнейшем показателе, которым является рентабельность.

Таким образом, прибыль характеризует абсолютную эффективность функционирования предприятия а для характеристики относительной доходности (степени прибыльности) предприятия используют показатели рентабельности.

Показатели рентабельности измеряют доходность организации с различных позиций и являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятия. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.

Для того чтобы раскрыть экономическую сущность термина «рентабельность», проведем анализ данного понятия.

Проанализировав определения рентабельности, данные А.Н. Жилкиной [8], А. Д. Шереметом [24], Г.В. Савицкой [21], Э.И. Крыловым и В.М. Власовой [16], О.И. Дранко [6], И.В. Пещанской [19], И. М., Карасевой [11], И.Я. Лукасевичем [17]можно отметить следующее:

Большинство вышеупомянутых авторов считает, что рентабельность характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и является относительным показателем финансовых результатов.

Многие авторы, такие, как Г.В. Савицкая [21, 48], И.В. Пещанская [19, 95], А.Д. Шеремет [24, 89] отожествляют понятия «рентабельность» и «доходность», «прибыльность».

Как отмечают Жилкина А.Н. [8, 42] и Г.В. Савицкая [21, 48] показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.

И.В. Пещанская [19, 205] соглашаясь с вышеприведенным определением, отмечает, что рентабельность комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов организации.

Кроме того, можно отметить следующие особенности данной категории, позволяющие определить ее сущность:

- показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия;

- рентабельность хозяйственной деятельности отражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, которые используются предприятием для осуществления своей деятельности.

- показатели рентабельности продукции могут ответить на вопросы, касающиеся определения эффективности основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ, услуг;

- на рентабельность предприятия оказывает влияние совокупность определенных факторов, таких как цена, затраты, валовая прибыль и др.

Роль и значение рентабельности заключатся в следующем:

- этот показатель является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия;

- повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в рыночной экономике;

- рентабельность - результативный, качественный показатель деятельности предприятия;

- рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия;

- увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике;

- рентабельность имеет важное значение для собственников (акционеров и учредителей), так как при её увеличении возрастает интерес к данному предприятию, растёт цена акции;

- кредиторов и заёмщиков денежных средств уровень рентабельности интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заёмных средств, платёжеспособности предприятия;

- динамика рентабельности предприятия изучается налоговыми службами, фондовыми биржами, министерствами;

- для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере [9, c. 65].

В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к измерителю (базовому показателю), отражающему определенный результат деятельности.

При расчете показателей рентабельности применяются две группы базовых показателей – ресурсы или совокупный доход.

В первом случае в знаменателе дроби коэффициента рентабельности используются стоимостные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы и пр.); во втором – выручка от реализации.

Также следует учитывать, что при расчете показателей рентабельности могут использоваться различные показатели прибыли (прибыль от продаж, валовая прибыль, прибыль до налогообложения, экономическая прибыль (прибыль до уплаты процентов и налогов), чистая прибыль), поэтому не существует единого показателя рентабельности.

Рассмотрим основные показатели рентабельности, используемые в экономическом анализе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: