Организаторы оптового оборота: их целевое назначение, роль в установлении хозяйственных связей, видовое разнообразие.
Важным элементом инфраструктуры рынка являются организаторы оптового оборота (не продают товар лично, а только лишь выполняют функцию осуществления оптового оборота между продавцами и покупателями).
1. Оптовые ярмарки (от нем. Jahrmarkt – ежегодный рынок) и Выставки-продажи – места периодических съездов торговцев и привоза товаров главным образом для оптового торга.
Цель – расширение потребительского рынка за счет установления связей между регионами, а также создание основы национальной оптовой системы. Различают ярмарки по ряду признаков:
1) По территориальному:
- международные (общегосударственные) оптовые ярмарки (МАКС, Московская международная книжная ярмарка) – принимают участие международные компании, поставщики товаров из ближнего зарубежья; их организуют государственные органы или крупные коммерческие структуры;
- региональные (местные) – совершаются сделки купли-продажи товаров сложного ассортимента, выпускаемых местными производительными предприятиями (н.: строительные выставки).
2) По товарному (т.е. в зависимости от видов товаров):
- специализированные (автомобильные, парфюмерные);
- универсальные (различные товары промышленного и сельскохозяйственного производства);
3) По отраслевому:
- отраслевые (проводит одна отрасль производства товаров, н.: текстильная);
- межотраслевые (охватывающие изделия различных отраслей производства)
2. Товарные биржи – организации, создаваемые для проведения гласных, публичных торгов, которые проходят по специально установленным правилам в заранее определенном месте и в определенное время. Призваны обслуживать крупнооптовый оборот исключительно стандартизованных товаров.
|
Цель – заключение сделок. Классифицируются в зависимости от:
1) предмета сделки:
- сделки с реальным товаров (продавец и покупатель согласуют в договоре условия поставки товара – количество, качество, цену; по ним осуществляются немедленная поставка) + форвардные сделки (договор на бирже, по условиям которого товары будут поставлены в будущем)
- сделки без реального товара (фьючерсные сделки) – заключается стандартный контракт на поставку биржевого товара в будущем (н.: зерно будущего урожая, нефть, добыча которой еще не велась).
Участники: маклеры (ведущие биржевые торги), операторы (помощники маклера, которые фиксируют заключение сделок.
3. Аукционы (в пер. с лат. – «продажа с публичного торга») – способ продажи некоторых товаров по ценам, установленным покупателями в результате торгов.
Цель – стимулирование отдельных производсителец товаров.
В зависимости от технологии проведения выделяют 3-и вида аукционов:
1) аукцион с повышением цены (установление начальной цены по согласованию с продавцом; ее объявляют и далее уже покупатели предлагают свою цену, увеличивая предыдущую на определенную правилами проведения торгов сумму; товар считается проданным тому, кто предложит самую высокую цену; если товар не продается – его снимают с торгов);
2) аукцион с понижением цены (начальная цена всегда завышена; в процессе торгов ее снижают до тех пор, пока покупатель не сообщит о своем желании приобрести товар);
|
3) аукцион «втемную» (одновременное предоставление покупателями своих ставок (н.: в письменном виде), после чего товар продается тому, чья цена окажется наибольшей).
4. Торговые дома (ТД) – крупная оптово-розничная организация, трансформировавшаяся из товарных бирж и интегрированная в сферу производства и финансов, которая ведет операции купли-продажи за свой счет (осуществляет экспорт/импорт любых товаров, проводит обмен ими, приобретает предприятия, сдает в аренду оборудование, предоставляет кредит, создает новые производства). Создаются как многопрофильные инвестиционно-производственно-торговые комплексы и оказывают услуги:
- коммунально-бытовые;
- по прокату оборудования и транспортных средств;
- по транспортировке и складированию.
страховые услуги;
- лизинг и др. производственные и финансовые.
5. Оптовые продовольственные рынки (ОПР) – самостоятельные хозяйственные структуры по купле-продаже оптовых партий товаров в определенном месте и по установленным правилам.
Цель – повысить эффективность снабжения потребителей продовольственными товарами и сельскохозяйственной продукцией. Могут быть:
1) универсальными
2) специализированными (продажа одной продукции или товарной группы).
Выбор месторасположения зависит от факторов:
- площадь зоны обслуживания и численность потенциальных покупателей;
- наличие дорог, соединяющих рынок с городской транспортной системой;
- возможность перспективного расширения участка земли, отведенного под рынок.
