Интервью и наблюдение как традиционные методы сбора информации. Возможности анализа информации в ходе проведения качественных интервью и наблюдения. Сравнительный анализ достоинств и недостатков интервью и наблюдения. Возможности совместного использования. Понятие триангуляции. Познавательные возможности и рамки интерпретации, варианты применения различных видов и комбинаций наблюдения и интервью в социальной работе.
Спектр видов интервью. Фокусированное интервью. Креативное интервью. Глубинное интервью. Нарративное интервью. Методические особенности различных видов интервью в зависимости от положения в методологической системе координат. Методические решения полевого исследования: коммуникативная адекватность, раппорт, ролевые сценарии, рамки референции.
Исследование сензитивных тем: методика и этика. Сензитивная природа исследуемых в социальной работе тем. Сущность сензитивности. Понятие информированного согласия, предварительного информированного согласия (С.Милграм), культурной сензитивности (Дж.Сибер).
Тема 5. Социальный эксперимент
Понятие и история научного эксперимента. Специфика социального эксперимента – познавательные возможности и ограничения (методические, прогностические, этические).
Методический эксперимент в социальном исследовании и социальный эксперимент. Достоинства и недостатки метода. Виды социального эксперимента. Социальный эксперимент и социальные технологии, социальное проектирование, инноватика. Возможности использования метода эксперимента в социальной работе.
Тема 6. Методы первичного анализа данных
Сбор и анализ данных: последовательно или параллельно? – в зависимости от позиции в методологической/методической системе координат. Формализация. Группировка.
|
Методика отчета о социальной оценке (использование принципа нарративности). Визуально-графические методы сбора, представления и анализа информации. Методологические основания исследования и выбор технологии социальной работы: социальная работа в контексте окружения – метод генограмм и экокарт. Развитие биографического метода в социальной работе: методы таблиц истории жизни и матриц жизненных циклов.
Жанры представления результатов исследования: аналитическая справка, аналитическая записка, аналитический отчет. Этические аспекты представления результатов.
Тема 7. Стратегия применения исследовательских методов
Исследовательская стратегия «кейс-стади». История как теория метода. Зарубежная и отечественная традиции. Методологические основания и методические решения кейс-стади: выбор идеи и формулировка темы, специфика объекта кейса, триангуляция, виды кейсов. Структура и особенности отчета по кейс-стади.
Исследовательская стратегия «биографический метод». «Активное исследование». «Конфликтная методология» Дж.Дугласа и методические решения этнометодологического подхода Г.Гарфинкеля. Этика «социальной драматургии».
Специфическая релевантность каждой стратегии проблемному полю социальной работы. Особенности реализации исследовательских стратегий в деятельности социального работника.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В курсе «Методы исследования в социальной работе» предусмотрены лекционные и семинарские занятия (дискуссии, диспуты, работы в малых группах и др.), а также время для самостоятельной работы: составления конспектов, подготовки докладов, рефератов и эссе. Текущий контроль знаний осуществляется в ходе различных видов опросов на семинарских занятиях и выполнения письменных контрольных работ. Отчетность по курсу – экзамен. Студенты, обучающиеся заочно, в межсессионный период также выполняют и представляют к проверке контрольную работу. Интерактивные занятия составляют 20% от объема общего учебного времени.
|
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
Занятие 1. Проблема метода
1. Методы сбора и методы анализа данных в различных науках социально-гуманитарного цикла.
2. Отличие методов научного познания от методов познания в обыденной жизни.
3. Методологическая/методическая система координат.