ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения дисциплины «Методы исследований в социальной работе» – дать системное представление о методах исследования в социальной работе, выработать принципы организации социального исследования и практического применения различных типов методов.
Основные задачи:
1. Дать студентам представление о проблематике методов исследований в социальной работе.
2. Познакомить студентов с наиболее распространенными исследовательскими методами (документальным исследованием, методом экспертных оценок, групповыми методами исследования, интервью, наблюдением).
3. Раскрыть проблему соотношения сензитивных тем и профессиональной этики социального работника.
4. Показать проблемы социального эксперимента.
5. Познакомить студентов с методами первичного анализа данных и стратегиями применения исследовательских методов.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Методы исследований в социальной работе» относится к базовой части профессионального цикла учебного плана направления подготовки 040400.62 Социальная работа, профилей подготовки «Социальная работа в системе здравоохранения» и «Социальная работа в системе социальных служб». Изучение данной дисциплины предполагает формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для освоения и комплексного осмысления специальных базовых курсов «Основы PR-деятельности», «Социальная реклама». Для эффективного освоения тем дисциплины необходимо наличие знаний, приобретенных в результате изучения дисциплин «Введение в профессию «Социальная работа»», «Возрастная и педагогическая психология», «История социальной работы» и др.
|
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Введение в профессию «Социальная работа»»:
Знания:
· специфики социокультурного развития своей страны, региона проживания;
· основ социальной работы для ее последующего изучения как научной теории и практической деятельности;
· систему законодательства в России о социальной защите граждан;
Умения:
· осознавать социальную значимость своей будущей профессии;
· учитывать специфику использования различных подходов к социальной работе в зависимости от объекта социальной помощи;
Владения:
· культурой оказания профессиональной медико-социальной помощи гражданам.
2.2. Из курса «История социальной работы»:
Знания:
· условий формирования социальной работы в России и за рубежом как одного из направлений государственной деятельности;
· эволюции подходов к реализации социальной работы в различные исторические эпохи;
· уровней, форм и направлений социальной работы в современном обществе;
· подходов к управлению социальной работой в государстве;
Умения:
· диагностировать социальные проблемы и противоречия, анализировать их причины и предлагать пути их разрешения;
· формулировать собственное мнение в области идеологии и практики социальной работы;
Владения:
· теоретическими методами анализа научной литературы;
· навыками работы с историческими источниками для изучения социальных явлений и процессов;
· терминологией, присущей теории и практике реализации социальной работы.
|
2.3. Из курса «Возрастная и педагогическая психология»:
Знания:
· предмета и методов возрастной психологии;
· периодизации и специфики возрастных периодов;
Умения:
· выделять особенности возрастных периодов и в соответствии с ними применять технологии работы;
Владения:
· навыками использования различных технологий в сфере возрастной и педагогической психологии;
· навыками системного подхода к проблемам индивида, группы и путей их решения.
Из курса «Психология»
Знания:
· соотношения биологических и социальных факторов, роли деятельности в становлении и развитии высших психических функций человека;
· механизмов формирования и развития личности, роли биологических и социальных факторов в формировании темперамента, характера, способностей;
· значения эмоций, воли и мотивации в организации поведения и деятельности человека;
Умения:
· дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, характера, способностей, особенностей ее мотивационной сферы и т.д.);
· устанавливать контакт с коллегами, клиентами;
Владения:
· представлениями о мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей;
· способностью осознавать проблемы другого человека, содействовать их решению.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· «Социальное проектирование в деятельности социальных служб»,
· «Социальная политика»,
· «Организация деятельности социальных служб»,
· «Социальная работа с инвалидами»,
|
· «Технологии по охране материнства и детства».
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
общекультурные компетенции:
- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (OK-1);
- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- быть способным находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и быть готовым нести за них ответственность (ОК-4);
- уметь использовать в своей деятельности нормативные правовые документы (ОК-5);
- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (OK-12);
профессиональные компетенции:
- быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-16);
- быть способным проводить исследования для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17);
- быть способным к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-20);
- быть способным участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ПК-33);
- быть готовым разрабатывать комплексные и индивидуальные социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг) (ПК-34);
- быть способным создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей (ПК-35);
Профильно-специализированные компетенции:
- быть способным критично оценивать российский и зарубежный опыт социальной работы, использовать его в зависимости от специфики учреждений системы социальных служб и разрабатывать собственные методики работы с клиентом(ПСК-1);
- владеть навыками разработки программы комплексного социального исследования, ее календарного плана, методики и техники ее реализации, определения необходимых человеческих и материальных ресурсов для осуществления научного проекта в системе социальных служб и здравоохранения (ПСК-5).
Студент должен знать:
- основные методы социальных исследований;
- этапы организации социального исследования;
- специфику социальных исследований.
Специалист должен владеть:
- основными методами социального исследования для изучения различных социальных проблем;
- навыками интерпретации и анализа социальной информации, полученной в результате проведенного исследования;
- умением использовать первичную и вторичную социальную информацию в практике социальной работы.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, всего 144 часа, из них 60 аудиторных часов.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для профиля «Социальная работа в системе социальных служб»
Таблица 1
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Форма обучения | ||||
Очная | Заочная | |||||
полный срок обучения | сокращенный срок обучения | |||||
на базе среднего специального медицинского образования | на базе среднего специального педагогического образования | на базе среднего специального юридического образования | ||||
Семестры | ||||||
V | VI | V | V | V | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 4 з.е. | |||||
Аудиторные занятия | ||||||
лекции | ||||||
практические занятия | ||||||
семинарские занятия | ||||||
лабораторные работы | ||||||
другие виды аудиторных занятий | ||||||
Самостоятельная работа | ||||||
изучение теоретического курса | ||||||
курсовая работа | ||||||
домашние задания | ||||||
подготовка к экзамену | ||||||
Вид промежуточного контроля | Экзамен |
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы для профиля «Социальная работа в системе здравоохранения»
Таблица 2
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Форма обучения | ||
Очная | Заочная | |||
полный срок обучения | сокращенный срок обучения | |||
Семестры | ||||
V | - | V | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 4з.е. | - | ||
Аудиторные занятия | - | |||
лекции | - - | |||
практические занятия | ||||
семинарские занятия | ||||
лабораторные работы | ||||
другие виды аудиторных занятий | ||||
Самостоятельная работа | - | |||
изучение теоретического курса | - | |||
курсовая работа | ||||
домашние задания | - | |||
подготовка к зачету | - | |||
Вид промежуточного контроля | экзамен |
4.3. Содержание и тематическое планирование дисциплины