КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель освоения дисциплины «Методы исследований в социальной работе» – дать системное представление о методах исследования в социальной работе, выработать принципы организации социального исследования и практического применения различных типов методов.

Основные задачи:

1. Дать студентам представление о проблематике методов исследований в социальной работе.

2. Познакомить студентов с наиболее распространенными исследовательскими методами (документальным исследованием, методом экспертных оценок, групповыми методами исследования, интервью, наблюдением).

3. Раскрыть проблему соотношения сензитивных тем и профессиональной этики социального работника.

4. Показать проблемы социального эксперимента.

5. Познакомить студентов с методами первичного анализа данных и стратегиями применения исследовательских методов.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО

 

Дисциплина «Методы исследований в социальной работе» относится к базовой части профессионального цикла учебного плана направления подготовки 040400.62 Социальная работа, профилей подготовки «Социальная работа в системе здравоохранения» и «Социальная работа в системе социальных служб». Изучение данной дисциплины предполагает формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для освоения и комплексного осмысления специальных базовых курсов «Основы PR-деятельности», «Социальная реклама». Для эффективного освоения тем дисциплины необходимо наличие знаний, приобретенных в результате изучения дисциплин «Введение в профессию «Социальная работа»», «Возрастная и педагогическая психология», «История социальной работы» и др.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Введение в профессию «Социальная работа»»:

Знания:

· специфики социокультурного развития своей страны, региона проживания;

· основ социальной работы для ее последующего изучения как научной теории и практической деятельности;

· систему законодательства в России о социальной защите граждан;

Умения:

· осознавать социальную значимость своей будущей профессии;

· учитывать специфику использования различных подходов к социальной работе в зависимости от объекта социальной помощи;

Владения:

· культурой оказания профессиональной медико-социальной помощи гражданам.

2.2. Из курса «История социальной работы»:

Знания:

· условий формирования социальной работы в России и за рубежом как одного из направлений государственной деятельности;

· эволюции подходов к реализации социальной работы в различные исторические эпохи;

· уровней, форм и направлений социальной работы в современном обществе;

· подходов к управлению социальной работой в государстве;

Умения:

· диагностировать социальные проблемы и противоречия, анализировать их причины и предлагать пути их разрешения;

· формулировать собственное мнение в области идеологии и практики социальной работы;

Владения:

· теоретическими методами анализа научной литературы;

· навыками работы с историческими источниками для изучения социальных явлений и процессов;

· терминологией, присущей теории и практике реализации социальной работы.

2.3. Из курса «Возрастная и педагогическая психология»:

Знания:

· предмета и методов возрастной психологии;

· периодизации и специфики возрастных периодов;

Умения:

· выделять особенности возрастных периодов и в соответствии с ними применять технологии работы;

Владения:

· навыками использования различных технологий в сфере возрастной и педагогической психологии;

· навыками системного подхода к проблемам индивида, группы и путей их решения.

Из курса «Психология»

Знания:

· соотношения биологических и социальных факторов, роли деятельности в становлении и развитии высших психических функций человека;

· механизмов формирования и развития личности, роли биологических и социальных факторов в формировании темперамента, характера, способностей;

· значения эмоций, воли и мотивации в организации поведения и деятельности человека;

Умения:

· дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, характера, способностей, особенностей ее мотивационной сферы и т.д.);

· устанавливать контакт с коллегами, клиентами;

Владения:

· представлениями о мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;

· способностью осознавать проблемы другого человека, содействовать их решению.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· «Социальное проектирование в деятельности социальных служб»,

· «Социальная политика»,

· «Организация деятельности социальных служб»,

· «Социальная работа с инвалидами»,

· «Технологии по охране материнства и детства».

 

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

общекультурные компетенции:

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (OK-1);

- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- быть способным находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и быть готовым нести за них ответственность (ОК-4);

- уметь использовать в своей деятельности нормативные правовые документы (ОК-5);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (OK-12);

профессиональные компетенции:

- быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-16);

- быть способным проводить исследования для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17);

- быть способным к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-20);

- быть способным участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ПК-33);

- быть готовым разрабатывать комплексные и индивидуальные социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг) (ПК-34);

- быть способным создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей (ПК-35);

Профильно-специализированные компетенции:

- быть способным критично оценивать российский и зарубежный опыт социальной работы, использовать его в зависимости от специфики учреждений системы социальных служб и разрабатывать собственные методики работы с клиентом(ПСК-1);

- владеть навыками разработки программы комплексного социального исследования, ее календарного плана, методики и техники ее реализации, определения необходимых человеческих и материальных ресурсов для осуществления научного проекта в системе социальных служб и здравоохранения (ПСК-5).

Студент должен знать:

- основные методы социальных исследований;

- этапы организации социального исследования;

- специфику социальных исследований.

Специалист должен владеть:

- основными методами социального исследования для изучения различных социальных проблем;

- навыками интерпретации и анализа социальной информации, полученной в результате проведенного исследования;

- умением использовать первичную и вторичную социальную информацию в практике социальной работы.

 

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, всего 144 часа, из них 60 аудиторных часов.

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для профиля «Социальная работа в системе социальных служб»

Таблица 1

 

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Форма обучения
Очная Заочная
полный срок обучения сокращенный срок обучения
на базе среднего специального медицинского образования на базе среднего специального педагогического образования на базе среднего специального юридического образования
Семестры
V VI V V V
Общая трудоемкость дисциплины 4 з.е.            
Аудиторные занятия            
лекции                  
практические занятия  
семинарские занятия  
лабораторные работы  
другие виды аудиторных занятий  
Самостоятельная работа            
изучение теоретического курса              
курсовая работа  
домашние задания            
подготовка к экзамену            
Вид промежуточного контроля   Экзамен    

4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы для профиля «Социальная работа в системе здравоохранения»

 

 

Таблица 2

 

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Форма обучения
Очная Заочная
полный срок обучения сокращенный срок обучения
Семестры
V - V
Общая трудоемкость дисциплины 4з.е.     -  
Аудиторные занятия     -  
лекции     -   -  
практические занятия  
семинарские занятия  
лабораторные работы  
другие виды аудиторных занятий  
Самостоятельная работа     -  
изучение теоретического курса         -      
курсовая работа  
домашние задания     -  
подготовка к зачету     -  
Вид промежуточного контроля экзамен

 

 

4.3. Содержание и тематическое планирование дисциплины



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: