Учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Средства обучения:
фортепиано, интерактивная доска, музыкальный центр, DVD проигрыватель, компьютер.
Наглядные пособия:
таблицы, схемы, иллюстрации, клавиатура
Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой аттестации, результатов освоения обучающимися образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Фонды оценочных средств
Оценка качества освоения ДПОП включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию выпускников.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется по двум основным направлениям:
Ø оценка уровня освоения дисциплин;
Ø оценка компетенций обучающихся.
Ø В качестве средств текущего контроля успеваемости используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты.
В качестве средств промежуточного контроля используются зачёты и экзамены, которые также проходят в форме академических концертов, исполнения концертных программ и пр. Они проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. При подготовке к экзаменам проводятся консультации согласно учебного плана.
Критерии выставления оценок: Оценка 5 (отлично)
- артистичное поведение на сцене;
- увлечённость исполнением;
|
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- корректировка игры при необходимой ситуации;
- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
- убедительное понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
Оценка 4 (хорошо)
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
Оценка 3 (удовлетворительно)
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
- однообразие и монотонность звучания.
Оценка 2 (неудовлетворительно)
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
|
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро-ритмическая неустойчивость.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ДПОП «Хоровое пение» (итоговая и промежуточная аттестация) созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы установлены школой на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 09.02.2012 г № 86 «Об утверждении положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств».
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать:
· 2 разнохарактерных произведения различных стилей: народной песни, романса, современной эстрадной песни с использованием приобретённых вокально- хоровых навыков навыков.
- практический опыт владения достаточным набором художественно- выразительных средств игры на фортепиано (владение различными техническими приемами игры на инструменте, штрихами, разнообразной звуковой палитрой и другими средствами исполнительской выразительности, сценическим артистизмом;умение осуществлять на хорошем художественном и техническом уровне музыкально-исполнительскую деятельность;
|
- знания в области музыкально теоретических дисциплин.
Итоговая аттестация включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности выпускника в области вокально- хорового исполнительства, игры на музыкальном инструменте и музыкально- теоретической области.
При итоговой аттестации выпускников проводятся следующие испытания творческой направленности:
- исполнение сольной программы,
- сольфеджио (письменно),
- сольфеджио (устно).
Примерный уровень требований итоговых выпускных экзаменов: по виду инструмента «Фортепиано»
Объект оценивания: исполнение сольной программы
Предмет оценивания | Методы оценивания |
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; - навыки слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения; - навыки по использованию музыкально-исполнительских | Методом оценивания является выставление оценки за исполнение сольной программы. Оценивание проводит утвержденная распорядительным документом организации экзаменационная комиссия на основании разработанных требований к выпускной программе. Примерные требования к выпускной программе: - полифония, - крупная форма (классическая или романтическая), - два этюда или один этюд, - любая пьеса. |
средств выразительности, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов; |
- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха. |
Исполнение сольной программы
Выпускник должен исполнить:
• полифоническое произведение;
• два инструктивных этюда на разные виды техники;
• классическое сонатное allegro или классические вариации;
• пьесу.
Примерная программа:
Вариант 1
Бах И.С. Трехголосная инвенция соль минор Черни К. Соч.740 Этюд №11
Моцарт В. Соната №13 Си-бемоль мажор, 1-я часть (К.333) Прокофьев С. Мимолетности №№ 1, 10
Вариант 2
Бах И.С. ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга до минор Черни К. Соч.740 Этюды №№ 12, 18
Бетховен Л. Соната № 5, 1-я часть Шопен Ф. Ноктюрн ми минор Вариант 3
Бах И.С. ХТК 2-й том: Прелюдия и фуга фа минор Мошковский М. Соч.72 Этюд №1
Клементи М. Этюд №13
Гайдн Й. Соната №59 Ми-бемоль мажор, 1-я часть (Hov.XVI.49) Рахманинов С. Соч.32 Прелюдия соль-диез минор
Вариант 4
Бах И.С. ХТК 2-й том: Прелюдия и фуга Соль мажор Черни К. Соч.740 Этюд №50
Шопен Ф. Соч.10 Этюд №5 Бетховен Л. Соната №7, 1-я часть
Чайковский П. «Размышление» Вариант 5
Бах И.С. ХТК 2-й том: Прелюдия и фуга До мажор Черни К. Соч.740 Этюд №14
Мошковский М. «Искорки»
Григ Э. Концерт ля минор, 1-я часть Шостакович Д. Три прелюдии соч. 34 (на выбор)
Сольфеджио
Объект оценивания:
1. Одноголосный музыкальный диктант.
2. Устный ответ.