На территории ОПР выделяют функциональные зоны:
|
а) торговую (специализированные здания, павильоны, киоски);
б) административно-складскую (административно-бытовые помещения, в т.ч. предприятия общественного питания для персонала рынка и складские помещения);
в) хозяйственную (с площадкой для сбора мусора);
г) стоянку для транспорта.
Продавцы: товаропроизводители (с/х предприятия, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности) и оптовые предприятия и посредники.
Покупатели: предприятия розничной торговли; предприятия общественного питания; другие внерыночные потребители регулярно закупающие товары (воинские части, лечебные учреждения и т.д.). Все эти организации относятся к региональным оптовым организациям.
6. Склады гарантированного хранения – обеспечивают срочное ответственное хранение товаров различных товаровладельцев.
7. Транспортно-экспедиционные предприятия – это структуры, создаваемые, преимущественно, на узловых станциях крупных магистралей.
8. Склады – отели – структуры, обеспечивающие срочное ответственное хранение товаров в местах с ограниченным числом товаровладельцев.
Мировая практика показывает, что доля организаторов на рынке оптовых услуг составляет около 25%.
Оптовые ярмарки и выставки-продажи, товарные биржи, аукционы, торговые дома, оптовые продовольственные рынки: сущность их деятельности, выполняемые функции, организационная структура и управление.
Видовое разнообразие организаторов оптового оборота обусловлено мотивацией товаропроизводителей выбора того или иного канала продвижения. Рассмотрим основные виды организаторов оптового оборота.
1. Оптовые ярмарки и выставки являются много целевым средством предпринимательской коммуникации. Интересы участников выставок-ярмарок разные, но большая часть из них стремится повысить результативность своего производства. Их организация осуществляется на основе решения их учредителей. В качестве которых могут выступать юридические лица, имеющие уставную правоспособность. Как правило каждая оптовая ярмарка имеет несколько учредителей.
Выставки и торговые ярмарки – это важные мероприятия по распространению продукции и расширению сфер ее сбыта. При хорошей организации они позволяют фирме вступить в контакт с множеством новых клиентов и дистрибьюторов, дают дополнительную возможность реализации изделий и способствуют быстрому их продвижению к потребителям.
Организаторами выставочно-ярмарочных мероприятий могут выступать:
– федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации;
– выставочные организации;
– торгово-промышленные палаты (ТПП) – ТПП Российской Федерации и региональные ТПП;
– ассоциации (межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации, а также отраслевые);
– прочие организации различных форм собственности, для которых организация выставочных мероприятий не является основной деятельностью.
Руководство выставкой осуществляет выставочный комитет, в состав которого включены ответственные представители органов государственной власти и управления торговлей, промышленных предприятий – изготовителей товаров, коммерческих структур – покупателей и других предпринимателей. Решения выставочного комитета по вопросам, входящим в его компетенцию, являются обязательными для экспонентов выставки.
Основные функции выставочного комитета (Оргкомитет):
– Определяет время и место проведения выставки;
– Создаёт рабочие органы выставки (дирекцию, арбитраж, бюро по учету договоров и другие органы необходимые для выполнения перед выставкой её задач);
– определяет графики встреч поставщиков и покупателей;
– утверждает смету доходов и расходов выставки, размер средств на её прохождение и источники их получения;
– определяет порядок, режим работы выставки;
– разрешает споры, возникающие при заключении, изменении и расторжении договоров, в том числе при согласовании, изменении и уточнении спецификаций к договорам, либо поручает решение таких споров арбитражу выставочного комитета и в этих случаях утверждает решения арбитража после истечения срока на обжалование и рассматривает жалобы на его решения;
– решает другие вопросы, связанные с организацией и проведением выставки.
Решения выставочного комитета оформляются протоколами, подписываемыми председателем выставочного комитета или его заместителем.
Дирекция выставки (рабочая группа):
– осуществляет руководство группой по учету договоров, ведет организаторскую, рекламную и коммерческую деятельность, связанную с подготовкой и проведением выставки (аренда помещений, их оборудование и оформление, подготовка необходимой документации, размещение участников, реклама товаров, определение регламента работы и т.д.);
– обеспечивает приём и хранение представленных на выставку образцов товаров, оказывает техническое содействие участникам выставки в заключении договоров, ведет необходимую отчетность.
В состав рабочей группы (исполнительный орган выставочного комитета) входят: конкурсные комиссии и службы (транспортная, безопасности, финансовая, гостиничного и ресторанного хозяйства, техническая, юридическая, медицинская, рекламно-информационная).
2. Товарные биржи осуществляют свою деятельность только на основе лицензии, выдаваемой в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков (Постановление Правительства РФ от 04.03.2010 №121 (ред. от 12.08.2011) "Об утверждении Положения о лицензировании товарных бирж на территории Российской Федерации") и в соответствии с Законом РФ от 20.02.1992 №2383-1 (ред. от 19.07.2011) "О товарных биржах и биржевой торговле", который осуществляет регулирование отношений по созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечения правовых гарантий для деятельности на товарных биржах.
Товарная биржа – организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Товарная биржа может иметь филиалы и другие обособленные подразделения, учреждаемые в соответствии с законодательством.
Функции биржевых торгов:
- Организация биржевых собраний для проведения гласных публичных торгов (организация и проведение биржевых торгов, разработка Правил биржевой торговли, материально-техническое обеспечение торгов, обучение персонала биржи и т. п.);
- Разработка биржевых контрактов (установление стандартных требований к качественным характеристикам биржевых товаров; стандартизацию размеров партий товаров; определение единых условий и сроков поставки биржевых товаров, расчетов по ним; стандартизацию видов биржевых товаров, расчетов по ним; стандартизацию видов биржевых контрактов; отбор товаров, продаваемых на бирже);
Биржевой арбитраж, или разрешение споров, возникающих по заключенным биржевым сделкам в ходе биржевых торгов;
- Ценообразующая и ценопрогнозирующая.
Структура управления. Ведущее место в структуре биржи имеет котировальная комиссия. Ее основная задача — организовать учет различных видов цен (спроса и предложения, договорных, высших и низших, начальных и заключительных) при совершении сделки. На базе перечисленных цеп определяется котировальная — справочная цена, представляемая в прайс-листах биржи, т. е. биржевом бюллетене.
В обязанности котировальной комиссии входит наблюдение за своевременным предоставлением участникам торгового процесса достаточно полных и объективных сведений. Она также должна устанавливать базу биржевого бюллетеня, т. е. список котируемых товаров с указанием типичного объема товарной партии. Котировальная комиссия поставляет в информационно-справочный отдел биржи данные о ценах и тенденциях их движения так же, как и по тем товарам, которые не вошли в официально опубликованную котировку. Совместно с арбитражной комиссией она устанавливает цены при возникновении спорных вопросов.
В случае возникновения споров между покупателями, продавцами и брокерами и ходе заключения или исполнения биржевых сделок в основном на срок они могут обращаться для их решения в «третейский суд» арбитражную комиссию биржи. Она не наделена правом принимать решения, обязательные к исполнению сторонами конфликта. Это своего рода согласительная комиссия. При неудовлетворенности какой-либо из сторон итогами разбирательства в арбитражной комиссии дело передается в судебные инстанции.
Регистрационное бюро биржи отвечает за регистрацию биржевых сделок и определение их соответствия правилам торговли на данной бирже. Оно также обязано предоставлять сводные материалы и отдельные выписки по требованию биржевого комитета исполнительной дирекции и других отделов биржи.
Информационно-справочный отдел — витрина биржи, наиболее доступный всем источник сведений о работе биржи и условиях подключения к торговому процессу.
Экспертное бюро осуществляет экспертизу предъявляемых к торгам товаров, установление их соответствия необходимым техническим характеристикам и потребительским свойствам.
Функции расчетной палаты заключаются в оперативном и точном проведении расчетов по биржевым сделкам, в регулировании и формализации процедуры платежей. На отечественных биржах пока еще идет отработка механизма функционирования расчетных палат, исходя из требований мирового биржевого стандарта. Рабочие органы биржи подразделяются на две группы — периферийные и центральные. Первые осуществляют обслуживание клиентуры на местах, т. е. предпродажный или послепродажный сервис. Вторые расположены непосредственно в биржевом здании.
3. Аукционы – используют вид рыночной торговли, при котором продавец, желая получить максимальную прибыль, использует прямую конкуренцию нескольких покупателей, присутствующих на торгах. Аукционная торговля регламентируется главой 3. Размещение заказа путем проведения аукциона, Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)
В соответствии с ним, под аукционом на право закончить контракт, понимается торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
Аукцион может быть открытым и закрытым.
Аукционы организуются предприятиями (фирмами), специализирующимися на их проведении: акционерными обществами, кооперативами, ассоциациями, а также организациями, для которых торги не являются основным видом деятельности, однако уставом предусмотрено право на их проведение (биржи, салоны художников, музеи, постоянно действующие выставки, торговые организации).
О времени и месте проведения аукциона сообщается заранее. Общие условия продажи товаров определяются продавцом. При продаже на аукционе исключается ответственность продавца за качество проданного товара. Порядок проведения аукционов включает несколько этапов: подготовку аукциона, предварительный осмотр товаров покупателями, аукционный торг, оформление и исполнение аукционной сделки. Подготовительный этап начинается с издания приказа, в котором устанавливается время и место аукциона, утверждается аукционная комиссия, на которую возлагается выполнение всех работ по проведению аукциона и подведению его итогов. Состав комиссии: председатель (директор аукциона), юрисконсульт, эксперт, аукционист, бухгалтер. Комиссия широко рекламирует аукцион, четко указывает условия участия, формы и сроки оформления документов на участие в аукционе в качестве продавцов (сдатчиков) и покупателей.
4. Торговые дома – это универсальное, многоотраслевое формирование, объединяет производителей и потребителей товаров Для таких формирований характерно разнообразие видов деятельности и предоставление широкого спектра услуг своим клиентам, таких как:
• финансирование перевозок продукции всеми видами транспорта;
• страхование грузов;
• сервисное обслуживание;
• предоставление кредитов;
• хранение товаров;
• ремонт оборудования и транспортных средств и др.
В их компетенцию может входить приобретение предприятий, сдача в аренду оборудования, создание новых производственных мощностей.
Торговые дома в большинстве случаев оптимизируют звена оптового оборота сравнению с биржами, которые увеличивают количество звеньев товародвижения, торгов; дома упрощают схему товародвижения Они больше, чем товарные биржи, приспособлены к ведению операций с нестандартизированными потребительскими товарами - одеждой, обувью, бытовой техникой, электроникой, продовольственными товарами Как большие закупочные предприятия, они способны покупать продукцию большими партиями по достаточно низким ценами.
Торговые дома необходимые малому бизнесу, средним и мелким предприятиям, которые не могут покупать большие партии товаров непосредственно у производителей Аккумулируя средства многих предпринимателей, торговый дом может с успехом осуществлять этот процесс.
Торговые дома во многих случаях действуют как акционерные общества, учредителями и участниками которых являются различные предприятия, финансовые структуры, в частности коммерческие банки, брокерские фирмы, холдинги и т.д. Торговли дом; могут организовываться путем преобразования товарных бирж, оптовых баз, крупных предприятий розничной торговли.
Статус торговых домов приобретают иногда крупные брокерские фирмы, которые занимаются в основном операциями с реальным товаром за собственный счет или за счет предприятий, организаций, занятых торговлей лей конкретными товарами, а также выполняют поручения коммерческих структур по операциям на фьючерсной бирж.
Как правило, торговые дома не имеют ведомственной подчиненности Они осуществляют операции межотраслевого и международного характера, функционируют как на внутреннем, так и на внешнеэкономическом рынках
Торговые дома располагают складские площади, собственный или арендованный транспорт, техническое оборудование, информационную базу, что позволяет успешно осуществлять полный комплекс торгово-закупочные операций и операций с ценными бумагами.
Торговые дома ориентируются главным образом на приобретение права собственности на товар, вместе с тем они выполняют соответствующие функции импортеров и экспортеров товарной продукции, а также предоставляют маклерские услуги.
Торговые дома нередко заключают соглашения с другими субъектами товарного рынка: агентские и консигнационные соглашения; контракты купли-продажи; соглашения о коммерческом сотрудничестве и др.
Организационная структура торговых домов - гибкая и динамичная, она постоянно меняется в соответствии с требованиями рынка, а также по мере освоения нового вида деятельности, товаров и услуг.
Количество дирекций, их задачи и функции зависят от специфики конкретного торгового дома. Наиболее типичный вариант включает:
1. Дирекция по торгово-посреднических операций - несет ответственность за организацию торговой и посреднической деятельности. Функции торговли сосредоточены в торгово-закупочной службе, а предоставление посреднических услуг по проведению операций между контрагентами в службе посреднических операций. Торгово-закупочная служба и служба посреднических операций подразделяются на бюро по товарному признаку.
2. Дирекция по финансам и инвестициям:
• контролирует состояние торгового дома;
• анализирует инвестиционные проекты и готовит решение по инвестициям;
• находит кредитные ресурсы при недостатке у торгового дома собственных средств;
• осуществляет следующие коммерческие операции, как лизинг и факторинг, что требует привлечения больших финансовых ресурсов
В этой дирекции предполагается расчетный центр, выполняющий функции бухгалтерии и осуществляет расчеты с контрагентами торгового дома
3. Дирекции по информации:
• выполняет функции по организации информационных потоков внутри торгового дома и оказание информационных услуг клиентам;
• организует проведение маркетинговых исследований и на основе собранной информации готовит прогнозы рыночной конъюнктуры
5. Оптовые продовольственные рынки – является самостоятельной хозяйствующей структурой, осуществляющей операции по купле-продаже оптовых партий товаров в определенном месте по установленным правилам. Цель создания оптового продовольственного рынка заключается в повышении эффективности снабжения потребителей преимущественно продовольственными товарами, в том числе и сельскохозяйственной продукцией.
Учредителями оптовых рынков выступают соответствующие (в зависимости от вида рынка) органы государственного и муниципального управления, поскольку они заинтересованы в их создании и на них лежит обязанность обеспечения населения продовольствием и сельскохозяйственной продукцией, а также создания цивилизованных форм оптовой торговли.
Функции оптового продовольственного рынка в установлении хозяйственных связей следующие:
• поддержка отечественных товаропроизводителей благодаря возможности выхода их продукции на конкурентные рынки;
• повышение взаимной заинтересованности производителей оптовых и розничных организаций путем установления хозяйственных связей;
• сокращение потерь сельскохозяйственной продукции;
• ускорение и упрощение процесса движения товара конечному потребителю и расчета платежей между участниками;
• снижение розничных цен;
• развитие конкуренции;
• расширение ассортимента товаров и повышение их качества, предотвращение проникновения на рынок некачественной продукции.
Оптовые продовольственные рынки призваны решать следующие задачи:
• обеспечение круглогодичного бесперебойного снабжения населения качественными продуктами питания, сокращение потерь сельскохозяйственной продукции;
• предоставление всем поставщикам сельскохозяйственной продукции равных возможностей по устойчивому выходу на немонополизированный конкурентный рынок;
• формирование рыночных цен на конкретные товары;
• обеспечение единого обустроенного места для осуществления сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
• повышение эффективности снабжения населения продовольствием и его распределения в крупных городах, промышленных центрах и отдельных регионах страны;
• организация встречной продажи продукции производственно-технического назначения;
• формирование конкурентных хозяйственных структур и ограничение монополизации в сфере хранения, транспортировки и сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
• создание новых рабочих мест, уменьшение оттока населения из сельской местности;
• упрощение и ускорение процесса продвижения товаров к конечному потребителю;
• приближение сельского производителя к покупателю, существенное уменьшение роли иных посредников в торговле сельхозпродукцией;
• ускорение и упрощение взаиморасчетов и платежей;
• получение достоверной информации о спросе и предложении потребительских товаров и ее передача соответствующим производителям и торговым структурам;
• обеспечение стандартизации, сертификации и действенного санитарного и ветеринарного контроля качества реализуемой сельхозпродукции;
• содействие рациональному управлению федеральными и региональными запасами продовольствия.
Управление оптовым продовольственным рынком осуществляет совет директоров, избираемый на общем
Управление ОПР осуществляет совет директоров, избираемый на общем собрании акционеров. Он функционирует в пределах компетенции, устанавливаемой общим собранием акционеров. Он же назначает генерального директора, который возглавляет администрацию рынка и отвечает за текущие дела в соответствии с направлениями общей политики оптового рынка.
Администрация рынка должна иметь упрощенную структуру управления и минимальное число шт. ед. Роль ее состоит в организации и осуществлении контроля за внутренним распорядком и выполнением правил торговли, в обеспечении участников рынка информацией о конъюнктуре и ценах на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие.