Концепции двухуровневой системы управления в современных условиях и функции оптовой торговли на потребительском рынке товаров и услуг




 

Оптовая торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в т.ч. для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным использованием. В ней действуют 72% предприятий и организаций всей отрасли. Конкуренция сформировала тенденцию снижения их числа на 3% в год. Численность работников оптовой торговли – 2,8 млн. чел. (6,6 на одно предприятие). Рентабельность продаж – 10-14%, рентабельность активов – 5-9% в год.

Роль оптовой торговли предусматривает её активное участие в обеспечении устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия оптовой торговли контролируют полноту ассорти­мента в обслуживаемой зоне, добиваясь постоянного наличия в продаже товаров, имеющихся на складах, участвуют совместно с поставщиками в рекламных мероприятиях, органи­зуют перепродажу излишне закупленных товаров в другие районы, где на них имеется спрос.

Цели развития оптовой торговли: 1) создание развитой структуры каналов товародвижения; 2) формирование источников финансового обеспечения процессов товародвижения.

Задачи оптовой торговли: поиск поставщиков товаров для потребителей (розничных и оптовых покупателей); закупка товаров у производителей, их доставка и хранение до поступления запроса на них; формирование торгового ассортимента в соответствии с требованием потребителей; обеспечение предприятиям – производителям сбыта их товаров; проведение маркетинговых исследований для производителей и розничной торговли; информационное обслуживание участников каналов сбыта.

Функции оптовой торговли на макроуровне: 1) интеграция (обеспечение взаимосвязи между партнерами по поставкам, нахождение каналов реализации); 2) оценка (определение уровня общественно необходимых затрат труда через цену товара); 3) организация и регулирование (обеспечение рационального построения и согласованного функционирования экономических систем – отраслей, регионов, районов).

На уровне предприятия функции: преобразование производственного ассортимента в торговый; формировании запасов товаров; сглаживание (выравнивании) цен на рынке; хранении товаров; фасовке, упаковке товаров; доработка товаров до требуемого потребителям качества; кредитование покупателей; оказание организационной и управленческой помощи розничной торговле; маркетинговые исследования рынка и организации рекламных кампаний.

Макроэкономические функции оптовой торговли (необходимость деятельности оптовой торговли) трансформируются на микроуровне в разнообразные функции оптовых торговых предприятий:

- экономическая интеграция территории и преодоление пространственного разрыва;

- преодоление пространственного и временного разрыва в процессах товародвижения;

- преобразование товаров из промышленного ассортимента в торговый (производители изготавливают в большом количестве, но небольшой ассортимент товаров, а магазину нужен широкий ассортимент, но в малом количестве);

- в силу географических, климатических, демографических причин производство (промышленный капитал) сосредоточено только в определенных районах страны, а потребности в продукции существуют везде;

- оптовая торговля осуществляет хранение товаров, производство и спрос на которые имеют сезонный товар; потребность завозить и хранить предметы в труднодоступные районы страны.

Экономическая целесообразность деятельности оптовой торговли проявляется в развитии рыночных отношений способствует возникновению новых элементов в деятельности оптовых предприятий (услуги по управлению, консультации по использованию товаров, гарантийное обслуживание). Оптовые предприятия обеспечивают значительную экономию издержек обращения, так как розничные предприятия освобождаются от закупок товаров у множества производителей; снижаются материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставкой. Хранение товаров здесь обходится значительно дешевле, чем их размещение в розничной сети. Особенно большое значение имеет хранение оптовыми предприятиями товаров, производство и спрос на которые носят сезонный характер.

Концепция – определенный способ интерпретации, трактовка какого-либо явления, процесса для объяснения либо обоснования действий по реализации конструктивного замысла.

Для стран с развитой рыночной экономикой характерна двухуровневая (двухконтурная) концепция построения оптовой торговли.

Первый уровень (общенациональный) включает в себя федеральные (общенациональные) организации и предприятия оптовой торговли и разделяется на три типа: 1) самостоятельные оптовые организации; 2) предприятия крупных розничных структур; 3)оптовые предприятия перерабатывающей промышленности.

Цель первого уровня – сформировать необходимую структуру каналов сбыта крупных отечественных поставщиков, а также создать для российских производителей благоприятные условия выхода на зарубежные рынка либо выхода зарубежных поставщиков на российский рынок. Задачи первого уровня оптовой торговли: 1) защита и поддержка отечественных товаропроизводителей; 2) обеспечение гарантии и стабильности потребительского рынка страны.

Второй уровень (региональный) включает оптовые региональные организации и разделяется на два типа: зависимые и независимые поставщики. Зависимые оптовые организации делятся на сбытовые промышленные организации и структурные подразделения розничных организаций и объединений. Независимые организации – оптовики составляют 55-65%. Это специализированные и универсальные оптовые предприятия, посредники (предприятия-агенты, брокеры, 15-20%), организаторы (оптовые ярмарки, ярмарки-выставки, товарные биржи, аукционы, 25%), организаторы рынка (оптовые продовольственные рынки, склады гарантированного хранения, склады-отели, транспортные предприятия). Цель второго уровня – создать основу национальной оптовой системы. Задачи второго уровня: 1) обеспечение товарами региональных товарных рынков; 2) свободное формирование хозяйственных связей региональных оптовых структур.

Оптовые структуры федерального уровня гарантируют стратегическую стабильность потребительского рынка страны в целом. Основной национальной оптовой торговой системой, ее внутренний контур составляют оптовые структуры регионального уровня. Группы оптовых предприятий регионального уровня формируют автономные независимые оптовые структуры: закупают товары у оптовых структур федерального масштаба, непосредственно у товаропроизводителей как в регионе размещения, так и на остальной территории России. Они доводят их до предприятий в зоне своей деятельности. Зависимая оптовая структура специализируется на продаже продукции своего головного предприятия, а розничной торговля – на единовременных товаровладельцев как в регионе размещения розничного предприятия, так и за его пределами для его нужд.

Видовое разнообразие опт структур определяется мотивацией производителя при выборе им того или иного канала товародвижения. Опыт стран с активной рыночной ориентацией показывает, что структура оптовой торговли развивается на основе выделения в ее составе: - специализирующихся на оптовой торговле организаций, осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену; - посреднических оптовых структур (без перехода к ним прав собственности на товар –брокеры, агенты, комиссионеры); - организаторов оптового оборота, не работающих с товаром, но оказывающих услуги по организации оптового оборота товаров (ярмарки, выставки, товарные биржи, аукционы, опт рынки).

Контейнерные и пакетные перевозки – один из основных способов увеличения производительности, а также уменьшения стоимости перевозок грузов.

Контейнерные перевозки. По своему предназначению контейнеры бывают таких видов как: универсальные и специализированные. Специализированные контейнеры используют для транспортировки специализированных грузов, обладающих некоторыми специфическими свойствами. Выделяют контейнеры с открывающейся крышей, без крыши, с раскрывающимися стенками или дном, с естественной вентиляцией, с принудительной вентиляцией, изотермические, цистерны и т.д. Данное оборудование производят как из дерева, стали, прорезиненной ткани, алюминиевых сплавов, так и из армированной пластмассы, и с использованием других материалов (с фанерной обшивкой, покрытой пластмассой или стеклопластиками и др.)

Разнообразная конструкция контейнеров позволяет разделить их на цельные, разборные, а также эластичные. Каждый из представленных видов имеет свои преимущества. Так важным преимуществом цельных контейнеров является их прочность и жесткость, именно поэтому они обладают наилучшими качествами для обеспечения сохранности грузов в процессе квартирного переезда, а также имеют сравнительную небольшую собственную массу.

Контейнерные перевозки (или контейнеризация) — это система модульной погрузки и перевозки грузов используя стандартные модульные контейнеры, предписанные ISO. Контейнеры бывают 3, 5 тонные и 20 и 40 футовые. Контейнеры обладают стандартными размерами и легко перевозятся любыми видами транспорта, что делает их незаменимыми при интермодальных перевозках. Контейнерные перевозки бывают трех видов:

· морские контейнерные перевозки (морские перевозки);

· наземные (железнодорожные и автомобильные) контейнерные перевозки;

· воздушные контейнерные перевозки.

Контейнерные перевозки обеспечивают сохранность груза: контейнер пломбируется в присутствии клиента, и в присутствии его или его представителя распечатывается в конечном пункте. Несмотря на это, контейнерные перевозки грузов сопряжены с риском. Страхование грузов поможет избежать убытков от любых непредвиденных ситуаций в пути следования груза. За последнее время получили развитие также и перевозки грузов в специальных автомобильных контейнерах и, наконец, пакетные перевозки, представляющие собой разновидность контейнерных перевозок с заменой контейнера более облегчённым видом транспорта – поддоном.

Пакетный способ перевозок грузов представляет собой укрупнение наборов (партий) штучных или длинномерных грузов. До транспортировки штучные грузы пакетируют путем их скрепления (увязки) либо укладкой на поддоны. Погрузка, перегрузка и выгрузка поддонов (пакетов; европоддон 800*1200*145 мм, максимальная грузоподъемность 2 000 кг; паллет – FIN 1200*1000*145 мм; грузоподъемность 2 500 кг) производится механизированным способом. Для осуществления полной комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ пакеты грузов доставляют с места производства до пункта назначения без переформирования. Формирование пакетов на поддонах рационально производить непосредственно на линиях непрерывного производства изделий, материалов и продуктов. Плоские поддоны представляют собой площадки без надстроек, они наиболее дешевы и просты в изготовлении. При необходимости грузы на них закрепляют металлическими лентами, увязочными материалами (веревками, лентами) и другими средствами.

Синхронизация поставок – одновременность поступления к потребителю сырья, материалов, комплектующих изделий от поставщиков на протяжении заданного временного интервала, требующихся для выполнения графика производства. Синхронизация служит инструментом цепочек поставок посредством согласованности движения материальных потоков по времени, в которых синхронизированы сроки поставки с заранее спланированным графиком.

Цепочка поставок – система взаимосвязанных бизнес-единиц, охватывающих весь процесс преобразования исходного сырья в готовую продукцию, и доставка этой продукции до потребителя. Она состоит из звеньев, которые могут принадлежать одной организации либо различным участникам этого процесса. Применение коротких циклов планирования – особенность синхронизации.

Синхронизация управления обеспечивает: клиентский сервис (поставка точно в срок, до дверей); эффективное использование основных фондов и сокращение запасов и незавершенного производства; сокращение издержек во всей цепочке; прозрачность по всем звеньям цепочки, что обеспечивает переход от пассивного управления к активному.

Поставка свежей продукции является «выталкивающим фактором» и вынуждает организацию в кратчайшие сроки переработать поступившее сырье. Спрос служит «вытягивающим фактором» - ежедневно поступаю множество заказов (с торговых точек или дистрибуторских площадок) и организация должна их выполнить время.

Для этого необходимы управляющие системы класса ASP (Advanced Planning and Schedulling, оптимизированное синхронное планирование). Например, может быть использован программный пакет OMP Supply Chain Suite бельгийской компании OM Partners или система Ortems оптимизированного производственного планирования и составления расписаний, которая обеспечивает исполнение 99 % заказов в срок, ускорение процессов принятия решений на 40 %, сокращение времени производственного цикла на 75 %, повышение производительности на 20 %.

Развитие торговые организации используют различные специализированные информационные решения (1 С, SAP 2.0, MS Axapta. Navision. CRM (Customer Relationships Management), Галактика) для управления отношениями с заказчиками, отслеживания истории развития взаимоотношений, координирования многосторонних связей, централизованного управления продажами и клиентоориентированного маркетинга.

Формирование единой модульной системы – как перспективного направления развития товародвижения: в общем смысле система товародвижения представляет собой совокупность функций обработки заказов, погрузки-разгрузки, создания запасов, хранения и транспортировки.

Цель системы – обеспечить своевременную отгрузку товаров и надежность поставки, т. е. поставку товаров на регулярной основе, нужной форме, требуемого качества и количества. Особое внимание к системе товародвижения требуется от оптовиков, поскольку они находятся в середине канала распределения и должны управлять непрерывным потоком товаров от производителей и сортировать их для поставки в розничную сеть.

Управление цепями поставок – процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции от появления заявки до потребления. Цепочка поставок представляет множество звеньев, связанных между собой информационными, денежными и товарными потоками. Этапы управления цепочкой поставок: планирование, закупка, хранение, логистика (управление запасами, транспортировкой, складом), продажа, послепродажное обслуживание, возврат товаров.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: