Современное представление о психосоматике
Для психосоматики как специфической области знания на современном
этапе ее развития основными являются теоретические проблемы механиз-
ма психосоматического взаимодействия, специфичности и индивидуальной
изменчивости, а также проблема разработки эффективного метода лече-
ния психосоматических расстройств. Трудность в их разрешении связана с
попыткой применения методов естественных наук к изучению телесности
человека, которая является не столько биологическим, сколько социально-
психологическим феноменом. Дальнейшее развитие психосоматики как науч-
ного направления в рамках психологии невозможно без изучения здоровой
телесности, однако этому мешает характерный для психологии дискурс,
исключающий тело из сферы ее интересов. Независимо от приемов, кото-
рые используются для доказательства «психосоматического взаимодейст-
вия», противопоставление психического и соматического как различных ас-
пектов человеческого существования приводит к возникновению труднораз-
решимых методологических вопросов.
5)Патогенез психосоматических расстройств.
Патогенез психосоматических расстройств чрезвычайно сложен и определяется:
1. неспецифической наследственной и врожденной отягощенностью соматическими нарушениями и дефектами;
2. наследственным предрасположением к психосоматическим расстройствам;
3. нейродинамическими сдвигами (нарушениями деятельности ЦНС);
4. личностными особенностями;
5. психическим и физическим состоянием во время действия психотравмирующих событий;
6. фоном неблагоприятных семейных и других социальных факторов;
7. особенностями психотравмирующих событий.
|
Перечисленные факторы не только участвуют в происхождении психосоматических расстройств, но и делают индивида уязвимым к психоэмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических нарушений.
6) Психосоматические расстройства в международной классификации болезней десятого пересмотра
7)Классификация психосоматических расстройств А.Б. Смулевича.
Соматизированные психические расстройства
«Соматизированное расстройство» (F45.0) – характеризуется множе-
ственными, постоянно возникающими и в то же время изменчивыми сомати-
ческими симптомами, длящимися не менее двух лет. Жалобы могут отно-
ситься к различным органам и системам организма:
- желудочно-кишечный тракт (рвота, боли в животе, тошнота, вздутие
живота, понос, непреносимость отдельных видов пищи);
- сердечно-сосудистая система (поверхностное дыхание, учащенное
сердцебиение, головокружение, боли в области груди);
- гинекологическая сфера (болезненные или нерегулярные менструа-
ции, рвота во время беременности);
- кожная чувствительность (зуд, жжение, покалывание, онемение, бо-
лезненность) (МКБ-10, 1994; Каплан, Сэдок, 1998)
Кроме того, могут наблюдаться боли различного характера и локализа-
ции. Подчеркнем, что мышечные боли напряжения не относятся к этой кате-
гории расстройств, поскольку являются физиологическим симптомом трево-
ги.
Несмотря на то, что во многих случаях у больных отмечается высокий
уровень тревоги и депрессии, они не склонны обсуждать психологические
|
причины своих телесных симптомов и не жалуются на эмоциональные про-
блемы. Чаще всего беспокойство и сниженное настроение больные связыва-
ют с плохим физическим самочувствием и отчаянием из-за невозможности
получить эффективную медицинскую помощь.
Теория стресса Г. Селье
Виды стрессов
1)информационные(возникает при необходимости принимать верные решения в быстром темпе при высокой ответственности за последствия или при необходимости освоить большой объем информации)
2)личностные(высокое требование к свойствам нервной системы: особенностям мышления, особенности памяти, биохимические особенности, зависят от того, что больше вырабатывается в организме: адреналин или норадреналин; умения и навыки)
3) временные факторы(нарушение биоритмов, смена часовых поясов)
4)территориальные(нарушение определение границы в сознании:
а)нарушение личностной дистанции(до 60 см)
б)нарушение социальных дистанций(60 см-неск метров)
в)национальная территория
5)физиологические(голод, жажда, недосып)
6)эмоциональные(при невозможности удовлетворить потребности, также, когда достигнуто и не совпадает с ожиданием)
7)фактор страха(дистресс- связанный с нигативными эмоциями)
Физиологически изменения которые происходят в процессе стресса:
1)развитие тревоги(сост в мобилизации адаптационных возможностей организма, при кот сопротивление стрессу падает ниже нормы)
-ссс, повышение частоты сердечных сокращений, увеличение объема крови---давление, повыш вязкости крови
-ЖКТ, обеднение слизист жел кровью и обедн кр ему 12перстн кишки
|
-иммун сист, выброс лимфоцитов
2)фаза сопротивления(повышение сопротивляемости организма на уровень выше обычного)
3)Фаза истощения(после длительного действия стрессора, к которым организм приспосабливается, постепенно истощаются запасы энергии, вновь появляются признаки тревоги)
12)13)Общая адаптационная реакци я
1) увеличение частоты сердечных сокращений.
2) сужение кровеносных сосудов в брюшной полости.
3) расширение сосудов конечностей.
4) расширение коронарных сосудов.
5) повышение артериального давления.
6) снижение тонуса мышц желудочно-кишечного тракта.
7) торможение процессов пищеварения и выделения, прекращению
секреции.
8) расширение зрачков.
9) усиление потоотделения.
10) увеличение секреторной функции коры надпочечников, что при-
водит к увеличению содержания адреналина в крови (Рейковский )
Стадии стресса
Физиологически изменения которые происходят в процессе стресса:
1)развитие тревоги(сост в мобилизации адаптационных возможностей организма, при кот сопротивление стрессу падает ниже нормы)
-ссс, повышение частоты сердечных сокращений, увеличение объема крови---давление, повыш вязкости крови
-ЖКТ, обеднение слизист жел кровью и обедн кр ему 12перстн кишки
-иммун сист, выброс лимфоцитов
2)фаза сопротивления(повышение сопротивляемости организма на уровень выше обычного)
3)Фаза истощения(после длительного действия стрессора, к которым организм приспосабливается, постепенно истощаются запасы энергии, вновь появляются признаки тревоги)
Копинг-стратегии
Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий копинг-поведения (Fineman, 1987, 1983; Lazarus, 1966). Можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации:
1. Эмоциональный/проблемный:
1.1. Эмоционально-фокусированный копинг – направлен на урегулирование эмоциональной реакции.
1.2. Проблемно-фокусированный – направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.
2. Когнитивный/поведенческий:
2.1. «Скрытый» внутренний копинг – когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.
2.2. «Открытый» поведенческий копинг – ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении.
3.Успешный/неуспешный:
3.1. Успешный копинг – используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.
3.2. Неуспешный копинг – используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации.
Представляется, что каждая используемая человеком стратегия копинга может быть оценена по всем вышеперечисленным критериям хотя бы потому, что человек, оказавшийся в трудной ситуации, может использовать как одну, так и несколько стратегий совладания. Таким образом, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает
Психическая адаптация и дезадаптация
процессы адаптации направлены на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой и связаны как с самосохранением функционального уровня саморегулирующейся системы, так и с выбором функциональной стратегии достижения цели. Под психической адаптацией понимается непрерывный процесс активного приспособления психики человека к условиям окружающей его физической и социальной среды, а также результат этого процесса. Для описания результата адаптационного процесса используется также термин "адаптированность". Психическая адаптированность включает уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью
виды:
1) (психо)физиологическая адаптация. Сюда относятся такие адаптивные процессы, нарушение которых приводит к отклоняющемуся поведению и как следствие - собственно психологической дезадаптации, а также физиологические проявления стресса.
2) Собственно психологическая адаптация, нарушения которой связаны с напряженностью, психологическим стрессом.
3) Психо-социальная адаптация, или адаптация личности к общению с новым коллективом.
виды дезадаптаций
а) нарушение собственно психической адаптации проявляется в форме пограничных психопатологических явлений, которые носят характер неврозов, функциональных расстройств, сопровождающихся oщущением болезни и определяющихся в основном интрапсихическими конфликтами.
б) Снижение эффективности социально-психологической адаптации выражается тенденцией к возникновению неадекватного поведения в сфере межличностных отношений, которое зависит от особенностей личности, от ее неадаптивного формирования, и приводит к рассогласованию взаимодействия между индивидуумом и окружением (психопатические peaкции или состояния).
в) Ухудшение преимущественно пcихoфизиологической адаптации проявляется в психосоматических, или так называемых <функциональных> расстройствах (изменение психофизиологических соотношений, приводящее к нарушениям соматического здоровья).