ПРАКТИКУМ
Методические указания и практикумы
к семинарским занятиям и самостоятельной работе
для студентов дневной формы обучения по специальности
032401.65 «Реклама» и 030602.65 «Связи с общественностью»
Учебно-методическое пособие
Набережные Челны - 2012
УДК 659.4(075.8)
ББК 60.842я73-1
Массовые коммуникации и медиапланирование. Практикум: учебно-методическое пособие. Методические указания и практикумы к семинарским занятиям и самостоятельной работе для студентов специальностей «Реклама», «Связи с общественностью» /сост. И.В. Комадорова.- - Набережные Челны, изд-во ИНЭКА, 2012. – 107 с.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с государственным стандартом второго поколения по базовому курсу специальности «Реклама», «Связи с общественностью».
Методические указания включают в себя развернутый план семинарских занятий, контрольные вопросы, литературу. Предназначены для студентов дневной формы обучения специальностей «Реклама», «Связи с общественностью».
Рецензент: Машкова Е.В., к.э.н., доцент
Печатается по решению методической комиссии экономического факультета ФГБОУ ВПО Камской государственной инженерно-экономической академии.
© Камская государственная инженерно-экономическая академия
2012 г.
СОДЕРАЖИНИЕ
Введение ………………………………………………………………...…4
1. Планы семинарских занятий и контрольные вопросы для самостоятельной работы ………………………………………………...6
2.Практикумы и задания…………………………………………………20
3. Перечень вопросов к экзамену……………………………………..29
4.Основные понятия и показатели медиапланирования………………34
5. Формулы расчета базовых показателей медиапланирования………44
6. Программы используемые для расчета медиапоказателей………44
7. Программы расчета медиапоказателей используемые в г.Набережные Челнах………………………………………………...…..46
8. Pest – анализ (на примере ООО «Счастливые времена»)………...53
9. Swot – анализ (на примере ООО «Счастливые времена»)……….55
10. Глоссарий……………………………………………………………….…..56
11. Интернет-ресурсы по медиапланированию……………………….57
12. Англо-русский словарь терминов, применяемых в медиапланировании………………………………………………………68
Список литературы…………………………………….…………………79
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Массовые коммуникации и медиапланирование» предназначена для студентов высшего учебного заведения, обучающихся по специальностям «Связи с общественностью» и «Реклама».
В рамках этого учебного курса рассматривается широкий спектр подходов к определению понятия коммуникация. Ретроспективный анализ формирования теоретических знаний о коммуникации позволяет проследить все этапы развития зарубежной и российской коммуникативистики. Особое внимание уделяется изучению составных частей процесса коммуникации, в частности, средствам массовой информации. Подобный анализ позволяет определить их значимость как носителей рекламной информации и их новые специальные функции, которые они приобретают. В ходе освоения курса рассматриваются актуальные проблемы современного информационного общества.
Учебный курс построен таким образом, чтобы сформировать у студентов не только теоретические знания, но и придать знаниям прикладной характер. Этому способствует та часть учебного материала, которая посвящена планированию использования различных информационных каналов в качестве носителей рекламы. Данный раздел позволяет студентам приобрести практические навыки медиапланирования.
В основу курса «Массовые коммуникации и медиапланирование» положены теоретические разработки российских и зарубежных исследователей в области массовой коммуникации, рекламы и массмедиа, материалы отечественной и зарубежной периодической печати, документы по рекламе и средствам массовой информации, принятые международным и российским сообществом.
Цель курса: выработать у студентов целостное представление о природе и содержании коммуникации, о месте и роли средств массовой информации в современных глобальных социально-экономических процессах и о значимости для СМИ рекламы.
Задачи курса:
1. Выработка умений применять теоретические знания в практической деятельности рекламиста;
2. Развитие способности ориентироваться во всем многообразии специальной литературы о рекламе и точек зрения, определяющих отношение к ней;
3. Расширение кругозора будущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью путем освоения современных знаний в теории и практике массовой коммуникации;
4. Формирование навыков медиапланирования и исследования средств массовой информации.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Массовые коммуникации и медиапланирование»:
- способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
- способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач;
- обладать базовыми навыками медиапланирования.
ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Семинар 1: Введение в теорию коммуникации.
1. Понятие коммуникации. Сущность теории.
2.Теории и виды коммуникации.
3.Функциональное направление (У. Шрамм, Г. Лассуэл,
П. Лазарсфельд о массовой коммуникации)
4.Социокультурное направление (М. Маклюэн., Т. Адорно.,
Т. Бодрийяр, Р. Барт, Г. Маркузе).
5.Становление российской коммуникативистики (П. Флоренский, Г.Шпет, Р.Якобсон, Ю.Лотман)
Контрольные вопросы для самостоятельной работы:
1. Раскройте понятие коммуникации.
2. Дайте определение процесса массовой коммуникации.
3. Когда понятие коммуникации вошло в научный обиход?
4. Какие подходы к осмыслению коммуникативных процессов можно выделить в истории теорий коммуникации?
5. Охарактеризуйте основные этапы развития исследований в области коммуникации.
6. Назовите основные научные школы XX века, исследовавшие различные аспекты коммуникации, и их представителей.
7. Раскройте содержание основных концепций средств массовой коммуникации.
8. В каких условиях происходило развитие представлений и теорий коммуникации в России?
Основная литература:
1. Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации.-М., 2012.
2. Науменко Т.В. Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ.-М: Изд-во «Перспектива», 2011.
3. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации.-М.: Рефлбук,К.:Ваклер- 2011.
4. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации.- СПб.: Питер, 2012.
5. Головлева Е. Л. Массовые коммуникации и медиапланирование: учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.