Управление ассортиментом в оптовой торговле осуществляется посредством формирования товарного ассортимента – составления определенной совокупности товарных линий и/или товарных групп и отдельных товаров в соответствии со спросом покупателей, с целью его более полного удовлетворения.
Формирование ассортимента – специфический способ управления ассортиментом, направленный на обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности торговой организации. Выполняют коммерческие службы.
Формирование ас-та – это процесс подбора и установления номенклатуры товаров соответствующей спросу покупателей и обеспечивающий прибыльность орг-ции.
Оптимизация ас-та – важное условие бесперебойного снабжения РТ ас-том, удовлетворяющим конечн. потребителей.
Принципы формирования ассортимента товаров, обеспечивающие его оптимизацию:
- обеспечение соответствия ассортимента характеру спроса покупателей (комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках выбранного сегмента; широта и глубина ас-та товаров на складах должна зависеть от ас-ого профиля обслуживаемых покупателей, размера складских площадей, состояния предложения на рынке потребителей);
- обеспечение устойчивости товарного ассортимента (обеспечение бесперебойного и ритмичного товароснабжения розничных торговых организаций, являющихся основными оптовыми покупателями);
- обеспечение условий рентабельности деятельности организации оптовой торговли.
Формирование ассортимента в оптовом торговом звене предусматривает 2 этапа:
1) определение укрупненного ассортимента (перечень основных групп и подгрупп товаров), основой для которого служит спрос потребителей;
|
2) разработка развернутого ассортимента (количество реализуемых разновидностей товаров по каждому наименованию), наличие которого на предприятии в соответствии с конкретными заявками потребителей обязательно (определяется количество реализуемых разновидностей по каждому наименованию).
Основной инструмент при формировании ассортимента – ассортиментный перечень товаров. В него включается перечень наименований товаров, соответствующий установленной широте ассортимента, и минимально необходимого количества разновидностей товаров, которое должно постоянно быть в наличии на складе. Ассортиментные перечни рекомендуется разрабатывать на один год. При необходимости в течение года в них можно вносить изменения. Ассортиментный перечень является индивидуальным для каждой оптовой организации и разрабатывается в 3 этапа: 1) определяется перечень ассортиментных позиций: номенклатура товаров, прошедших через опт в предыдущем году и номенклатура товаров, указанных в договорах на поставку в предшествующем году (портфель заказов); 2) рассчитывается число разновидностей каждого товара по определенному признаку (глубина); 3) определяется количество разновидностей каждого товара для неснижаемого ассортимента, включающего такое их количество, которое постоянно должно быть в запасе и может быть предложено покупателям.
Разработка ассортиментного перечня представляет собой планирование ассортимента организации, которая позволяет коммерческой службе осуществлять планомерную закупку товаров и систематический контроль за полнотой ассортимента на складах, а также ритмичностью снабжения.
|
Принципы формирования ассортимента:
· обеспечение соответствия ассортимента спросу (требуется предусмотреть комплексное удовлетворение спроса в рамках избранного сегмента, широта и глубина ассортимента на складах должна зависеть от ассортиментного профиля обслуживаемых покупателей, размера складских помещений, состояния предложения на рынке и др.);
· обеспечение устойчивости товарного ассортимента (бесперебойное и ритмичное товароснабжение розничных потребителей товарами);
· обеспечение рентабельности предприятий оптовой торговли (скорость оборачиваемости товаров, производительность труда сотрудников).
Процесс формирования ассортимента:
· определение перечня ассортиментных позиций (основных групп и подгрупп реализуемых товаров) – номенклатуры товаров, прошедшей через опт в предыдущем году и номенклатуры товаров, указанных в договорах на поставку в этом году,
· определение кол-ва реализуемых разновидностей товаров по каждому наименованию;
· определение количества разновидностей каждого товара для неснижаемого ассортимента (должно быть постоянно в запасах и может быть в любое время предложено покупателю) по формуле Уилсона:
, где Н – издержки хранения единицы запаса в месяц, С – издержки на размещение заказов, R - спрос на товары, F – коэффициент издержек хранения заказа.
Инструмент с помощью которого осуществляется регулирование ассортимента товаров является ассортиментный перечень. В перечень включают наименования товаров, широта, количество разновидностей, которое постоянно должно быть в наличии на складе. Ассортиментный перечень рекомендуется разрабатывать на 1 год, однако в течение года можно вносить дополнения и изменения. Разработка ассортиментного перечня- это планирование ассортимента оптовой организации. Контроль за соответствием фактического ассортимента перечню осуществляют товароведы-коммерсанты, для этого они используют специализированное программное обеспечение.
|
Факторы формирования ассортимента: номенклатура товаров, экономическая содержательность (доход от товара) и др.
Оптимизация ассортимента – важное условие бесперебойного снабжения розничной торговли ассортиментом, удовлетворяющим конечных потребителей.
Факторы, влияющие на формирование ассортимента, разделяются на общие (независящие от конкретных условий работы предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия). Общие факторы – покупательский спрос, товарное предложение и цена.
Покупательский спрос – основной фактор. Спрос различается по видам товаров: а) повседневного спроса (товары первой необходимости, которые приобретают ежедневно или каждые несколько дней: хлеб, сахар, мыло, по этим товарам должна быть достигнута определенная стабильность, обеспечивающая их бесперебойную продажу); б) периодического спроса (одежда, посуда, деликатесы, марочные вина; их покупки производятся через длительные промежутки времени); в) относительно редкого спроса (предметы длительного пользования, срок службы которых превышает пять лет и которые приобретаются населением эпизодически: мебель, ювелирные изделия). Также учитывается фактор сезонности.
Товарное предложение – это наличие товаров и услуг на рынке. Основу этого фактора составляют производственные возможности предприятий, производящих товары.
Цена товара – правильное понимание и использование этого фактора во многом определяет коммерческий успех торговой организации на рынке. при росте цен и превышении спросом предлож. товары продаются быстро; при сниж. цен и превыш. предлож. над спросом – продажа медленно).
Специфические факторы – это специализация оптовой организации (продажа или закупка 1 тов.групы или неск-ких, объединенных однород. потребит. св-вами и назначением, н. одежда, тест.товары), площадь складского пространства(увелич. торг. площади – расшир. или углубление асс-та), его техническая оснащенность (наличие холодильного оборудования), условия товароснабжения (наличия стабильных источников), развитость каналов распределения товаров (система поставок, ритмичность доставки, сроки, объем).
Управление ассортиментом, его основные фазы: анализ структуры ассортимента, его рентабельности и конкурентоспособности; конъюнктуры рынка и динамики спроса; конкурентной среды; поставщиков и покупателей. Корректировка ассортимента и его планирование.
Управление ассортиментом товаров на предприятиях оптовой торговли – сложный процесс, осуществляемый коммерческой службой, в котом тесно взаимоувязаны информационное обеспечение и определение потребности в товарах, выбор партнеров для установления хозяйственных связей и каналов продвижения на рынок, организация оптовых и оптовой продажи товаров, рекламно – информационная работа, оказание услуг и управление запасами товаров. Процесс управления ассортиментом – центральное звено в мноуровневой цепочке деятельности оптового предприятия.
Управление ассортиментов – комплекс функций управления, к которым в оптовой организации относятся: планирование (ассортиментная политика организации по соответствию спросу и экономической эффективности, видовой состав, объемы и пропорции ассортимента); организация (формирование ассортимента и его реализация, ассортиментный перечень); контроль, направленный на изучение эффективности планирования и организации мероприятий в рамках ассортиментной политики.
Задача анализа – выявить тенденции и закономерности формирования ассортимента, установить пропорции в его структуре, обнаружить его состояние. Функция планирования ассортимента товаров оптовой организации предусматривает следующие мероприятия:
- определение занимаемой доли на рынке товаров;
- изучение потребности покупателей в товарах, требований к системам сбыта, сервису, дополнительным услугам;
- определение набора групп товаров, наиболее предпочтительного для покупателей и обеспечивающего экономическую эффективность их производства и продажи;
- определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла;
- выбор наиболее эффективного метода формирования ассортимента с учетом современных принципов;
- разработка стратегии сбыта товаров.
Ассортиментная политика – определение набора групп товаров, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке и обеспечения экономической эффективность деятельностисти организации в целом.
Задачами, определяющими сущность ассортиментной политики являются:
- установление реальных и предполагаемых потребностей в товарах;
- определение основных показателей ассортимента и анализ его рациональности;
- выявление источников ресурсов товаров, необходимых для формирования рационального ассортимента;
- оценка материальных возможностей организации для закупки и реализации отдельных товаров; - определение основных направлений формирования ассортимента.
