Факторы, определяющие параметры современного рынка труда.
Рынок труда представляет собой особую сферу, где работники осуществляют торговлю своими собственными силами, знаниями и умением. Такой рынок не является стандартным в понимании обывателя. Однако он успешно функционирует, позволяя удовлетворять потребности всех его участников.
На таком рынке так же, как и во всех других, действуют свои законы – закон спроса и предложения, а также формируются так называемые цены. В качестве цены здесь выступает заработная плата того или иного сотрудника, а также оплата, которая может предлагаться потенциальным работодателям. Чем больше запрашивает соискатель уровень возможной заработной платы, тем меньшее количество потенциальных работодателей могут его принять (закон спроса). И чем меньшую заработную плату предлагает работодатель, тем меньшее количество сотрудников готовы приступить к работе (закон предложения). И только в месте пересечения этих двух условных прямых позволяет определить реальный рынок труда.
Современный рынок представляет собой некую диспропорцию, что уже укоренилась, отсутствие мотивации в профессиональной сфере, низкая оплата. Минимальная заработная плата в стране очень маленькая, значительно ниже (до нескольких десятков раз), чем в развитых странах близкого и дальнего зарубежья. Сегодня практически отсутствует стимулирование профессионального развития сотрудников и неработающих специалистов. Можно выделять определенные критерии развития: возрастание безработицы; появление переселенцев и беженцев, которые подлежат трудоустройству; неэффективное использование трудового потенциала сотрудников – из-за уменьшения производства необходимость в использовании имеющегося трудового потенциала сотрудников в полном объеме отпадает; значительно заниженный размер пособия по безработице; увеличение роста теневой занятости населения; сложность вхождения в некоторые сектора: соискатели с высшим образованием не имеют возможности получить доступ к трудоустройству в определенных секторах, например банковский сектор, из-за установления монополизации, высокого уровня заработной платы и требований; реальные отличия между официально зарегистрированным количеством безработных, а также вообще общего количества безработных.
|
Современный рынок труда в любой стране определяет уровень социального положения всего населения. Его главной составляющей является безработица. Она присутствует в каждой стране, однако отличается лишь своим уровнем. Спрос на работников можно регулировать не уровнем стоимости их работы, а непосредственным объемом производств. Поэтому рынок труда непосредственно и очень тесно связан с существующей в стране экономикой, напрямую зависит от нее.
Современный рынок труда в нашей стране имеет следующую структуру:
• Здоровая конкуренция. Современная структура предусматривает наличие, в обязательном варианте, естественной конкуренции между работодателями и соискателями, а также между представителями одной группы.
• Механизм регулирования отношений на рынке труда на государственном уровне.
• Построение системы полной социальной защиты работоспособного населения.
Сущность и перспективы современного рынка труда: методологический аспект.
|
Правительство Республики Беларусь принимает меры по обеспечению занятости населения республики. Это позволит сохранить стабильность в социальной сфере, улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы, будет способствовать снижению напряжённости на рынке труда.
Общая конъюнктура рынка труда 2014 года характеризуется устойчивым превышением спроса на рабочую силу над предложением. Количество свободных рабочих мест, заявленных нанимателями в комитет по труду, занятости и социальной защите Минского горисполкома, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполкомов (далее – органы по труду, занятости и социальной защите), на 1 декабря 2013 г. составило 65 тыс. вакансий. На 1 декабря 2012 г. было 67,5 тыс. вакансий [2].
Анализируя потребность в рабочей силе, следует отметить, что организации нуждаются в рабочих профессиях и неквалифицированной рабочей силе, соответственно на 80 и 11 процентов [2].
Спрос на работников в основном формировался в таких видах экономической деятельности:
– обрабатывающая промышленность (заявлено 16,5 тыс. вакансий, или 24,6 процента от общего их числа),
– строительство (11,4 тыс. вакансий, или 17 процентов),
– сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (7,2 тыс. вакансий, или 10,8 процента),
– торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (6,5 тыс. вакансий, или 9,7 процента),
– транспорт и связь (5 тыс. вакансий, или 7,4 процента),
– операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (4,9 тыс. вакансий, или 7,3 процента),
|
– здравоохранение и предоставление социальных услуг (4,8 тыс. вакансий, или 7,1 процента) [3].
С января по ноябрь 2013 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 242,9 тыс. человек (88,5 процента к аналогичному периоду 2012 года). Из них зарегистрировано в качестве безработных 147,3 тыс. человек, т. е. 87,6 процента. В трудоустройстве нуждалось 284 тыс. человек (88,6 процента), включая граждан, состоявших на учёте в органах по труду, занятости и социальной защите на начало года. Из них 172,2 тыс. безработных (87,7 процента).
Напряжённость на рынке труда республики (численность безработных на одну вакансию) снизилась с 0,4 на 1 декабря 2012 г. до 0,3 на 1 декабря 2013 г., в сельской местности – с 0,6 до 0,5. Это указывает на некоторую стабильность.
Уровень регистрируемой безработицы составил 0,5 процента от численности экономически активного населения при прогнозе на конец 2013 года – до 1,5 процента.
Позитивная динамика спроса на рабочую силу способствовала снижению средней продолжительности безработицы до 3,4 месяца (за аналогичный период 2012 года – 3,7 месяца). Период трудоустройства безработных составил 1,4 месяца.
Реализация мероприятий государственной и региональных программ положительно отразилась на рынке труда малых и средних городских поселений и районов с устойчиво высоким уровнем безработицы.
Из 117 районов и 12 городов областного подчинения только в 2 районах уровень безработицы превысил 1 процент и составил 1,1 процента.
Вместе с тем на рынке труда наблюдается ряд негативных явлений.
Это, прежде всего, сокращение предложения рабочей силы, развитие региональных и профессионально-квалификационных диспропорций спроса и предложения на рынке труда на фоне невысокого уровня трудовой мобильности.
Снижение численности лиц, занятых в экономике, в определённой мере обусловлено демографической тенденцией – уменьшением численности населения в трудоспособном возрасте. В ближайшие годы численность трудовых ресурсов будет уменьшаться, данная тенденция продолжит оказывать существенное влияние на формирование трудового потенциала республики.
В то же время сокращение уровня занятости сопровождается дефицитом кадров, на что существенное влияние оказывает несбалансированность рынка труда и образовательных услуг. Сохраняется несоответствие между спросом и предложением рабочей силы по профессиональному, квалификационному составу, территориальному размещению свободных рабочих мест и безработных.
Остаются актуальными проблемы трудоустройства отдельных категорий молодёжи, не имеющей профессионального образования, инвалидов, граждан, освобождённых из исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, а также граждан, имеющих длительный перерыв в работе, нуждающихся в социальной поддержке (далее – целевые группы).
На рынке труда Республики Беларусь сложились определённые региональные различия, которые в большей степени проявляются не в областном разрезе, а внутри областей. Несмотря на снижение безработицы в регионах, в ряде районов и малых городов остаются более напряжённые рынки труда. Одним из факторов, препятствующих их эффективному развитию, является неравномерное территориальное распределение трудовых ресурсов и низкая трудовая мобильность рабочей силы.
Согласно прогнозам социально-экономического развития республики в 2013–2015 годах в условиях структурных преобразований экономики неизбежно высвобождение рабочей силы, что потребует обеспечения её перетекания в иные виды экономической деятельности, в том числе в высокоэффективный высокопроизводительный сектор экономики. В связи с этим прогнозируется усиление мобильности рабочей силы и выход на рынок труда дополнительной численности граждан, осуществляющих поиск работы [1].
Кроме того, существенное влияние на рынок труда оказывает отток квалифицированных кадров за пределы республики, в особенности в условиях свободного передвижения через границы в рамках Единого экономического пространства.
На фоне выбытия высококвалифицированных специалистов и рабочих в связи с выходом на пенсию наблюдается снижение престижа, непопулярность рабочих профессий среди молодёжи.
В современных условиях инновационного развития экономики уровень подготовки молодых специалистов не всегда соответствует требованиям нанимателя, производства, что является следствием отсутствия тесного взаимодействия нанимателей и учреждений образования при осуществлении процесса обучения и оценки его качества.
Рынок труда будет пополняться за счёт лиц, уволенных по причинам текучести кадров, лиц, высвобождаемых в результате модернизации производства и оптимизации численности работников, выпускников учреждений образования, лиц, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, а также лиц, ранее занятых в домашнем хозяйстве и длительно неработающих.
Согласно прогнозным расчётам в 2014 году в органах по труду, занятости и социальной защите будет зарегистрировано около 200 тыс. безработных [1].
Общее количество безработных, нуждающихся в трудоустройстве, в 2014 году составит около 225 тыс. человек.
Меры по содействию занятости населения будут направлены на обеспечение удержания уровня безработицы в социально допустимых пределах, не превышающих 1,5 процента.