Показатели уровня запасов товаров и издержек как критерии эффективности ассортимента оптовой торговой организации.





Управление ассортиментом направлено на поддержание на складах оптимальной номенклатуры товаров, необходимых для бесперебойного снабжения розничной торговли и других потребителей. Ассортиментные перечни – важно средство управления, включающее минимально необходимое число разновидностей товаров, которые всегда должны быть в наличии на складе.

Основной критерий соответствия ассортимента спросу – запасы товаров: часть товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю, образующаяся на всех стадиях движения товаров (на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных организаций).

Факторы необходимости формирования запасов:сезонные колебания в производстве и потреблении товаров; несоответствие между производственным и торговым ассортиментом; особенности в территориальном размещении производства; условия транспортировки товаров; звенность товародвижения; возможности хранения товаров.

Классификационные признаки запасов товаров: местонахождение; сроки (начало и конец периода); единицы измерения (абсолютные – стоимостные и натуральные выражения; относительные – в днях оборота); назначению (текущего хранения, сезонного назначения, досрочного завоза, целевые запасы товаров).

Анализ динамики и структуры товарных запасов магазина направлен на изучение следующих показателей:

- величину запасов в сумме и в днях к объему продаж на определенную дату (01.01. 2012 г. и 01.01.2013 г.) по товарным группам ассортимента магазина с учетом оценки характера их изменений в динамике;

- отклонение фактических запасов по товарным группам, представленным в магазине в днях и сумме от установленных магазином необходимых (плановых) величин;

- оборачиваемость в днях по товарным группам ассортимента, представленного в магазине» за анализируемый временной период в сравнении с аналогичным временных период прошлого года;

- доля запасов товарных групп и тенденции ее изменения в динамике в сравнении с изменениями доли данных товарных групп;

- абсолютное и относительное отклонение, темпы роста размера товарных запасов за исследуемые временные периоды.

Основное внимание проводимого анализа товарных запасов менеджера по закупкам магазина обращено на два показателя:

- товарный запас в днях продажи (фактический) представляет собой показатель, определяющий размер существующего товарного запаса по товарным группам в торговом зале с учетом возможных остатков в подсобном помещении некоторых категорий товаров, выраженные в днях продажи данных товаров и ежедневного мониторинга количества проданной продукции;

- норма товарных запасов в днях продажи (нормативный) представляет собой показатель, определяющий планируемый оптимальный размер товарный запас в торговом зале магазина, выраженный в днях продажи, основанный на фактическом наблюдении реализации товарных категорий, представленных в ассортиментном разрезе товарных групп в магазине, основанном на мониторинге спроса на отдельные виды товаров, пользующихся наибольшим и наименьшим спросом, что позволяет формировать оптимальные партии заказа необходимого количества товаров поставщикам и осуществлять бесперебойную продажу товаров, удовлетворяя основные потребности покупателей в данных товаров.

Цель образования запасов оптовой торговле – обслуживание потребителей (в т.ч. и розничных предприятий). Существование запасов как категории товарного обращения необходимо для обеспечения нормального процесса обращения товаров, которое предполагает управление запасами товаров:нормирование запасов: разработка и установление оптимальных нормативов. Нормативы устанавливаются отдельно для запасов текущего хранения, досрочного завоза, сезонного накопления. Нормирование осуществляется по группам товаров в сумме и днях оборота (выручки); оперативный учет и контроль за состоянием запасов: на основании действующих форм учета и отчетности. Для этого торговый отдел базы (склада) использует карточки количественно-стоимостного учета, статистические отчеты об обороте (выручке) и запасах товаров; регулирование запасов товаров: поддержание их величины на определенном уровне, обеспечивающем бесперебойность выполнения заказов потребителей и сокращение затрат на их хранение и доставку – системы автоматизированного управления запасами.

Задача торговой организации – поддержание оптимальной пропорции между величиной оборота и размерами запасов: при недостаточной величине запасов - сложности с товарным обеспечение оборота организации, устойчивостью ассортимента; излишние запасы – дополнительные потери, увеличение потребности в кредите и рост расходов по выплате процентов, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых организаций.

Управление оптовыми закупками и цепями поставок: сущность, стадии и критерии выбора оптимального способа закупки в оптовой торговой организации, обеспечение ритмичности и комплектности поставок

Сущность, роль и содержание закупочной деятельности оптовой торговой организации, ее тактический и стратегический аспект

 

 

Закупочная деятельность – это деятельность по организации и управлению закупками и поставками, направленная на получение необходимого по качеству и количеству сырья, материалов и услуг в нужное время ив нужном месте, от надежного поставщика, своевременно выполняющего свои обязательства, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене. Значение деятельности по организации и управлению закупками можно рассматривать в двух аспектах – тактическом и стратегическом.

Содержание закупочной деятельно определяется комплексом взаимосвязанных коммерческих операций:

1. Изучение и прогнозирование спроса (платежеспособную потребность)покупателей. Методы: 1) оперативный учет продажи товаров и движение запасов товаров на определенный период; 2) изучение и обобщение заявок РТО на завоз товаров; 3) учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей.

2. Определение потребности в товарах. Методы: 1) нормативный метод; 2) балансовый П=Зн+Р-Зк. Выбор методов диктуется условиями, в которых работает организация, условиями разработки прогноза, информационным обеспечением и другими факторами.

3. Выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения товаров. Анализируется реклама в СМИ, информация о производстве и оптовой продаже товаров, что позволяет торговой организации составить необходимое представление об источнике поступления товаров (сельское хозяйство, пищевая, легкая и др. отрасли производства).

Группы поставщиков: поставщики-изготовители и поставщики-посредники (зависит от каналов сбыта товаров). Характеризуется звеньями в цепи: нулевой (прямой) уровень, когда от завода сразу к потребителю. Один уровень – среднее звено ОТО или РТО, многоуровневая – много посредников.

4. Установление хозяйственных связей с поставщиками, включают: экономические, организационные. Коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками товаров в процессе их поставки. Все хозяйственные связи осуществляются посредством договоров поставки товаров, которые включают график поставки и протокол согласования цены.

5. Контроль, исполнение договоров и хода поставки товаров. Контролируется по общему объему, развернутому ассортименту, срокам поставки, качеству и комплектности поставляемых товаров, соблюдению условий транспортирования, расчетной дисциплины. Звенья обслуживания:

- производственные (сертификат, счет-фактура),

- транспортные (товаротранспортная накладная),

- посреднические (договор поставки,

- торговые (заказы, заявки).

- документы, удостоверяющие качество товаров (сертификаты соответствия)

Снабжение (закупки) в тактическом, оперативном плане – ежедневные операции, традиционно связанные с закупками и направленные на избежание дефицита, отсутствия материальных ресурсов или готового продукта. Отсутствие товара – необходимого количества и качества, его несвоевременная доставка могут создать проблему у конечного потребителя продукции или услуги. Эта мысль столь очевидна, что отсутствие претензий у потребителя, вероятно, может служить показателем хорошего снабжения. Трудность состоит в том, что некоторые компании никогда ничего большего от функции снабжения не ожидают, поэтому ничего большего в этом плане и не получают.

Стратегическая сторона снабжения – собственно сам процесс управления закупками, связи и взаимодействия с другими отделами компании, внешними поставщиками, потребностями и запросами конечного потребителя, планирование и разработка новых закупочных схем и методов и т.п. Потенциал стратегической сферы закупок велик. Его развитие и использование зависит как от знаний о таком потенциале у руководства компании, так и от способности эффективно распределять корпоративные ресурсы. Обязанность тех, кто уполномочен управлять функцией снабжения - повсюду находить стратегические возможности и привлекать к ним внимание высшего исполнительного руководства компании.

 

Закупочная деятельность как важнейшая функция менеджмента

 

Осуществление закупок (снабжения) – одна из важнейших функций в каждой фирме. Она заключается в обеспечении спроса не реализуемую продукцию, наличие ее неснижаемого товарного запаса (по определенным группам товаров) с целью удовлетворения возникающих запросов потребителей.

Процесс торговли включает в себя 3-и фазы: закупка товаров, их хранение, продажа товаров. Следовательно, закупочная деятельность служит началом всего процесса торговой деятельности и состоит из 3-х групп операции:

1) Предварительные:

а) изучение спроса покупателей,

б) изучение источников товаров;

в) определение потребности (П) в товарах по формуле П=Зн+Р-Зк (Р-оборот, З-запасы на конец и начало);

г) разработка преддоговорных (предзакупочных) требований к поставщикам.

2) Непосредственно-закупочные:

а) заключение договоров и разовых сделок,

б) согласование с поставщиками ассортимента и количества товаров, подлежащих поставке в отдельные периоды (квартал, месяц) по заключенным договорам;

в) составление и предоставление поставщику разнарядок на отгрузку или централизованную доставку закупленных товаров товарополучателям;

г) получение товаров, их приемку и оплату.

3) Последующие:

а) учет выполнения поставщиками договоров и применение санкций за нарушение договорных обязательств;

б) контроль за ходом закупочных операций в целом.

 

Основные цели и задачи управления закупочной деятельностью оптовой торговой организации

 

Управление закупкой и поставкой товаров– это деятельность по поддержанию важных характеристик этих процессов на уровне, соответствующем заданным величинам, обеспечивающем достижение цели организации.

Закупка товаров –это часть коммерческой деятельности торговой организации по приобретению товаров для их последующей перепродажи с наименьшим коммерческим риском, связанным с отсутствием сбыта товаров. Закупка служит началом всего процесса торговой деятельности.

Поставка товаров - выполнение условий договора по отгрузке товаров покупателю определенным способ, в определенные сроки, в нужном месте, надлежащего качества, предусмотренного количества и комплектности, по оговоренной цене. Поставка товаров осуществляется с учетом особенностей клиентской базы.

Основными задачами управления закупочной деятельности являются:

1) определение потребности в закупаемых товарах на основе прогнозирования спроса будущих покупателей;

2) выявление источников поступления товаров;

3) выбор поставщиков;

4) разработка и заключение договоров поставки;

5) организация учета и контроля за выполнением договорных обязательств.

 

Планирование закупочной деятельности как функция менеджмента. Анализ динамики и структуры закупок и поставок

 

Планирование закупочной деятельности, как одна из функций менеджмента включает:

а) изучение спроса покупателей,

б) изучение источников товаров;

в) определение потребности (П) в товарах.

Изучение спроса – важный момент в деятельности оптовой организации. Спрос представляет собой платежеспособную потребность, то есть такую форму рыночного проявления потребностей, которая имеет денежное обеспечение. В свою очередь, потребность как таковая является качественной и количественной определенностьб конкретного момента процесса потребления. Оптовые организации применяют следующие методы изучения и прогнозирования спроса:

1) оперативный учет продажи товаров и движение запасов товаров на определенный период;

2) изучение и обобщение заявок РТО на завоз товаров;

3) учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей.

Определение потребностив товарах осуществляется методами:

1) нормативный метод определения потребности в товарах

2) балансовый метод.

Определение потребности (П) в товарах осуществляется исходя из прогноза спроса (Р) потребителей по балансовой формуле: П = Зн +Р – Зк, где Зн и Зк - запасы товаров на начало и конец периода; Р – реализация (спрос) товаров.

В качестве источников товаров могут быть:

- производственные предприятия (хлебозаводы, молокозаводы, пищекомбинаты);

- склады оптовых баз (товары сложного ассортимента);

- заготовительные предприятия;

- личные подсобные и фермерские хозяйства;

- лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

Факторы выбора источников товароснабжения: ассортимент товаров, уровень цен и наценки, типы и размеры магазинов, количество звеньев товародвижения (однозвенная и двухзвенная форма оптовой торговли и аналогичные формы для облегчения первоначального сбыта и сохранности продуктов, снижение цены транспортировки и ускорение движения, создание условий эффективного товароснабжения), скорость товарооборачиваемости и уровень транспортных расходов, гарантированность наличия товаров, возможность предоставления товарного кредита (отсрочки платежа), качество товаров, местонахождение складов.

 

 

Оценка поставщиков, их исполнительской дисциплины. Основные критерии оценки поставщика товара (качество, цена, сроки и размер партий поставки, надежность поставщика)

 

Анализируется реклама в СМИ, информация о производстве и оптовой продаже товаров, что позволяет торговой организации составить необходимое представление об источнике поступления товаров (сельское хозяйство, пищевая, легкая и др. отрасли производства).

Критерии выбора поставщика:

- ассортимент и размер партий предлагаемых товаров;

- уровень цен и наценок;

- гарантию наличия товаров у поставщика;

- возможность предоставления кредита (товарный кредит и отсрочка платежа);

- качество товаров;

- месторасположение складов оптового предприятия;

- наличие транспорта у поставщика и местоположение склада.

Непременным условием организации закупочной деятельности торгового предприятия является изучение рынка закупок. Для оценки реальных и потенциальных возможностей поставщиков можно использовать следующие критерии:

- характер деятельности и возможности поставщика;

- конкурентное положение поставщика на рынке закупок товаров;

- процедура и порядок исполнения коммерческих сделок;

- вероятность обеспечения необходимой номенклатуры и объема продукции;

- условия, гарантирующие качество приобретаемого товара;

- адекватное сочетание цены и потребительских свойств товара;

- условия поставки товара: стабильность, периодичность, сроки;

- предусматриваемая форма платежа и способы расчетов.

Анализ поставщиков по приведенным критериям позволяет установить оправданные требования по закупке и поставке товаров в торговое предприятие.

Поставщиков товаров делят на 2 основные группы: поставщики-изготовители товара; поставщики-посредники. Это позволяет точнее установить характер канала сбыта и решить, по какому пути осуществлять товародвижение.

Роль заявок и заказов покупателей в планировании закупок. Корректировка состава поставщиков. Изучение конъюнктуры рынка и его значение. Разработка плана и контроль его исполнения. Оперативный контроль поставки товаров. Ключевые показатели эффективности закупки и поставки товаров.

 

Планирование покупок — позволяет значительно уменьшить складские остатки, минимизировать расходы на хранение и транспортировку товаров. Он рассчитывает и формирует заказы на закупку на основании существующих складских остатков, заказов на продажу и покупку, нормативных показателей остатков (страховой запас), а также других параметров планирует покупку товаров и создаёт заказы поставщикам согласно рассчитанной потребности в товарах, материалах и комплектующих.

При создании заказов поставщикам учитываются характеристики поставки от разных поставщиков: минимальных и максимальный размер партии, срок поставки, цена поставки и приоритет поставщика.

Рынок как сложная социально-экономическая категория может быть охарактеризован многочисленными показателями в зависимости от цели исследования. Изучение рынка позволяет выявить положение предприятия на нем, определить конкурентов в отрасли и оценить уровень конкуренции, изучить потребность и спрос потребителей на товар (услугу), а также прогнозировать перспективы товара и определять направления деятельности с целью удовлетворения меняющихся потребностей покупателей. Положение на рынке зависит от конъюнктуры рынка, т.е. от состояния спроса и предложения. Для того чтобы понять ситуацию на рынке, необходимо дать определение конъюнктуры рынка.

Конъюнктура рынка — сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфелем заказов по отраслям и другими экономическими показателями. Другими словами, конъюнктура рынка — это конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент, или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которые эту ситуацию определяют.

Основная цель изучения конъюнктуры рынка — установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.

План поставки – это совокупность планово-расчетных документов, в которых определяется номенклатура поставляемой продукции, требования к ее качеству, количество и сроки поставки, то есть основные требования, предусмотренные договором поставки. Этот план разрабатывается в натуральных единицах и является основным документом в соответствии с которым производитель выполняет обязательства перед оптовиком.

Выполнение плана поставки по договорам оценивают сопоставлением плановых и фактических данных. Выполнение плана поставок в соответствии с заключенными договорами стало одним из фондообразующих критериев и поставлено в один ряд с ответственностью за выполнение таких важнейших показателей, как производительность труда, качество продукции и рост прибыли. За невыполнение плана поставок налагаются и другие санкции, в частности штрафы. Их размеры определяются условиями поставок. Расчет выполнения плана поставок по всему ассортименту поставленной продукции за отчетный период производится в денежном выражении. Оценка выполнения плана поставок и обязательств производится не по выпуску, а по отгрузке продукции. Предприятие-изготовитель обязано заботиться не только о производстве, но и об отгрузке продукции покупателю в обусловленный договором срок.

Оперативный контроль поставки товаров – одно из основных условий успешного выполнения плана и высоких темпов роста оптового оборота. На оптовых предприятиях ведётся оперативный контроль как за отгрузкой, так и за реализацией товаров. Каждому складу устанавливаются планы и графики поставки товаров на месяц, по декадам, а нередко и отдельным дням. На основании данных товарно-транспортных накладных и других документов в специальных таблицах определяют фактические объёмы поставляемых товаров. По этим данным можно установить отклонения от плана по поставке и принять оперативные меры по улучшению товароснабжения. На каждом складе, кроме того, осуществляют оперативный контроль за движением товаров и состоянием товарных запасов в развёрнутом ассортименте, данные
которого используются в повседневной торгово-коммерческой работе с покупателями.

 

 

При определении эффективности закупочных операций необходимо комплексно оценить работу службы закупок фирмы, приняв во внимание: выполнение плана закупок по объемным и качественным показателям, выполнение бюджета фирмы и объем сэкономленных средств, дополнительные меры по контролю качества входящей продукции, а также объем и стоимость упущенных продаж, общий объем операций, производительность труда, транспортные издержки и т.д. Для оценки поставок товаров используется ряд показателей.

Ритмичность поставки -соблюдение сроков и размеров поставки, оговоренные договором (контрактом) с учетом сезонных и циклических особенностей производства или потребления. Степень ритмичности поставки показывает соответствие установленным срокам поставки. Коэффициент ритмичности (Кр):

Кр = ∑ (Пдогi – Пфi)/ ∑ Пдогi, где Пдогi – поставка товара по графику договора за i –тый период; Пфi – фактический срок поставки.

Оптимальный размер одной поставки – определение объема партии поставки, при которой издержки по завозу товара и издержки по его хранению на складе в течение всего планируемого периода являются наименьшими.

Х0 = , где К – издержки по завозу одной партии товара; С – издержки хранения единицы товара в течение всего планируемого периода; Q – полный объем оборота (выручки) в течение всего планируемого периода.

Оптимальный средний текущий запас –количество товара, находящегося на складе, достаточное для его бесперебойной текущей деятельности в периоды между завозами (поставками):

Зср= Х0/2.

Оптимальное количество поставок -число партий, минимизирующих издержки по завозу и заказу товара:

N0 = Q/ Х0.

Оптимальный интервалдлительности между поставками:

t0= T/ N0, где T – длительность всего планируемого периода (месяц, квартал, год).

Комплектность партии - полное соответствие состава поставки установленным договором требованиям по разновидностям ассортимента. Коэффициент комплектности (Ккмп):

Ккмп = ∑ (Мдогi – Мфi)/ ∑ Мдогi, где Мдогi – количество ассортиментных разновидностей товара по договору поставки в i –й партии; Мфi – фактическое количество ассортиментных разновидностей товара в i –й партии. В идеале Ккмп = 1.

Точка заказа(Р) – размер запаса, при котором подается заказ на завоз (поставку товара):

Р =Dдн * t, где Dдн – среднедневная реализация товара; t – интервал выполнения заказа.

 

 





Читайте также:
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.035 с.