I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Вокальный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.
За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного исполнительства.
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для ансамблевого исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.
Программа по вокальному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, народной песней, русской музыкой 19,20 и 21 века.
|
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 5 по 8 класс). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).
Таблица 1.
Срок обучения | (5-8 классы) |
Количество часов на аудиторные занятия | |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 115,5 |
Максимальная учебная нагрузка | 346,5 |
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2-х до10 учеников), рекомендуемая продолжительность урока 1 академический час (40 минут)
По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим
образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
Цели и задачи учебного предмета. Цель:
• развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.
Задачи:
• решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного пения, оценивать работу друг друга);
|
• стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при пении в ансамбле;
• формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого пения;
• развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при пении в ансамбле), артистизма и музыкальности;
• обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого исполнительства;
• расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки;
• формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса сольного пения.
Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
|
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала вокальных партий);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с вокальным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях вокального ансамбля.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Ансамбль» должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие фортепиано.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
I. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2.
Распределение по годам обучения | ||||
Класс | ||||
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | ||||
Количество часов на аудиторныезанятия в неделю | ||||
Общее количество часов на аудиторные занятия | ||||
Количество часов на внеаудиторныезанятия в неделю | 0,5 | |||
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам | 16,5 | |||
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия | 115,5 | |||
Максимальноеколичество часов занятий в неделю | ||||
Общее максимальное количество часов по годам | ||||
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | 346,5 |
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Требования по годам обучения
В ансамблевом пении так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные вокально - технические навыки, владения певческим дыханием, навыки ансамблевого пения, позволяющие демонстрировать в ансамблевом исполнительстве единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
• знание ансамблевого репертуара;
• знание основных направлений вокально-ансамблевой музыки различных эпох;
• навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием
и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Содержание Структура программы «Элементарная теория музыки»
I. Структура программы………………………………………………………………....3
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе………………………………………………………………3
2. Срок реализации учебного предмета………………………………………………3
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета……………………..3
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий………………………………...3
5. Цель и задачи учебного предмета………………………………………………….4
6. Обоснование структуры программы учебного предмета………………………...5
7. Современные технологии и методы обучения…………………………………….5
8. Описание материально-технических условий реализаций
учебного предмета…………………………………………………………………..6
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательных программам в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в вариативную часть предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки», тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.