Составляющими ассортиментной политики является след элементы: - сегментация и выбор целевых сегментов рынка (сегментация – разделение рынка на отдельные группы, различающиеся параметрами или реакцией по тем или иным видам деятельности на рынке); - изучение требований покупателей к товарам, упаковке, методам продажи, сервису услугам – должны быть положены в основу торгового ассортимента; - определение набора групп товаров, наиболее предпочтительных для потребителей и обеспечивающих экономическую эффективность их производства и продажи; - выбор наиболее эффективного метода формирования ассортимента с учетом современных принципов; - определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла; -разработка стратегии реализации.
Основу формирования ассортиментной политики торговой организации составляет осознание того, что каждый товар в ассортименте в той или иной степени оказывает влияние на ее финансовое состояние.
В ходе ассортиментной политики можно применить алгоритм формирования ассортимента, включающего следующие этапы: 1) ABC-анализ – метод, позволяющий классифицировать ресурсы организации по степени их значимости; 2) учет времени присутствия товара на рынке, т.к. спрос у потребителей на товары –новинки и товары, утвердившиеся на рынке различен (3 мес. для узнавания потребителем товара); 3) анализ представленности оцениваемой продукции у конкурентов (при более широком ассортименте у конкурента потребитель уходит к нему); 4) выявление наличия товаров-субститутов (заменителей) – их обнаружение в собственной ассортиментной матрице и в матрице конкурентов может привести к вытеснению ими товаров со схожими свойствами – риск «залеживания» продукции при наличии товаров - аналогов; 5) анализ способов применения товаров – рассматривается возможность использования одним товаров ресурсов другого, т.е. потенциальная прибыльность альтернативного товара; 6) рассмотрение ассортимента с точки зрения присутствия в нем товаров разного диапазона цен (народные товары, товары средней ценовой категории и престижные товары); 7) известность, рекламируемость продукта – учитывается при назначении цен на товар и включения его в ассортиментую матрицу.
Концепция жизненного цикла товара и планирование ассортимента (задачи, функции и необходимость планирования рассмотрены в предыдущем подвопросе).Политика развития ассортимента, его расширения, прореживания, модернизации. Оперативное управление ассортиментом.
Факторы, способствующие изменению ассортимента:
· научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;
· изменение товарного ассортимента у конкурентов;
· изменение спроса на отдельные товары.
Концепция ЖЦТ – время пребывания товара на рынке, от его выхода до окончательного ухода.
Концепция жизненного цикла товара заключается в неизбежном вытеснении существующего товара более совершенным. Жизненный цикл характеризует динамику объемов продаж и получаемой прибыли от момента выведения нового товара на рынок до ухода с рынка.
Особенности:
- концепция ЖЦТ исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром;
- продолжительность ЖЦТ в целом и его отдельных фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка;
- представление о ЖЦТ дает возможность фирме-изготовителю принимать конкретные меры относительно товара, планировать свою деятельность на перспективу;
- с помощью средств маркетинга ЖЦТ на целевом рынке может быть продлен, либо сокращен.
БКГ-анализ: в оптимальной структуре торгового ассортимента учитывается фаза жизненного цикла товаров с точки зрения темпов роста объема их продаж на данном рынке и соотношения доли объемов продаж этих товаров и доли конкурента. Ассортиментный анализ проводится путем размещения товара, находящегося на разных этапах ЖЦ, в одном из четырех полей матрицы:
- «Звезды»: высокий рост объёма продаж и высокая доля рынка. Долю рынка необходимо сохранять и увеличивать. «Звезды» приносят очень большой доход. Но, несмотря на привлекательность данного товара, его чистый денежный поток достаточно низок, так как требует существенных инвестиций для обеспечения высокого темпа роста;
-«Дойные коровы» («Денежные мешки»): высокая доля на рынке, но низкий темп роста объёма продаж. «Дойных коров» необходимо беречь и максимально контролировать. Их привлекательность объясняется тем, что они не требуют дополнительных инвестиций и сами при этом обеспечивают хороший денежный доход. Средства от продаж можно направлять на развитие «Трудных детей» и на поддержку «Звезд»;
-«Собаки» («Хромые утки», «Мертвый груз»): темп роста низкий, доля рынка низкая, продукт как правило низкого уровня рентабельности и требует большого внимания со стороны управляющего. От «Собак» нужно избавляться;
- «Трудные дети» («Дикие кошки», «Темные лошадки», «Знаки вопроса»): низкая доля рынка, но высокие темпы роста. «Трудных детей» необходимо изучать. В перспективе они могут стать как звездами, так и собаками. Если существует возможность перевода в звезды, то нужно инвестировать, иначе - избавляться.
Этапы жизненного цикла товара:
Этап выведения товара на рынок – это период медленного роста продаж по мере выхода товара на рынок. Медленный рост продаж объясняется следующими причинами:
– задержками, вызванными освоением производственных мощностей;
– техническими проблемами;
– задержками с доведением товара до потребителей, особенно при розничной торговле;
– нежеланием покупателей отказаться от привычных товаров-аналогов.
На данном этапе предприятие либо несет убытки, либо получает небольшую прибыль из-за незначительных продаж и больших расходов на распределение товара и стимулирование сбыта. Цены при этом обычно повышенные.
Этап роста объема продаж - начинается после признания товара покупателями и при быстром увеличении спроса на него. На этом этапе наблюдается рост прибыли, поскольку издержки на стимулирование сбыта приходятся на больший объем продажи при одновременном снижении себестоимости продукции.
Для удлинения этого этапа фирма предпринимает следующие действия:
– повышает качество новинки, улучшает свойства товара, выпускает ее новые модели;
– проникает в новые сегменты рынка;
– своевременно снижает цены;
– направляет рекламу с рекламы свойств товара на рекламу о необходимости его приобретения;
– использует новые каналы распределения.
Этап зрелости наступает в период замедления темпов сбыта товара при насыщении рынка (когда дальнейшая потребность в товаре обеспечивается за счет замещения). У производителей скапливаются запасы непроданных товаров, обостряется конкуренция, снижаются цены, при этом растут затраты на рекламу, увеличивается число льготных сделок и, как следствие, снижается прибыль, а слабые конкуренты выбывают из борьбы. В таких условиях изыскиваются способы модификации рынка, товара и комплекса маркетинга.
Развитие ассортимента осуществляется на основе его модификации (модернизации), расширения (сужения), а также углубления и прореживания отдельных продуктовых линий. Типичные решения по развитию ассортимента могут быть направлены на устранение ассортиментных «дыр» или наоборот на «прореживание» слишком широкого ассортимента, модернизацию товарных линий (адаптацию к новым техническим, экологическим, эстетическим и другим требованиям целевой группы).
Модификация рынка предполагает увеличение потребления товара путем изыскания новых сегментов рынка, способов стимулирования роста интенсивности потребления товара клиентами, перепозиционирования товара для повышения его привлекательности.
Модификация товара направлена на повышение его качества, увеличение полезных свойств и улучшение внешнего оформления. Повышение качества товара заключается в повышении долговечности, безотказности работы, ремонтопригодности или же увеличении, улучшении скорости, вкуса и т. д. Этот подход эффективен в тех случаях, когда изделие можно усовершенствовать (покупатели хотят верить и верят утверждениям об улучшении качества). Стратегия увеличения полезных свойств товара направлена на поиски средств, делающих товар более универсальным, более безопасным, более удобным. Улучшение внешнего оформления - еще один способ привлечения покупателя к товару.
Развитие товарного ассортимента является важнейшей задачей предприятия. При совершенствовании своей товарной политики предприятие должно учитывать показатели развития товарного ассортимента
Решения по развитию товарного ассортимента принимаются с учетом:
· производственных и финансовых возможностей предприятия, его системы сбыта, квалификации персонала;
· потребностей рынка, ожиданий потребителей и мотивации их поведения на рынке;
· возможности создания перспективной продуктовой линии, соответствующей требованиям рынка.
Стратегические управленческие решения по развитию продуктовых линий могут иметь различное содержание и направлены на:
· расширение продуктовых линий с целью максимального удовлетворения потребностей рынка. На практике используется удлинение по ассортименту и цене;
· прореживание продуктовой линии – снятие с производства тех товаров, которые не пользуются спросом;
· модернизация продуктовой линии – адаптация к новым требованиям рынка.
Расширение ассортимента может быть основано:
- на происхождении товара, когда сложившийся ассортимент дополняется новыми видами товаров, технически связанными с ним;
- на спросе покупателей, когда в ассортимент вводят новые товары с учетом потребностей покупателей.