Проблемы занятости решаются исходя прежде всего из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека. Особое внимание уделяется трудоустройству категорий населения, не способных на равных конкурировать на рынке труда и нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости. Важным направлением деятельности службы является создание новых рабочих мест (в 1996—2004 гг. — свыше 500 тыс.) с использованием средств государственного фонда содействия занятости. В значительной мере смягчению негативных последствий безработицы и незанятости населения способствует организация оплачиваемых общественных работ, дающих возможность такой категории граждан пополнить доходы, сохранить мотивацию к труду и трудовые навыки, особенно при длительной безработице. Социальная поддержка безработных реализуется путем выплаты им пособия по безработице и материальной помощи на период активного поиска работы. По состоянию на 1 января 2003 г., пособие по безработице получали 59,7 тыс. чел., или 45,7 % состоящих на учете, а на конец 2004 г. — 46,9 % общего числа зарегистрированных безработных, т.е. 38,9 тыс. чел. [17]
В результате осуществленного государством комплекса мер улучшилась общая конъюнктура рынка труда. Если в 2003 г. на одно свободное рабочее место условно приходилось трое безработных, в 2004 г. — более четырех, то в 2005 г. — только 2,4. Резко снизился и уровень безработицы: с 3,1 % на конец 2004 г. до 1,9 % на конец 2005 г. Сократилась и средняя ее продолжительность с 7,2 мес. в 2004 г. до 6,9 мес. в 2005 г. [17]
Проводимые в стране преобразования, ориентированные на обеспечение устойчивого развития экономики и рост уровня жизни населения, требуют создания адекватных организационно-правовых условий для перехода к активной политике на рынке труда.
|
Государственная политика занятости населения должна быть сориентирована главным образом на формирование рациональной структуры занятости; повышение качества трудового потенциала, конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, действенности механизма стимулирования создания новых рабочих мест в прогрессивных отраслях экономики; обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса; усиление регулирующей роли в регламентации предпринимательской деятельности с целью легализации неформальной занятости; создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики. Однако такая переориентация не означает ослабления пассивных методов управления рынком труда (выплата пособий и оказание материальной помощи безработным). В основу используемых пассивных регуляторов должна быть положена система социального страхования от безработицы с учетом трудового стажа граждан.
Приоритетным направлением в работе органов государственной службы занятости было и остаётся решение вопроса молодёжной безработицы. Это нашло отражение прежде всего в совершенствовании законодательной базы. В Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» были внесены изменения, обеспечивающие экономическую заинтересованность нанимателей в трудоустройстве и профессиональном обучении молодёжи.
|
Вопросы обеспечения занятости молодёжи решаются также через бронирование рабочих мест на предприятиях и в организациях, внедряются новые методы экономического стимулирования нанимателей за созданные дополнительные рабочие места для трудоустройства несовершеннолетней молодёжи, в частности сирот, детей военнослужащих, погибших при выполнении служебных обязанностей, несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы.
Серьёзной проблемой является обеспечение временной занятости учащейся и студенческой молодёжи. Здесь важна профориентация, ведь молодым людям ещё только предстоит выйти на рынок труда. Они должны получить информацию о перспективах и возможностях профессионального образования и трудоустройства. С другой стороны, необходимы приобщения их к общественно полезному труду, получение трудовых навыков, адаптация к трудовой деятельности, возможность улучшить материальное благосостояние путём получения заработной платы за свой труд.
В этих целях значительно расширено финансирование мероприятий по организации временного трудоустройства молодёжи из средств государственного фонда содействия занятости.
Практически все меры, предпринимаемые государственной службой занятости, имеют приоритетную направленность на обеспечение занятости молодёжи. Принят ряд нормативно-правовых документов, которые носят целенаправленный характер по решению данной проблемы.
Но проблема занятости молодёжи – это проблема не только службы занятости. Необходим комплексный подход к её решению со стороны всех заинтересованных органов государственного управления. В настоящее время приём в профессиональные учебные заведения не увеличивается, происходит только его перераспределение в разрезе профессий и специальностей. Отсутствует чёткая система профориентации молодёжи. В ряде регионов ликвидированы учебно-производственные комбинаты, которые давали первые навыки трудовой деятельности учащимся старших классов общеобразовательных школ.
|
Тенденции формирования трудовых ресурсов предопределяются, прежде всего, динамикой численности трудоспособного населения. В 2005 г. трудовые ресурсы достигли 6210,2 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2000 г. на 205,6 тыс. человек. Однако если в городах их численность росла, то село постепенно теряло свой трудовой потенциал, что в основном явилось следствием продолжающегося, хотя и в меньших масштабах, миграционного оттока молодежи в городскую местность.
В Республике Беларусь принята Программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, предусматривающая организационное переустройство села, реализацию комплекса мер по решению проблемы сельской занятости, в том числе по созданию новых рабочих мест и стимулированию притока рабочей силы в сельскую местность.
Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь разработана и реализуется Отраслевая программа по выполнению Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы, целью, которой является создание условий и предпосылок для сохранения управляемой ситуации на рынке рабочей силы в сельской местности, минимизация и смягчение социальных последствий для населения в результате проводимых на селе преобразований. Предусмотренные Отраслевой программой меры направлены на эффективное использование трудовых ресурсов на селе, обеспечение социальной защиты безработных сельских жителей, усиление государственной поддержки сельских семей, воспитывающих детей, оказание жителям села государственной адресной социальной помощи.
Основная часть трудовых ресурсов сосредоточена в общественном производстве, хотя в последние годы отмечается тенденция сокращения численности занятых в экономике - с 4441,0 тыс. в 2000 г. до 4349,8 тыс. в 2005 г.
Однако, если в первые годы реформ сокращение занятости явилось следствием общего кризиса экономики, то в последние годы оно в большей мере имеет структурно-организационный характер. Реструктуризация производства сопровождается оптимизацией кадрового потенциала, ростом производительности труда, ликвидацией морально устаревших и неэффективных рабочих мест.
С 1991 г. правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения определял Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь" с последующими изменениями и дополнениями. В июне 2006 г. принят новый Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь".
В соответствии с Законом о занятости с 1992 года в Республике Беларусь ежегодно разрабатываются Государственная и региональные программы занятости населения. Это позволило поддержать стабильную и управляемую ситуации на рынке труда, удержать уровень безработицы в социально-приемлемых пределах, а также обеспечить в полном объеме гражданам социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Проблемы занятости решались, исходя, прежде всего, из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека. В январе-июне 2006 года имела место позитивная динамика тенденций в области занятости населения, а именно: увеличение приема работников, уменьшение масштабов высвобождения рабочей силы, улучшение использования рабочего времени, увеличение спроса на рабочую силу.
Прием работников восполнил их выбытие на 103,1 процента (за январь-июнь 2005 г. - на 98,7 процента), принято работников на 12,2 тыс. больше, чем уволено.
В связи с сокращением уволено 6,7 тыс. работников, что составило 75,3 процента к аналогичному периоду 2005 г. Число работающих в режиме вынужденной неполной занятости сократилось на 23,6 процента и составило 133,9 тыс. человек, при этом численность работавших в режиме неполного рабочего времени сократилось на 29,7 процента, число находившихся в отпусках по инициативе нанимателя - на 15,2 процента.
Улучшилась конъюнктура рынка труда: если год назад на одну заявленную вакансию условно приходилось 1,7 безработных, то на 1.07.2006 г. - 1,3. Вместе с тем, сохраняется профессионально - квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.
Государственная программа занятости населения Республики Беларусь на 2006 год направлена на обеспечение занятости населения, сохранение контролируемой ситуации на рынке труда, удержание уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,5 процента к численности экономически активного населения.
В январе-июне 2006 г. в органы государственной службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 154,5 тыс. человек, из них зарегистрировано в качестве безработных 103,0 тыс. человек. Всего за этот период, включая состоящих на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 237,0 тыс. человек, из них 170,9 тыс. безработных. Трудоустроено с начала года 99,5 тыс. человек, в том числе на постоянную работу 71,3 тыс. безработных.
На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено 13,8 тыс. безработных, что способствовало повышению их конкурентоспособности на рынке рабочей силы. В оплачиваемых общественных работах приняли участие 48,5 тыс. человек, в том числе 35,4 тыс. безработных. На новое место жительства и работы, в сельскую местность переселено, с их согласия, 207 семей безработных с оказанием им финансовой поддержки из средств государственного фонда содействия занятости.
За счет фонда содействия занятости населения создано 1,6 тыс. новых рабочих мест, выданы ссуды и субсидии 1436 безработным для организации предпринимательской деятельности.
По состоянию на 01.07.2006 г. в органах государственной службы занятости находилось на учете 66,5 тыс. безработных (89,4 процента к 2005 г.). Обеспечивается предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных. На 1 июля 2006 г. пособие по безработице получали 36,2 тыс. безработных. Уровень регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения снизился с 1,7 процента на 1.07.2005 г. до 1,5 процента на 1.07.2006 г.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблеме регулирования рынка труда и занятости населения нашей страны уделяется огромное внимание со стороны государства. Разрабатываются и применяются различные программы по снижения числа безработных в Республике Беларусь.