Предмет оценивания | Методы оценивания |
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе: - первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии; - умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки; | Методом оценивания является выставление оценки за написание одноголосного музыкального диктанта и за устный ответ. Оценивание проводит утвержденная распорядительным документом организации экзаменационная комиссия на основании разработанных требований к выпускному экзамену по сольфеджио. Примерные требования к выпускному экзамену по сольфеджио: Письменно Записать самостоятельно одноголосный музыкальный диктант. Уровень сложности диктанта может быть различным в различных группах. Устно Индивидуальный опрос должен охватывать ряд обязательных тем и форм работы, при этом уровень трудности музыкального материала |
- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; - умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения; - навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.). | может быть также различным. Примерный перечень заданий: Спеть с листа мелодию с дирижированием. Спеть один из голосов выученного двухголосного примера (в дуэте или с проигрыванием второго голоса на фортепиано). Спеть по нотам романс или песню с собственным аккомпанементом на фортепиано. Спеть различные виды пройденных мажорных и минорных гамм. Спеть или прочитать хроматическую гамму. Спеть от звука вверх и/или вниз пройденные интервалы. Спеть в тональности тритоны и хроматические интервалы с разрешением. Определить на слух несколько интервалов вне тональности. Спеть от звука вверх и/или вниз пройденные аккорды. Спеть в тональности пройденные аккорды. Определить на слух аккорды вне тональности. Определить на слух последовательности из 6-10 интервалов и/или аккордов. Пример устного опроса: - спеть с листа одноголосный пример (А.Рубец. Одноголосное сольфеджио: №66), - спеть один из голосов двухголосного примера в дуэте или с проигрыванием второго голоса на |
фортепиано (Б.Калмыков, Г.Фридкин. Сольфеджио, часть 2. Двухголосие: №226),
- спеть с собственным аккомпанементом по нотам романс М.Глинки «Признание»,
- спеть гармонический вид гаммы Ре-бемоль мажор вниз, мелодический вид гаммы соль-диез минор вверх,
- спеть или прочитать хроматическую гамму Си мажор вверх, до-диез минор вниз,
- спеть от звука «ми» вверх все большие интервалы, от звука «си» вниз все малые интервалы,
- спеть тритоны с разрешением в тональностях фа минор, Ми-бемоль мажор, характерные интервалы в тональностях фа-диез минор, Си- бемоль мажор,
- определить на слух несколько интервалов вне тональности,
- спеть от звука «ре» мажорный и минорный секстаккорды, разрешить их как обращения главных трезвучий,
- спеть в тональности си минор вводный септаккорд с разрешением,
- разрешить малый септаккорд с уменьшенной квинтой, данный от звука «ми», во все возможные тональности,
- определить на слух последовательность из интервалов или аккордов.
Программа творческой, методической и культурно- просветительной деятельности школы.
Преподаватели хорового отделения регулярно осуществляют творческую, культурно- просветительскую и методическую работу.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся и их родителей (законных представителей) создана комфортная развивающая среда, обеспечивающая возможность:
1. выявления и развития одаренных детей в исполнительской области;
2. организации художественной деятельности путем проводимых творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, концертов);
3. организации посещений обучающимися филармонии, театров, музеев и др.).
Целями творческой и культурно-просветительской деятельности
являются:
ü развитие творческих способностей обучающихся, приобщение их к лучшим мировым образцам отечественного и зарубежного искусства;
ü пропаганда ценностей мировой культуры среди различных слоев населения, приобщение их к духовным ценностям.
Задачи:
ü обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения;
ü организация содержательного досуга;
ü социальное партнерство с учреждениями образования и культуры города;
ü поддержка высокого уровня исполнительского мастерства детских и педагогического коллективов.
Основные направления творческой и культурно-просветительской деятельности:
ü участие в конкурсах исполнительского мастерства школьного, зонального, областного, всероссийского и международного уровня;
ü участие в тематических школьных мероприятиях, концертах отделения, отчетных концертах школы;
ü посещение концертных и театрализованных мероприятий города. Методическая работа преподавателей образовательной области «Хоровое пение» организована как целостная система.
Цель методической и инновационной работы является
повышение профессиональной компетентности педагогического мастерства преподавателей.
Задачи:
ü совершенствование структуры и содержания учебных дисциплин образовательной области «Хоровое пение»:
ü совершенствование методики преподавания учебных занятий;
ü повышение педагогической квалификации преподавателей;
ü повышение педагогического мастерства, распространение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта.
Учебно-методическая работа направлена на методическое сопровождение деятельности преподавателей по созданию условий эффективной педагогической деятельности, качественное обеспечение образовательного процесса и успешную его реализацию.
Вся методическая работа ведется по планам, регулярно проводятся заседания секции. На заседаниях секции решаются организационные и методические вопросы (планирование методической и инновационной работы, основные формы совершенствования педагогического мастерства, развитие творческого потенциала преподавателей, мониторинг учебной и методической деятельности и др.).
Оценка художественно-творческой деятельности преподавателей осуществляется методическим Советом школы.