Характеристика метода наблюдения.




Одним из основных методов в психологии является метод наблюдения. Наблюдением «называется преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешних признаков, отражающих психическую жизнь человека, которая не тождественна таким внешним проявлениям, но связана с ними разного рода закономерностями» [59, с. 11]. Наблюдать мы можем прежде всего внешнюю деятельность человека. В отечественной психологии научным считается лишь опосредованное познание психики, познание через деятельность. Непосредственное познание психики посредством метода интроспекции считается субъективным. Каждому человеку психика дана непосредственно и возникает искушение изучать ее, описывая свой субъективный опыт. В этом и заключается метод интроспекции. Например, я начинаю описывать тот субъективный образ внешнего мира, который я сейчас непосредственно воспринимаю, описываю свои чувства, желания. В отличие от интроспекции наблюдение изучает не субъективные переживания, а их реализацию во внешнем поведении и деятельности.

Наблюдение начинается с того, что определяется его цель. Цель – это образ конечного результата. Цель есть только о человека, поскольку только человек может представить то, что отсутствует в поле восприятия. Это связано с тем, что только у человека есть активное воображение. Животные же видят и реагируют только на то, что находится непосредственно перед их органами чувств. Человек также довольно часто осуществляет поведение сходное с животными. Например, в момент когда вы слушаете лекцию ваши руки могут крутить ручку. Это – бесцельное поведение. Ручка как бы притягивает и говорит: покрути меня. Порой у человека возникает нелегкий выбор подчинить свое поведение некоторой цели, некоторому идеальному образу будущего или непосредственно окружающим и навязывающим определенное поведение предметам. Подчинение цели требует волевых усилий. Например, проснувшись рано утром, человек преодолевает «притяжение» кровати и движется к тому, что в тот момент есть только в его воображении (например, на работу). Ни одно животное не способно на такой подвиг. Так же с восприятием. Порой мы воспринимаем не то, что нужно, а то, что лезет нам в глаза. Поставив цель, что воспринимать, мы усилием воли сосредотачиваемся именно на нужных деталях ситуации или поведения человека. Для работников сервиса основной целью наблюдения является выявление причин, лежащих в основе того или иного поведения людей, ив составлении прогноза этого поведения. Прогноз необходим для того, чтобы можно было управлять процессом взаимодействия с этими людьми.

Итак, поставив цель мы изменяем наше восприятие. Что именно изменяется в нашем восприятии после постановки цели? Наше восприятие обладает такими свойствами как целостность, избирательность и структурность. Мы видим не груду беспорядочных элементов внешней среды, а всегда организованное целое. Наше восприятие отбирает необходимые элементы внешней среды и связывает их в целостный образ. Необходимые нам элементы представлены в нашем сознании ясно и четко. Их можно назвать фигурой. Фигура отличается четкостью, определенностью границ, целостностью. Даже если наше зрение не видит реально каких-то частей воспринимаемой фигуры, наше восприятие достраивает эти части до целостного образа. Фигура всегда окружена неопределенным, расплывчатым фоном, который может обладать цветом, яркостью, фоновым звучанием, ритмическим рисунком, шероховатостью, температурой и т.д. [59, с. 12]. С помощью цели наблюдатель управляет своим восприятием, делая фигурой одни предметы и относя в фон другие. Цель необходима для того, чтобы понять, какие именно признаки человека мы сделаем фигурой и будем наблюдать. Такого рода признаки можно назвать единицами наблюдения. После постановки цели, таким образом, выделяются единицы наблюдения. Например, мы можем сделать единицей наблюдения – сколько раз человек почесал за ухом. После этого мы можем посчитать количество этих почесываний в разных ситуациях и сделать необходимые выводы. Без постановки цели и выделения единиц этот акт скорее всего остался бы для нас незамеченным, остался бы рамках фона нашего восприятия.

Что же можно наблюдать в человеке, чтобы определить его психические особенности? Можно наблюдать его одежду, украшения, все то, что формирует его внешний облик. Зачастую по одежде можно определить социальный статус человека, уровень его доходов, его принадлежность к тем или иным формальным или неформальным объединениям. Яркая и броская одежда может говорить о стремлении человека к повышенной активности, или о том, что он хочет привлечь к себе внимание. Например, люди с маниакальным складом характера всегда одеваются ярко и броско. Люди истероидного типа, стремясь выделиться, также носят нестандартную одежду, привлекающую внимание, всевозможные украшения, делают татуировки на теле. Человек, одевающийся строго и аккуратно, без всяких излишеств, может принадлежать к эпилептоидному типу, а человек, совершенно не следящий за своим внешним видом, к шизоидному типу.

При изучении особенностей человека можно наблюдать также его телосложение, строение лица, наличие мышечных зажимов в теле, невербальную коммуникацию. В процессе наблюдения необходимо не только сосредоточить свое внимание на человеке, но и на том, что его окружает. Человеческое поведение можно рассматривать как систему реакций на внешние стимулы. Только наблюдая внешние стимулы, на которые происходит поведенческая реакция, можно более или менее адекватно понять поведение человека. В истории психологии такое наблюдение практиковалось прежде всего в рамках направления под названием бихевиоризм. Основной метод в бихевиоризме получил название метод стимул→реакция (S→R). Бихевиористы изучали связь между стимулом и реакцией на него. Установив наличие подобной связи, мы можем уже предсказывать поведение человека и управлять им. Например, мы изучили, что у конкретного человека при появлении пауков вызывается реакция страха. Теперь если нам нужно вызвать у него подобную реакцию, нам достаточно показать ему паука. Таким образом, изучив связь между стимулами и реакциями человека, мы получаем возможность управлять его поведением.

Наблюдение может быть внешним (наблюдение со стороны) и внутренним (самонаблюдение). Оно может быть свободным в том случае, если оно не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры проведения. В этом случае можно в процессе наблюдения менять его предмет и объект. В стандартизированном наблюдении, наоборот, заранее определено то, что наблюдается. Оно осуществляется по предварительно установленной программе и строго следует ей. Наблюдение также может быть включенным и сторонним. Включенное наблюдение предполагает, что исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым он ведет наблюдение. Стороннее наблюдение, наоборот, исключает личное участие наблюдателя в изучаемом процессе.

Каждый из перечисленных видов наблюдения имеет свои достоинства и недостатки и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение. Оно обычно применяется в том случае, когда наблюдаемые признаки могут быть легко выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение необходимо тогда, когда надежные внешние признаки изучаемого явления отсутствуют. Свободное наблюдение наиболее целесообразно в ситуации, когда нельзя точно определить, что следует наблюдать. Стандартизированное наблюдение, наоборот, применяется тогда, когда у исследователя имеется точный и полный перечень признаков, по которым можно понять изучаемое явление. Включенное наблюдение используется тогда, когда наблюдатель может правильно оценить происходящее, лишь прочувствовав его на самом себе. В том случае если в результате личного участия наблюдателя его понимание происходящего может быть искажено, лучше использовать стороннее наблюдение. Оно позволяет более объективно оценить предмет наблюдения.

Таким образом, наблюдение есть целенаправленное и организованное восприятие изучаемого явления. В процессе взаимодействия с людьми большой объем сведений о них мы можем получить прежде всего, наблюдая их невербальную коммуникацию.

 

 

Вопрос №7

...





Читайте также:
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...
Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.01 с.