Фирменный опт – только у производителей; СТМ не фирменный опт, а брендинг.
В настоящее время широко в практике используются оптовые торговые филиалы. Одной из первых такой филиал был открыт знаменитой фирмой “Зингер”. В США более 40% оборота приходится на такого рода филиалы. Сбытовые конторы фирм-продуцентов, опираясь на соответствующие базы и склады, захватили почти половину опта в таком огромном хозяйстве. Конечно не последнюю роль в этом сыграла практика поглощения промышленностью оптовых предприятий. В разных отраслях роль фирменного опта различна. Здесь играют роль и характер товара, и особенности рынка, и даже просто традиции. Вместе с тем выяснился и тот интересный факт, что конкуренция фирменного и независимого опта не столь остра. Идёт своеобразное разделение сфер влияния. Почти в трети случаев оптовые филиалы фирм выступают в роли поставщиков независимых оптовых звеньев, а те поставляют товар в розницу. Дело в том, что, как отмечалось, поставке в розничную торговлю сопутствует существенная доработка товара, а оптовики промышленных фирм этого не делают
Фирменный магазин, как правило, создаётся и действует в качестве юридического лица, осуществляет раздельный от иных видов деятельности его учредителей учёт финансово-хозяйственных операций, связанных с деятельностью фирменного магазина. Товарная специализация фирменного магазина определяется его учредителем, согласовывается с исполнительным комитетом по месту нахождения магазина и указывается в лицензии на право розничной торговли.
Фирменный магазин — это торговая организация любой организационно-правовой формы (или ее структурного подразделения), предметом деятельности которой является розничная или мелкооптовая торговля различными товарами определенной номенклатуры, соответствующими производственному профилю ее учредителей, поставщиков. Фирменный магазин организует образцовую торговлю и сервисное обслуживание товаров своей номенклатуры. Он должен иметь фирменное наименование, фирменный знак, фирменную упаковку для продаваемых товаров, фирменную одежду для своих работников, выполненную в едином стиле с рекламным оформлением учредителей или коммерческой организации, структурным подразделением которой магазин является. Таким образом, прежде всего предприятие фирменной торговли отличается принадлежностью к определенной фирме, предприятию-производителю или изготовителю.
|
Функции фирменной торговли сходны с функциями обычной торговли и заключаются в реализации потребительной стоимости товаров путем доведения их от производителя до потребителя и реализации денежной стоимости товаров (смена товарной формы стоимости на денежную). Однако главной целью фирменной торговля является расширение рынка сбыта и увеличение объема продажи товаров, вырабатываемых фирмой. Достижение этой цели будет способствовать достижению целей самой фирмы, направленных на увеличение производства и усиление позиций фирмы на потребительском рынке.
Фирменный магазин – это торговое предприятие, основными функциями и задачами которого являются:
- изучение и формирование спроса населения на вырабатываемую продукцию;
- активное воздействие на проводимую промышленными предприятиями работу по обновлению и улучшению ассортимента товаров и улучшению их качества, проведение консультаций и оказание других услуг;
|
- осуществление мероприятий по рекламе товаров;
- широкое применение прогрессивных форм продажи товаров;
- обеспечение высокого уровня торгового обслуживания.
Фирменные магазины являются составной частью розничной торговой сети города и осуществляют свою деятельность в условиях конкуренции с другими субъектами хозяйствования.
По подчинённости фирменные магазины делятся на три типа:
- фирменные магазины отрасли – в них представлена продукция всех или многих предприятий данного министерства;
- фирменные магазины промышленного объединения – они реализуют продукцию только данного объединения;
- фирменные магазины отдельных производственных предприятий.
Фирменные магазины должны реализовывать преимущественно продукцию, произведённую учредителем или полученную на такую продукцию. Они являются заключительным звеном товарного обращения. Именно здесь даётся реальная оценка изготовленной промышленностью продукции, определяется её дальнейшая судьба на рынке. Развитие сети фирменных магазинов в условиях рыночной экономики обуславливается рядом причин. Одна из них – стремление производителей товаров обзавестись собственными каналами сбыта продукции для получения непосредственной информации о коньюктуре рынка.
Фирменные магазины реализуют до 60 %, а в некоторых случаях и 90 % продукции собственного производства. В условиях рынка производитель может реализовать товар либо через оптовые предприятия, либо напрямую через розничную сеть, либо через свои фирменные магазины, либо через другие каналы товародвижения.
|
Наиболее удобными для предприятия являются два канала распределения товаров: через фирменный магазин или напрямую через розничное торговое предприятие, так как они способствуют быстрому доведению товаров до потребителя за счет сокращения “лишних” звеньев в цепи товародвижения, повышению оборачиваемости оборотных средств предприятия, ускорению времени обращения товаров, что в свою очередь ведет к снижению совокупной величины товарных запасов и расходов, связанных с их обслуживанием.
Оптимальными эти каналы распределения являются для предприятий, производящих скоропортящиеся продукты питания, поскольку при этом обеспечиваются сохранность товаров, их потребительские свойства и наиболее полно реализуются интересы потребителей.
Во-вторых, важным аспектом фирменной торговли является то, что магазины, являющиеся структурными подразделениями предприятий-производителей, не имеют своего расчетного счета и поэтому вся выручка, получаемая такими фирменными магазинами, инкассируется на расчетный счет предприятия, в чьем подчинении они находятся. Такой гарантированный возврат оборотных средств предприятия при одновременном ускорении оборота его производственных фондов в период их нахождения в товарной и денежной форме на всем пути движения товара -- от производства до момента реализации (за счет прямых хозяйственных связей) -- способствует экономному использованию совокупных средств для воспроизводства и повышению эффективности работы предприятия.
Распределительный центр
В большинстве розничных сетей существует свой РЦ (распределительный центр), который отвечает за маневренность товаров. Вся закупка поступает в РЦ и распределяется по сети. РЦ не обязательный, но экономически целесообразен. РЦ бывают: зависимые - закрытые (обслуживают только магазины своей сети) и независимые - открытые (обслуживают несколько сетей д/достижения эффекта масштаба). 2 принципиальных изменения склада в РЦ: внедрение в технологически процессы по складированию и транспортировке логистических схем и информационных технологий; экономическая эффективность - скидки за эффект масштаба.
Розничная торговля обеспечивается товарами через зависимых поставщиков, применяя централизованную доставку.
Функции РЦ: закупка крупный партий товара для поддержания оптимального ассортимента управляющим магазином (минимальная цена закупки, ускорение оборачиваемости, рост продаж); оптимизация ТТП (торгово – технологического процесса) и складских операций (снижение эксплуатационных издержек); оптимизация транспортных потоков; оптимизация работы по контролю качества товаров, подтверждение соответствия (сертификация)за счет переноса их в РЦ из магазина - централизация людей и средств.
Распределительный центр определяется как (РЦ) это склад, с которого идут отгрузки на другие склады организации. Непосредственно же торговля с него не осуществляется. Кроме того, распределительные центры бывают двух типов: собственно распределительные центры и перевалочные базы.
Существует отдельная разновидность распределительного склада, называемая перевалочной базой. На такой базе хранятся только запасы одной, текущей поставки, в отличие от полноценного распределительного склада, где осуществляется хранение крупных запасов товаров. На перевалочных базах концентрируются транспортные потоки с целью перегруза товаров и их таможенного оформления.
Распределительные центры выполняют двоякую функцию: управляют товарными потоками магазинов сети, распределяя товар между ними; складская функция.
Ключевые процессы в РЦ: приемка продукции на складское хранение; размещение товара и отбор; комплектация заказов; отгрузка укомплектованных заказов.
Вспомогательные процессы в РЦ: инвентаризация, работа с бракованными товарами; возвраты и прочая претензионная работа с поставщиками и потребителями.
В их общие функции, кроме приемки товаров, размещения, хранения запасов, комплектации и поставок на другие склады компании, входят также дополнительные услуги: • переупаковка (в том числе разбиение упаковок крупных типов на более мелкие); • фасовка; • стикерование (в том числе штрихкодирование); • таможенное оформление; • сертификация грузов.
Основные параметры РЦ: рабочие зоны-зона погрузки/выгрузки, зона комплектации заказов, зона стеллажного, напольного хранения, зона предпродажной подготовки и др. При наличии РЦ контроль над поставщиками осуществляется более эффективно, а также обеспечивается бесперебойная поставка товаров в магазины. При использовании РЦ в торговых сетях договоры поставки можно заключать напрямую с производителем, минуя дистрибьюторские компании, что позволяет избегать дистрибьюторских торговых наценок, а также получать крупные оптовые скидки непосредственно у самого производителя. При отсутствии РЦ в торговых сетях под складские услуги по хранению товаров необходимо выделять значительные площади непосредственно в каждом магазине. Отсутствие необходимости в складских помещениях в каждом магазине в отдельности позволяет использовать освободившуюся площадь под торговый зал. Это позволяет значительно экономить на персонале: от менеджеров по закупкам до грузчиков. Современные РЦ отвечают соответствующим требованиям надлежащего хранения товаров.
РЦ бывают: по зоне действия-региональные, узловые, терминальные; по видам транспорта-ж/д-водные, ж/д-авто, ж/д-авто-водный и др.
Одной из первых компаний, которая учла это и разработала концепцию распределительного центра, стала торговая сеть Wall-Mart. Розничный оператор поставил перед собой две цели:
· убрать товарный запас из магазинов и освободить дополнительные торговые площади (хранение в магазинах обходится дороже, чем на складских площадях);
· эффективно планировать и распределять остатки товаров по всей цепочке поставки.
Опираясь на прогнозирование спроса на уровне распределительных центров, а не отдельных магазинов, компании удалось сократить запасы товара на складе в среднем на 30%.