Управление складским технологическим процессом: этапы, технологические схемы в зависимости от типизации и механизации склада, его оптимизация




 

Роль материально-технической базы (МТБ) оптовой торговли в регулировании материальных потоков и организации товароснабжения участников потребительского рынка. Состав МТБ

 

Для выполнения своих функций оптовая торговля должна располагать определенной материально-технической базой, так как являясь непосредственным связующим звеном между производством и розничной торговлей, оптовая торговля обеспечивает рациональную организацию товародвижения. МТБ состоит из активной и пассивной ее части. Пассивная часть включает:

· здания — объекты, обеспечивающие условия для торгового процесса, подготовки и реализации товаров;

· склады, необходимые для хранения, поддержания товарных запасов, предпродажной подготовки товаров;

· сооружения — инженерно-строительные устройства, предназначенные для приема и отгрузки товаров (прирельсовые тупики, эстакады, рампы, используемые в основном торговыми базами).

К активной части основных фондов, выступающих в качестве средств труда, относятся: торгово-технологическое оборудование, подъемно-транспортные устройства, средства малой механизации, автомобильный транспорт и др.

Склад – это специальное помещение, здание или сооружение для хранения запасов и материалов, а также для формирования торгового ассортимента. Функции хранения осуществляют как производители, так и торговые предприятия. Поэтому склады функционируют на всех стадиях движения материального потока.

 

Функции складов и их распределение по звеньям товаропроводящей цепи

 

Склад – это специальное помещение, здание или сооружение для хранения запасов и материалов, а также для формирования торгового ассортимента.

Функции хранения товаров осуществляют как производители, так и торговые предприятия. Поэтому склады функционируют на всех стадиях движения товаров. Большинство складов выполняют следующие основные функции:

Ø получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за их количеством и качеством;

Ø накопление запасов товаров и обеспечение надлежащих условий их хранения;

Ø подсортировка и подготовка товаров к продаже;

Ø комплектование заказов оптовых покупателей;

Ø товароснабжение розничной торговой сети;

Ø преобразование производственного ассортимента в торговый;

Ø сезонное и долгосрочное хранение товаров.

 

Факторы, влияющие на организацию складского хозяйства

 

На выбор складского здание оказывают влияние такие факторы, как:

- размер,

- характер запасов товаров,

- продолжительность хранения,

- оснащение склада оборудованием,

- размер и планировка помещений.

Классификация складов. Выбор типа склада с учетом функций, выполняемых оптовой организацией и ее специализации (общетоварный, специальный)

 

1. В зависимости от характера выполняемых функций:

- подсортировочно-распределительные склады – предназначены для накопления текущих запасов товаров (их основная функция – приемка товаров по количеству и качеству, подсортировка, подготовка к отпуску в розничную сеть);

- транзитно-перевалочные – размещаются на ж/д станциях, водных пристанях (осуществляют приемку грузов и краткосрочное хранение, отправку целыми тарными местами (паллетами, ящиками и др.));

- склады сезонного хранения – предоставляют хранилища для овощей и других товаров сезонного хранения;

- склады досрочного завоза – в них товары хранятся длительное время; они создаются в районах Крайнего Севера и в других труднодоступных районах;

- накопительные склады – осуществляют приемку мелких партий товаров от промышленных предприятий и в виде крупно-партийных отправок направляют в районы потребления;

- экспедиционные склады – предназначены для организации и осуществления централизованного товароснабжения розничных торговых организаций;

2. По ассортиментному признаку:

- универсальные склады – предназначены для концентрации широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров;

- специализированные – для хранения товаров одной или нескольких родственных товарных групп (н.: предприятия химической промышленности);

3. По режиму хранения:

- общетоварные склады – являются основным видом складов в торговле и предназначены для хранения продовольственных и непродовольственных товаров, не нуждающихся в создании особого режима;

- специальные склады – овощехранилища, зернохранилища, холодильники, т.е. те склады, которые осуществляют хранение товаров, требующих особого режима хранения.

4. По зависимости от этажности и высоты складских зданий:

- одноэтажные (отдается предпочтение ввиду того, что в них проще рационально организовывать прямоточный технологический процесс, предотвращающий пересечение потоков поступающих и отпускающих товаров);

- многоэтажные.

5. По степени механизации технологических процессов:

- автоматизированные склады (участие работника в складской зоне исключается);

- комплексно-механизированные (широкий набор автоматизации, предусматривающий участие работников);

- склады с применением средств малой механизации)ручные тележки, тали, лебедки и др.).

6. С учетом внешних транспортных связей:

- склады с причалами (пристанями);

- прирельсовые (т.е. с рельсовыми подъездными путями);

- с автомобильной развязкой;

- смешанные;

- не имеющие подъездных путей.

7. В зависимости от устройства:

- открытые склады – устраиваются в виде грунтовых площадок на столбах либо ленточных фундаментах (угли, лес, металл);

- полузакрытые склады – навесы для хранения (строительные материалы, удобрения, зерно (на току), механическое оборудование и др.);

- закрытые склады – одно- или многоэтажные здания, которые могут быть отапливаемыми и неотапливаемыми (утепленные и неутепленные).

8. Склады временного хранения – особая разновидность складов, которые учреждаются таможенными органами или предпринимателями при наличии лицензии таможенных органов РФ. В таких складах хранят товары до завершения таможенной очистки, а также конфискованные товары.

9. В зависимости от организационных форм:

- склады индивидуального пользования

- совместного пользования

- общего пользования.

Планирование развития складского хозяйства оптовой торговой организации

 

Планирование развития складского хозяйства оптовой торговой организации строится на следующих принципах:

- критерии проектирования,

- технология грузопереработки,

- планировка зон хранения.

Критерии проектирования склада связаны с физическими характеристиками складских помещений и движения грузопотоков. Процесс проектирования определяют 3 фактора:

1) этажность склада;

2) использование высоты складских помещений;

3) особенности грузопотока.

Идеальный склад имеет только 1 этаж, что позволяет обойтись без лифтов, использование которых требует времени. Подъемники часто оказываются «узким местом», около которого возникает очередь автопогрузчиков.

При любом размере складского помещения нужно стремиться к максимальному заполнению кубатуры каждого этажа. Высота большинства складских помещений составляет примерно 6 -9 м, хотя современное автоматизированное оборудование позволяет использовать помещение высотой потолка до 30 м. Стеллажи или другие подсобные приспособления позволяют продуктивно использовать весь объем склада до самого потолка. Максимальная высота складских помещений ограничена конструкционными возможностями автопогрузчиков, а также требованиями пожарной безопасности, обусловленными возможностями противопожарных систем. Планировка склада должна обеспечивать беспрепятственное движение грузов в независимости от того подлежат ли они хранению → груз должен поступать с одной стороны складского помещения, складироваться в середине и отгружаться с другой стороны. Прямой грузопоток сводит к минимуму вероятность заторов и путаницы.

2. Требования к технологии грузопереработки – непрерывность грузопотока (лучше когда один грузчик или погрузочное средство, а не несколько человек или единиц оборудования перемещает груз до предназначенного ему места. Передача с рук в руки или перегрузка с одного оборудования на другое ведет к потере времени и повышает риск повреждения груза, поэтому на складских работах предпочтительнее более длинные и менее частые маршруты) и достижение экономии за счет масштабов грузопотоков (при каждой операции нужно перемещать максимально большое количество груза – пакетами упаковок (паллетами или контейнерами). Результат данного пакетирования – одновременное перемещение разных продуктов или компонентов разных заказов, что создает дополнительные сложности, но способствует сокращению числа операций и расходов).

3. Планировка зон хранения: учет физических характеристик грузов, подлежащих складированию – объем, вес и условия хранения. Основной фактор, определяющий выбор того или иного планировочного решения – объем (размер) груза. Крупные грузовые отправки или транзитные грузы следует хранить рядом с самыми короткими маршрутами загрузки-выгрузки – рядом с главными проходами и на нижних полках стеллажей. Грузовые отправки небольших объемов следует размещать вдали от главных проходов и на верхних полках стеллажей.

Учитывают и характеристику груза вес и условия хранения. Тяжелые грузы размещают как можно ниже для минимизации риска их повреждения при подъеме и требуемые для этого условия. Размещение насыпных грузов или грузов с низкой плотностью требует большого свободного пространства – открытое место или стеллажи с высокими бортами. Для складирования малогабаритных грузов – стеллажи с мелкими ячейками.

Важным аспектом являются противопожарные мероприятия, особенно если на складе хранятся ГСМ и легковоспламеняющиеся вещества. К частным относятся следующие принципы планирования развития складского хозяйства:

1) территориальный;

2) транспортный;

3) по видам потребителей;

4) по видам товаров.

 

Отбор типа складского здания: одноэтажного, одноэтажного с высотной зоной хранения, многоэтажного. Факторы, определяющие выбор складского здания.

Прогрессивные решения в строительстве торговых складов и механизации трудоемких работ

 

По количеству этажей различают складские здания одно-, двух-, трех- и многоэтажные. Перечисленные виды складских зданий могут иметь или не иметь подвального помещения.

Практика отечественного и зарубежного строительства торговых складов отдает предпочтение одноэтажным складам. Отсутствие на таких складах лестничных маршей, междуэтажных перекрытий, шахт электрических подъемников (лифтов) и других устройств, связанных со строительством многоэтажных складов, дает возможность лучше использовать складскую площадь и объем здания.

На одноэтажных складах ниже стоимость строительства одного кубического метра здания. Они более экономичны благодаря ис­пользованию механизмов, менее сложных и дешевых в эксплуата­ции. Дешевле подъемно-транспортные и погрузочно-разгрузочные работы (в частности, отпадает необходимость установки дорогосто­ящих грузовых лифтов). Предоставляется значительно больше воз­можностей для увеличения фронта внешних погрузочно-разгрузочных работ. Пол на одноэтажных складах опирается на грунт и выдер­живает нагрузку от 2 до 4 т/м2, поэтому товары можно укладывать на значительно большую высоту. Это преимущество позволяет соору­жать склады, холодильники, овоще-, картофеле-, фруктохранилища с высотой хранения свыше 7 м, создается возможность сделать шаг колонн более 12 м, уменьшить их габариты.

В настоящее время проектируют в основном одноэтажные складские здания. Проектирование многоэтажных зданий допускается при на­личии специальных технико-экономических обоснований, если под строительство отводятся сравнительно небольшие и дорогие земель­ные участки или участки с резко выраженным рельефом, а также при необходимости соблюдения единства архитектурного ансамбля города.

Подвальные помещения, размещенные под всем зданием склада или некоторой его частью, предназначены для товаров, хранить ко­торые необходимо при умеренной плюсовой температуре (6-8 °С) и повышенной относительной влажности воздуха (до 90-95%). Такой режим хранения создается в подвалах без особых затрат в любое вре­мя года. Подвальные помещения используют для хранения повидла, джема, варенья, растительного масла в бочках, соленой рыбы и дру­гих продуктов.

Выбор вида складского здания зависит от структуры товарооборо­та и товарных запасов, физико-химических и биологических свойств товаров. При этом необходимо руководствоваться принципом эко­номической целесообразности хранения товаров.

Методика расчета потребности в складской площади с учетом типа здания и товарной специализации оптовой торговой организации

Потребность в складской площади определяется на стадии проектирования или реконструкции склада.

При решении вопросов нового строительства или реконструкции действующих складов определяется потребность в складских площадях и емкостях. Она рассчитывается по формуле

Sр = N*Q

где Sр - потребность в складской площади (емкости) на 1000 руб. запасов товаров;

N - норматив складской площади (емкости) на 1 тыс. руб. товарного запаса;

Q - товарный запас, подлежащий хранению на складе (средняя величина на 1 месяц или 1 год).

Определение потребности в конкретных объемах строительства может осуществляться по различным методикам.

Расчет площади склада можно осуществить по показателю товарных запасов, выраженному в условных двухосных вагонах (для общетоварных складов) и в кубических метрах, а также в условных тоннах (для холодильников и плодоовощехранилищ).

При этом сначала определяют максимальный товарный запас, но каждой группе товаров, подлежащей хранению на складе, по формуле

Qmax =ОК/365С,

где Qmax -- максимальный запас товаров в условных вагонах;

О - годовой складской товарооборот по соответствующей группе товаров, тыс. руб.;

К - коэффициент неравномерности образования товарных запасов, равный 1,2-1,3;

С - средняя стоимость одного вагона товаров, млн. руб. Затем рассчитывают площадь хранения по каждой товарной группе с учетом способа хранения товаров. При этом исходят из того, что для хранения товаров, уложенных в штабеля, установлена норма площади 25 м2 на каждый условный вагон, а для товаров, хранимых в распакованном виде на стеллажах при высоте укладки 2,5 м, -- 40 м2.

Емкость склада определяется в условных поддонах или вагонах. За условный поддон принят поддон объемом 1 м3 (800х1200х1050 мм). Двухосный вагон грузоподъемностью 20 т вмещает 42 условных поддона, условный контейнер (универсальный контейнер полезным объемом 6м3) вмещает шесть условных поддонов. Располагая данными о площади склада и соответствующими нормами объема, несложно рассчитать потребную емкость склада.

Второй способ определения потребной площади для хранения товаров основан на расчете с использованием следующей формулы:

Sn = QK1/K2h,

где Sn - потребная площадь для хранения товаров, м2; Q -- необходимый объем хранения, м3; К1 -- коэффициент неравномерности поступления товаров; K2 -- коэффициент использования объема складских помещений; h - высота складских помещений.

Необходимый объем хранения товаров соответствующей группы рассчитывается путем деления суммы средних товарных запасов, подлежащих хранению на складе, на стоимость 1 м3 товаров.

После определения потребной складской площади для хранения товаров определяют общую площадь помещения (камеры), предназначенного для хранения товаров. При этом наряду с площадью, занимаемой непосредственно товарами на поддонах, расположенных в стеллажах или штабелях (грузовая площадь), учитывают зазоры между поддонами и отступами грузов от стен, приборов отопления, а также площади, занимаемые магистральными проездами и проходами между стеллажами и штабелями. Сюда же включают площадь, отводимую под зону приемки товаров, отборки и комплектации товаров и т. д.

Площади экспедиционных и административно-бытовых помещений, фасовочных цехов, залов товарных образцов, кладовых для тары, грузовых коридоров и коридоров, соединяющих административно-бытовые помещения, определяются по специальным нормативам.

При определении грузовой площади холодильника учитывают показатель запасов скоропортящихся продуктов, выраженный в кубических метрах, фактических и условных тоннах хранения. Ее можно рассчитать по формуле

Sхол = Qзап/Nh

где Sхол -- грузовая площадь холодильника, м;

Qзап - запасы по соответствующей группе скоропортящихся товаров, фактические тонны;

N - нормы загрузки холодильника по данной группе товаров, т/м3;

h - высота укладки товаров, м.

Для определения площади камер хранения холодильника следует грузовую площадь разделить на коэффициент грузовой площади, который показывает соотношение грузовой и общей площади камер хранения.

Расчет площади для хранения картофеля и плодоовощной продукции основан на данных об объеме единовременной закладки соответствующей продукции, о площади и расчетной вместимости одного контейнера (при контейнерном способе хранения), количестве ярусов в штабелях и коэффициенте использования грузовой площади.

Необходимая длина фронта погрузочно-разгрузочных работ (длина автомобильной и железнодорожной рамп) может быть определена по формуле

Lфр = nl + (n - 1)l1,

где Lфр -- длина фронта погрузочно-разгрузочных работ; n -количество транспортных единиц, одновременно подаваемых к складу; l - длина транспортной единицы, м; l1 - расстояние между транспортными средствами, м.

Направления механизации и автоматизации на торговых складах

Механизация — процесс замены ручного труда человека работой машин. Она может иметь следующие стадии: частичная механизация, комплексная механизация, автоматизация, комплексная автоматизация.

К механизированным относятся процессы, в которых применение машин обеспечивает замену ручного труда на основных операциях, а вспомогательные операции выполняются вручную. Если замена ручного труда осуществлена только на отдельных операциях, а часть работ на основных операциях выполняются вручную, то такую механизацию называют частичной. При относительно небольших вложениях средств она позволяет высвободить часть вспомогательных рабочих или облегчить их труд

Комплексной механизацией принято считать такую ступень механизации, при которой каждая из взаимосвязанных работ полностью механизирована, основные и вспомогательные операции выполняются машинами, управляемыми операторами. Комплексная механизация процессов в торговле включает: применение механизмов при погрузке и выгрузке товаров и перемещении их внутри предприятия; организацию надлежащей приемки и хранения товаров, их предварительной фасовки и подготовки к продаже; организацию доставки товаров с оптовых баз в розничные торговые предприятия с использованием многооборотной тары; создание комплексно-механизированных складов.

Основой комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ в оптовом звене является пакетирование тарно-штучных грузов на универсальных поддонах стандартных размеров, что позволяет доставлять товары от отправителя до конечного получателя без перевалок.

Следующей ступенью механизации является автоматизация. Автоматизация основана на применении системы машин, оборудования, автоматов, позволяющих полностью заменить физический труд рабочих и осуществить управление машинами и контроль за их работой при помощи средств автоматики. Роль человека сводится к разработке и внедрению программ управления, наблюдению и корректировке приборов автоматики. Комплексная автоматизация исключает участие человека как в технологических, так и в управленческих операциях.

Автоматизация складского хозяйства подразумевает внедрение современных информационных технологий на складах:

-оснащение склада необходимыми техническими средствами (компьютерами, сетевым оборудованием, электронным оборудованием, включающим сканеры штрих-кода, фискальные регистраторы, принтеры этикеток, терминалы сбора данных и др.),

-внедрение информационной системы,

-изменение организации работы склада,

-обучение персонала,

-выписка необходимых документов, отражающих движение товара, списание со складов и т.д.

Оптимизация работы склада подразумевает:

· определение оптимального количества подъемно-транспортного оборудования;

· определение оптимальной загрузки подъемно-транспортного оборудования;

· разработку стратегии тактики оптимального использования полезной площади склада;

· оптимизация использования емкости склада;

· сокращение времени хранения продукции;

· увеличение коэффициента оборачиваемости склада.

Внедрение полноценной автоматизированной системы управления складом позволяет накапливать и отражать данные о размещении товара на каждом складе, фактически контролировать все складские процессы (ожидание приемки, подготовку склада и др.), в процессе хранения помогает учитывать особенности как самого склада, так и характеристики товара. Система осуществляет контроль за действиями работников склада и минимизирует вероятность случайной ошибки, позволяет информировать каждого работника склада о его задачах (возможно, с применением радиоканала передачи данных и КПК или других мобильных терминалов).

Оптимизирующий эффект достигается при этом как за счет упорядочивания и оптимизации всех бизнес-процессов (решения задач складской логистики), так и за счет организации работы с использованием современных технических средств.

Классификация и характеристика технологического и механического складского оборудования

Широкое внедрение комплексной механизиции и автоматизации подъемно-транспортных и складских работ возможно при использовании на складах самого разнообразного нестандартного подъемно-транспортного (механического) и технологического оборудования, позволяющего рационально размещать грузы по площади, значительно увеличить коэффициент использования объемов складских помещений и повысить уровень механизации и производительность труда.

Технологическое оборудование для хранения товаров на товарных складах подразделяется на такие подгруппы:

- оборудование для укладки и хранения товаров тарно-штучного профиля (паллеты (габаритные размеры FIN-паллета 1200*1000*145 мм. максимальная разрешенная грузоподъемность 2500 кг) и поддоны (габаритные размеры европоддона 800*1200*145 мм., максимальная грузоподъемность 2000 кг));

- оборудование для хранения насыпных и навалочных товаров (бункерные устройства (от 20 до 100м3 и более), закрома (отгороженные забором места для навалочной продукции);

- оборудование для хранения товаров наливных (резервуары, бочки, бидоны), а также специализированный автотранспорт).

Механическое оборудование на торговых складах – способствует облегчению трудоемких и тяжелых складских работ, ускоряет процесс выполнения всех погрузо-разгрузочных операций, значительно сокращает время простоев задействованного транспорта (автомобильного, железнодорожного, водного и авиационного). Механизация складских технологических операций повышает производительность труда персонала товарных складов в разы.

К подъемно-транспортному (механическому) складскому оборудованию относятся следующие группы оборудования:

- складские грузоподъемные машины и механизмы (краны, лебедки, грузовые лифты и электрические тали);

- складские транспортирующие машины и устройства (конвейеры, грузовые тележки напольного типа, гравитационные устройств);

- складские погрузочно-разгрузочные машины (штабелеры и вилочные погрузчики) – предназначены для проведения погрузо-разгрузочных операций, перемещения грузов внутри складских помещений и территорий, а также для складирования этих грузов. Вилочные погрузчики подразделяются на автопогрузчики и электропогрузчики.

Методы оценки эффективности использования складской площади

Каждая организация может составить систему оценки эффективности функционирования склада в условиях своего бизнеса с учетом различных технико - экономических показателей, характеризующих развитие складского хозяйства. Количество критериев и их значимость для разных организаций могут быть определены с учетом их специфики. К основным показателям эффективности функционирования склада относятся следующие:

8) грузооборот склада (Г):

Г = Т0/ Сср, где Т0 – оборот (выручка) за период, руб.; Сср – средняя стоимость 1 т груза, руб./т.;

9) себестоимость складской переработки (руб. на 1 т груза):

С = Рэ/ Г, где Рэ – сумма эксплуатационных расходов за год, руб; Г - грузооборот склада, т;

10) коэффициент использования складской площади:

а = Sпол / Sобщ, где Sпол – полезная площадь склада, м2; Sобщ – общая площадь склада, м2.

Значение а в зависимости от типа склада, его планировки, организации технологического процесса и других факторов колеблется в пределах 0,2 -0,6. Практика показывает, что полезная площадь склада при стеллажном способе хранения может оставлять 36% - при высоте склада 3,5 м; 48% - при высоте склада 5 м; 60% - при высоте склада 7 м;

11) оборот склада:

ПО= Т/ tсрхр, где tсрхр – среднее время хранения грузов на складе; Т – период времени; tсрхр= ∑ti * qi / ∑ Q, где Q – количество продукции, отгруженной за период времени; ti – время пребывания i-го груза на складе; qi – объем i-го груза;

12) пропускная способность склада:

Пскл = Е * Т/tср = Е * П0, где Е – емкость склада, т.е. Е = Sпол* , где Sпол – полезная площадь под складирование; - нагрузка на 1 м2 площади, т/ м2;

13) уровень механизации складских работ:

У = Рм / Робщ, где Рм – количество механизированных процессов; Робщ – общее количество технологических процессов.

14) оборачиваемость склада - величина, обратная продолжительность оборота:

К0= Q / T*Qобщ, где Q – количество продукции, отгруженной за период времени T; Qобщ – общее количество продукции, которое можно разместить на складе.

Расчет основных параметров: общая площадь склада включает: 1) полезную площадь, т.е. площадь, предназначенную для хранения (включая площадь под стеллажами) - Sпол; 2) площадь приемочных и отгрузочных площадок, включая площадь погрузочно – разгрузочных рамп Sпр; 3) служебную площадь, занятую конторскими и другими площадями – Sсл; 4) вспомогательную площадь, занятую проездами и проходами – Sвсп.

Общая площадь склада:

Sобщ= Sпол+ Sпр + Sсл + Sвсп.

Потребность в общей складской площади при проектировании складских объектов рассчитывается с применением разных методик:

· первый способ является наиболее удобным и простым:

Sпол= Q* , где Q – количество продукции, которое необходимо разместить на складе, т; - нагрузка на 1 м2 площади, т/ м2;

· емкость любого оборудования для хранения материалов и изделий (ячейки, стеллажи, штабеля) определяется с помощью коэффициента заполнения:

Vпол= Vоб * * b, где Vоб – геометрический объем продукции, м3; - удельный вес, т на 1 м3; b – коэффициент заполнения объема.

Зная габаритные размеры единицы принятой продукции или стеллажей и их количество, можно определить полезную площадь склада для хранения:

Sпол=I * b * n= Sоб * n, где I, b – геометрически размеры; n – количество продукции (стеллажей);

· При определении площади с использованием норматива ее рассчитываю по показателю запасов товаров, выраженному в условных вагонах. Нормы площади на один вагон дифференцированы в зависимости от способа укладки и ее высоты (3-5 м). Площадь хранения рассчитывается по каждой товарной группе:

Sпол = Qср * N * k, где Qср – средний запас товаров (в условных вагонах, автомобилях); N – норма площади хранения условной единицы; k = 1,2 - коэффициент перевода среднего запаса товаров в максимальный.

Существует второй способ определения потребности в складской площади:

Sп = Q * k1 / k2 * h, где Sп – потребность в складской площади для хранения товаров; k1 – коэффициент неравномерности (ритмичности) поступления товаров; k2 – коэффициент использования объема складских помещений; h – высота складских помещений.

Рассчитав полезную площадь для хранения отдельных видов материалов и изделий и суммируя ее, получаем общую полезную площадь склада. При приближенных расчетах площадь складов может определяться в зависимости от полезной площади через коэффициент использования а;

· площадь приемочной (отгрузочной) площадки:

Sпр = Q * kн * t/ 360 *, где Q – годовое поступление материала, т; - нагрузка на 1 м2 площади, т/ м2; kн – коэффициент неравномерности поступления материала на склад (1,2 – 1,5); t – количество дней нахождения материала на приемочной площадке (до двух дней);

· площадь офисного помещения рассчитывается в зависимости от числа работающих. При штате склада до трех работников площадь офиса принимается по 5 м2 на каждого человека; от 3-5 работников – по 4 м2, более 5 работников – по 3,25 м2;

· размеры проходов и проездов в складских помещениях определяются в зависимости от габарита хранимых материалов, размеров грузооборота, подъемно – транспортных средств:

А = 2 * В + 3 * С, где А – ширина проезда, см; В – ширина транспортного средства; С – ширина зазоров между транспортными средствами и между ними и стеллажами по обе стороны проезда (принимается 15 – 20 см).

На практике ширина главных проездов, как правило, принимается 1,5 – 4,5 м, ширина боковых проездов (проходов) – 0,7 – 1,5 м.

Для сыпучих грузов важно определить объем штабеля, для жидких продуктов – объем резервуара. Определение параметров мест погрузки – разгрузки осуществляется по следующей методике. Минимальная ширина пандуса (рампы), используемого для погрузки и разгрузки транспорта, должна быть не меньше радиуса поворота работающего на ней погрузчика плюс еще приблизительно 1 м. Большинство современных складов имеют ширину разгрузочных рамп до 6 м. Высота пандуса должна быть согласована с высотой кузова обслуживаемого транспорта.

Рампы необходимо оснащать устройствами для приема автомобилей с разной погрузочной высотой. При проектировании автомобильных рамп следует учитывать общую тенденцию снижения погрузочной высоты автомобилей. На ж/д транспорте существует тенденция к увеличению габаритов вагонов - рефрижераторных и обычных: дверные проемы становятся шире, длина вагонов увеличивается. Появилось множество специализированных вагонов. Участок разгрузки необходимо проектировать, чтобы принимать любые вагоны.

Интегральная оценка эффективности объекта складывается из оценок: а) потребительских качеств объекта (расположение, обеспеченность помещениями, наличие оборудования и обеспеченность механизмами); б) стоимостных показателей (единичные накладные расходы и издержки); в) спектра предоставляемых услуг, их стоимости и качества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: