- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДШИ №1 на реализацию учебного предмета «Хор»;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета «Хор»;
- Обоснование структуры программы учебного предмета «Хор»;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Хор» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Хоровое исполнительство – один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности. В дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Хоровое пение» учебный предмет «Хор» является основным предметом обязательной части.
Учебный предмет «Хор» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.
- Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Хор» для детей, поступивших в ДШИ
№1 в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по 8 классы). Срок освоения учебного предмета «Хор» может быть увеличен на один год при 9-летнем сроке реализации образовательной программы
|
«Хоровое пение».
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДШИ №1 на реализацию учебного предмета «Хор»:
Таблица 1
Срок обучения/класс | 8 лет | 9 класс |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | ||
Количество часов на аудиторные занятия | ||
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу |
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповая (от 11 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Возможно проведение занятий хором следующими группами:
· младший хор: 1-4 классы
· старший хор: 5-8 (9) классы
На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.
Цель и задачи учебного предмета «Хор»
Цель:
· развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей в области хорового исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачи:
· развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
|
· развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
· формирование умений и навыков хорового исполнительства;
· обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
· приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
· формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
- Обоснование структуры учебного предмета «Хор»
Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
· распределение учебного материала по годам обучения;
· описание дидактических единиц учебного предмета;
· требования к уровню подготовки обучающихся;
· формы и методы контроля, система оценок;
· методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
- Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
· словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
· наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
· практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
|
· прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
· применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Для реализации программы учебного предмета «Хор» созданы материально- технические условия, которые включают в себя:
· концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием,
· учебная аудитория для занятий по учебному предмету «Хор» со специальным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени,
предусмотренного на освоение учебного предмета «Хор», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Распределение по годам обучения | |||||||||
Класс | |||||||||
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | |||||||||
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | |||||||||
Общее количество часов на аудиторные занятия | |||||||||
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю | |||||||||
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам | |||||||||
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия | |||||||||
Максимальное количество часов | |||||||||
занятий в неделю | |||||||||
Общее максимальное количество часов по годам | |||||||||
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | |||||||||
С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности ДШИ и др.
- Требования по годам (этапам) обучения
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
За учебный год в хоровом классе хорового отделения должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младшая и средняя группы – 10- 12; старшая группа – 12-14.