Диагностика интеллектуального развития
Название методики
| Цель методики
| Возрастной диапазон применения методики
| Краткое содержание процедуры проведения методики
| Параметры (шкалы) исследуемые с помощью методики
| Литературный источник (Автор, название сборника, выходные данные, страницы)
| Прогрессивные матрицы Равена
| определение уровня умственного (интеллектуального) развития испытуемых в возрасте от 4,5 до 65 лет и старше
| Дети от 8 до 14 лет;
Взрослые от 20 до 65 лет
| Серия A - дополнить недостающие части изображения. Умение дифференцировать отдельные компоненты структуры, умение устанавливать связи между разными компонентами структуры, умение идентифицировать недостающие части структуры, сличать ее с представленными вариантами.
Серия B - требуется найти аналогии между парами фигур. Диагностируется мышление по аналогии и понимание симметрии.
Серия C - задания содержат сложное изменение фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития. Задача - установить принцип развития. Найти ответ.
Серия D - задания составлены по принципу перестановки фигур в матрицы по горизонтали и вертикали.
Серия E - в задании заложен принцип разложения фигур на отдельные элементы. Требуется проявить умение по разложению на элементы, потом синтезировать в целое.
|
| Основы психологии. Практикум / Ред.–сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: ИЗД-ВО «Феникс», 2000. – 576 с/ 96c
|
Школьный тест умственного развития (ШТУР)
| Диагностика умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста и контроля за процессом умственного развития в период школьного обучения.
| Подросткового и юношеского возраста
| состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.
1.Осведомленность.В каждом предложении не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. 20 заданий,8 минут.
2.ОсведомленностьНадо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, то есть слово - синоним.20 заданий, 4 минуты.
3. Аналогии. Предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово вам следует найти и подчеркнуть.25 заданий, 10 минут.
4. Классификации. Даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. 20 заданий,7 минут
5. Обобщения. Предлагается два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки обоих слов. Напишите свой ответ рядом с предложенной парой слов. 19 заданий, 8 минут.
6. Числовые ряды. Предлагаются ряды чисел, расположенных по определенному правилу.Задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими действиями.
|
| Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов/ А.К.Болотова, И.В.Макарова. – М.: Аспект Пресс, 2002
| Тест стркутуры интеллекта Р.Амтхауэра
| измерения уровня интеллектуального развития людей.
| Для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно до 35-40 лет
| В каждом субтесте методики дано по 16-20 заданий, при выполнении которых важно хорошо усвоить смысл представленных образцов решений, вовремя переходить к следующим заданиям: возможно они окажутся для вас легче и вы в целом наберете большую сумму баллов. Очень полезно перепроверить себя, если время работы по субтесту еще не истекло. Совсем не обязательно стремиться к тому, чтобы решить абсолютно все задания. Не следует делать никаких пометок в тексте методики, все ответы выносятся на специальные листы (бланки), где указывается фамилия, а также дата и время начала работы.
1. Логический отбор (LS). закончить предложение одним из приведенных слов, выбрав подходящее слово из списка. Количество заданий — 20. Время выполнения — 6 мин.
2. Определение общих признаков (GE).Даются пять слов, из которых испытуемый должен выделить единственное, не имеющее смысловой связи с остальными. Количество заданий 20, время выполнения субтеста — 6 мин.
3. Аналогии (AN). Даются три слова, между первым и вторым есть смысловая связь. Испытуемый должен подобрать к третьему слову четвертое, которое находилось бы с ним в аналогичной связи (выбрать из 5 прилагаемых слов). Количество заданий — 20. Время выполнения — 7 мин.
4. Классификация (KL). Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Количество заданий — 6 время выполнения — 8 мин.
5. Счет (RA).Испытуемый должен решить 20 арифметических задач. Время решения — 10 минут.
6. Ряды чисел (ZR).В 20 заданиях нужно установить закономерность числового ряда, продолжить его. Время выполнения — 10 мин.
7. Выбор фигур (FS).Нужно выбрать фигуру, соответствующую разделенной. Количество заданий 20, время выполнения — 7 мин.
8. Кубики (WH). Дается рисунок куба в измененном положении. Нужно из предложенных рисунков выбрать куб, соответствующий данному. Время решения — 9 мин.
9. Задание на сосредоточение внимания и память (ME). Предлагается запомнить ряд слов, относящихся к различным группам предметов. А затем выполнить задание, где пользуются свойства оперативной памяти. Время запоминания — 3 мин., время выполнения задания — 6 мин.
|
| Р.Амтхауэра, Тест структуры интеллекта (TSI) / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003. С.342-370.
|
Тест Векслера
| Измерение уровня интеллектуального развития.
| от 16 до 64 лет
| состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий.
Вербальные субтесты:
1. Субтест общей осведомленности. 29 вопросов
2. Субтест общей понятливости. 14 вопросов
3. Арифметический субтест. Испытуемый должен устно решить серию арифметических задач. Дается оценка не только точности ответа, но и затраченного на решение времени.
4. Субтест установления сходства. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий. В субтесте предлагается 13 пар понятий.
5. Субтест повторения цифровых рядов. состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке.
6. Словарный субтест. Предлагается объяснить значение ряда слов. Всего в задании 42 слова: первые 10 - весьма распространенные, повседневного употребления; следующие 20 – средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой степени сложности. Оценка - от 0 до 2 баллов.
Невербальные субтесты:
7. Субтест шифровки цифр. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой в клеточке соответствующий ей символ (набор символов предлагается).
8. Субтест нахождения недостающих деталей.Испытуемому предъявляют 21 изображение, в каждом из которых необходимо отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие. Время выполнения - 20 секунд.
9. Субтест кубиков Коса. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков. Время ограничивается по каждому заданию.
10. Субтест последовательности картинок. В задании предлагается восемь серий картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом, в соответствии с которым испытуемый должен расположить их в определенной последовательности.
11. Субест составления фигур. Испытуемому предлагают в определенной последовательности детали четырех фигур («человек», «профиль», «рука», «слон») без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено.
| Вербальная
Невербальная
| Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Издательство: Питер Серия: Мастера психологии. 1999, 2-е издание.
|
|
Поиск по сайту:
|