Поведение победителя и неудачника




Победитель Неудачник
Чем больше победитель работает, тем больше времени у него остается Победитель "вгрызается" в проблему Победитель берет обязательства Победитель знает, где нужно бороться, а где отступить Победитель чувствует себя достаточно сильным, чтобы быть благожелательным с другими людьми Победитель умеет слушать других Победитель с уважением относится к лю­дям, которые способнее его, и пытается у них учиться Победитель убеждает и объясняет Победитель чувствует ответственность не только за свою часть работы, но и за всю задачу в целом Победитель сам себе задает темп работы Победитель использует время на то, чтобы стать лучше Победитель не боится сделать ошибку, пы­таясь достичь результата Победитель концентрирует свое внимание на возможностях Победитель ищет решение Неудачнику никогда не хватает времени сделать необходимое Неудачник старается обойти проблему, но постоянно на нее наталкивается Неудачник раздает обещания Неудачник отступает там, где нужно бороться, и стоит на своем, когда в этом нет смысла Неудачник редко относится к другим людям благоже­лательно. Он либо чувствует свою слабость, либо ведет себя как маленький тиран Неудачник не слушает, он ждет, когда настанет его очередь говорить Неудачник не признает способностей за другими людьми. Он выискивает их слабые стороны Неудачник оправдывается Неудачник говорит: я человек маленький, моя хата с краю У неудачника только две скорости: истерическая и апатическая Неудачник использует время на то, чтобы избежать критики Неудачник отказывается делать что-либо, боясь сде­лать ошибку или опасаясь критики окружающих Неудачник концентрирует свое внимание на трудно­стях Неудачник ищет оправдание

Характерным для высказываний и поведения неудачника является то, что макси­мальный выигрыш, который он может получить, равен нулю.

Каждый раз, когда Вы почувствуете, что у Вас в голове заиграла мелодия неудач­ника, остановитесь и подумайте, как сменить ее мелодией победителя. Уже одно то, что Вы станете вести себя и говорить как победитель, окажет благотворное влияние на Ваши внутренние установки и поможет Вам действительно стать победителем. И наоборот: кассета неудачника может сделать Вас неудачником.

Помните! В любой ситуации Вы можете стать счастливым победителем или не­счастным неудачником. Выбор остается за Вами!

Практическое задание "Каким я был?"

Опишите две жизненные ситуации из Вашей работы или личной жизни, когда Вы, используя невербальные коммуникации (одежда, поза, жесты, лицо, зрачки, поведе­ние), трансактный анализ, знание типа личности, стали при разрешении ситуации:

победителем_______________________________________________________________

неудачником ________________________________________________________________

Переговоры

Переговоры представляют собой обмен мнениями с деловой целью. В жизни мы часто вступаем в переговоры, когда устраиваемся на работу, обговариваем с началь­ством повышение заработной платы или занимаемой должности, обсуждаем с дело­выми партнерами условия хозяйственного договора, условия купли-продажи товара, заключаем договор аренды помещений и т.п. Если переговоры деловых партнеров чаще всего происходят в равных условиях, то переговоры подчиненного с руково­дством или директора коммерческого предприятия с представителями налоговой ин­спекции и органов администрации чаще всего происходят в неравных условиях.

Переговоры состоят из трех основных частей (фаз): подготовка переговоров, процесс переговоров и анализ результатов. Трехфазная модель переговоров пока­зана на рис. 3.3.12.


 

 

Основные рекомендации по ведению переговоров

Не ведите позиционный торг.

Обсуждайте интересы, а не позиции.

Изобретайте взаимовыгодные варианты.

Увеличивайте "пирог" или "шкуру неубитого медведя".

Не поддавайтесь давлению со стороны собеседника.

Используйте дипломатический и светский этикет.

Применяйте современную технику переговоров. Успех переговоров определяют их предварительная подготовка, эффективные коммуникации и знание техники переговоров. Перед каждыми переговорами следует подновить знания и просмотреть материалы раздела "Эффективные коммуникации", чтобы Вы могли сразу установить тип личности собеседника (партнера) и подобрать приемы невербального общения. Процесс переговоров облегчит хорошее владение техникой ведения переговоров.

Техника ведения переговоров

1. Негативная оценка. Следует избегать высказываний, принижающих личность партнера, например: "Глупости ты говоришь", "Ты, я вижу, в этом вопросе ничего не понимаешь". Если их допускает Ваш партнер, в качестве позитивных приемов следует привлечь светский этикет, вежливость и культурное отношение. В крайней форме -лучше прервать переговоры.

2. Игнорирование. Эффективность диалога значительно снижают высказывания, которые вытекают из мыслей самого слушающего, не затрагивая мысли или чувства, выраженные собеседником. То, что говорит партнер, не принимается во внимание, его высказываниями пренебрегают.

3. Выспрашивание. Собеседник задает партнеру вопрос за вопросом, явно старается разузнать что-то, не объяснив ему своих целей. Важно различать открытые и закры­тые вопросы. Ошибка слушателя обычно состоит в слишком узко направленном или полностью закрытом вопросе, что резко тормозит развитие мысли говорящего. За­крытые вопросы уместны лишь при выяснении конкретного факта или обстоятельст­ва. Например, Вам предлагают заполнить анкету, где раскрываются служебные тайны фирмы, или собеседник активно выспрашивает коммерческую информацию о Вашем предприятии, не раскрывая цели переговоров. Установите с ним цели и задачи пере­говоров или объявите "тайм-аут" до получения разрешения начальства.

4. Замечание в ходе беседы. В ходе разговора собеседник вставляет высказывание типа: "Пора приступить к предмету разговора", "Мы несколько отвлеклись от темы", "Давайте вернемся к цели нашего разговора" и т.п.

5. Активное слушание. Собеседник сопровождает высказывание партнера реак­циями типа: "Да-да...", "Угу...". Надо постараться установить тип личности Вашего партнера.

6. Уточнение. Просьба поговорить более подробно о чем-то из сказанного, что Вы недопоняли или что выглядит спорным.

Если Вы неверно определили то, что является главным, говорящий имеет возмож­ность поправить Вас.

7. Проговаривание. Собеседник точно, дословно повторяет высказывания партнера. При этом он может начать с вводной фразы, например:"Как я понял Вас...", "По Вашему мнению...".

6". Перефразирование. Передача сказанного партнером собственными словами в со­кращенном виде с выделением того, что показалось главным слушающему. Можно начать с вводной фразы: "Другими словами, ты считаешь...", "Вашими основными идеями, как я понял, являются...", "Итак...". Перефразирование может заключать в себе новую расстановку акцентов, обобщение или повторение только тех слов парт­нера, в которых заключено главное противоречие или главная идея.

9. Дальнейшее развитие мыслей. Собеседник пытается вывести логическое следст­вие из высказываний партнера, но только в тех рамках, которые он задавал. В про­тивном случае это переходит в игнорирование. Развивая мысль партнера, можно до­бавить

то, что партнер готов был сказать, но не сказал; следствие из слов партнера;

предположение о том, что он имел ввиду, что стоит за его словами. Можно начать со следующей фразы: "Если исходить из того, что Вы сказали..."

10.Описание своего эмоционального состояния. Сообщение партнеру о своей эмо­циональной реакции на его сообщение или о своем состоянии в данной ситуации. Хо­рошо сочетается с техникой перефразирования.

11.Описание эмоционального состояния партнера. Сообщение о том, как в данный момент воспринимается его состояние, например:"Вас, кажется, это взволновало...". Хорошо сочетается с техникой перефразирования.

12.Подведение промежуточных итогов. К месту после особенно длинной реплики партнера.

В процессе деловых переговоров постоянно возникают варьирующие факторы ("саботажники общения"), нарушающие доброжелательную обстановку и процедуру переговорного процесса. Участники переговоров должны их знать, стараться избе­гать и применять меры их нейтрализации и устранения. Некоторые примеры сабо­тажников общения приведены в табл. 3.3.12.

Таблица 3.3.12

Саботажники общения

 

Саботажники общения Пример Кто делает это?
    Вы Другие
Угрозы (вызывают страх, подчинение, обиду, вра­ждебность) "Если Вы не можете вовремя приходить на работу, нам придется подумать о возможности Вашего увольнения", "Делайте как сказано, или..."    
Приказы (когда мы при­бегаем к власти над дру­гими) "Срочно зайдите ко мне в кабинет", "Не спрашивайте почему, делайте так, как Вам сказано"    
Критика (негативная) "Вы недостаточно прилежно работаете", "Вы посто­янно жалуетесь"    
Оскорбительные про­звища 'Такое может сказать только идиот"; "Ну ты просто дурак", Чего еще можно ожидать от бюрократа?"    
Слова - "должники" "Вы должны вести себя более ответственно", "Вы должны смотреть на факты", "Вы не должны так сер­диться"    
Сокрытие важной ин­формации (реплика-ловушка) "Вам этот проект придется по душе" - не сказав, что с ним связано    
Допрос "Сколько часов у Вас ушло на это?"; "Во сколько это обошлось?", "Почему ты так поздно?","Чем ты зани­маешься?"    
Похвала с подвохом "У Вас так хорошо получаются отчеты, " Вы не напишете еще один?"    
Диагноз мотивов пове­дения "Вы одержимы собственническим инстинктом", "У Вас никогда не хватало инициативы"    
Несвоевременные сове­ты (когда человек просто хочет быть выслушан­ным) "Если бы ты навел порядок на своем письменном столе, у тебя не было бы причин для паники", "Почему ты не сделал это вот так?", "Просто не об­ращай на них внимания"    
Убеждение логикой "Нечего тут расстраиваться. Все это довольно логич­но"    
Отказ от обсуждения во­проса "Нечего тут обсуждать. Я не вижу здесь проблемы"    
Смена темы "Очень интересно...смотрел вчера смешной фильм..."    
Соревнование "А я попал на прошлой неделе в аварию..." - "Это что, ты бы посмотрел на мою..."    
Успокоение отрицанием "Не нервничай", "Не волнуйся, все образуется", "Все пройдет", Ты прекрасно выглядишь"    

Наряду с борьбой с саботажниками общения и знанием техники переговоров важ­ное значение придается искусству человеческих отношений. Теория и практика отно­шений прекрасно изложена в книге Д. Карнеги (54). Полагаем, что весьма ценны ре­зюме из этой книги по искусству управления людьми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: