Занятие 5 Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии




Цели: повышение интереса членов группы к самим себе; анализ способностей как одного из факторов выбора профессии. Задачи ведущих:

• Дать членам группы алгоритм анализа своих сильных и слабых сторон;

• Показать им необходимость самоанализа при принятии серьезных решений.

Техника: «Мои способности». Необходимое оборудование: тетради, ручки. Ход занятия:


 




Анализ д о машн его задания (15 мин") Обсуждение начинается с того, что по очереди каждый участник группы описывает ситуацию, которую он анализировал, рассказывает ход своих мыслей. Группа при необходимости задает ему вопросы или высказывает свое мнение. Ведущий должен строго следить, чтобы мнения высказывались не по поводу поступка или ситуации, а только по способам анализа и выводам.

Вступл ение ведущего (3-5 мин) «На прошлой встрече мы начали анализ своих особенностей, учет которых необходим при выборе профессии. Мы говорили об эмоциональном отношении человека. Было заметно, что многим из вас трудно говорить о самих себе. Вы не привыкли к этому. У некоторых даже возникли сомнения в необходимости публичного самоанализа и рассказа. Поэтому с моей стороны, как ведущего, требуются некоторые пояснения.

Дело в том, что на занятиях такого типа обсуждаются темы, которые мы в повседневной жизни затрагиваем лишь в исключительном случае. Речь идет о более глубоком самопознании, анализе схем поведения и обратной связи между членами группы. Проблемы самопознания очень наглядно демонстрирует так называемое окно Иогари. Психика человека в нем разделена на четыре части, в зависимости от доступности содержания каждой из них чуткому сознанию самого человека и людей, с которыми он взаимодействует.

Окно Иогари

  Знаю Я Не знаю Я
Знают другие Открытая (I) Слепая (II)
Не знают другие Скрытая (III) Неизвестная (IV)

Открытая четверть (I) касается того относящегося к личности человека материала, который осознается и самим человеком, и его окружением. Слепая четверть (П) состоит из того, что видят в человеке остальные, но что ему самому не известно. Скрытая четверть (III) содержит то, что осознает субъект, но не осознают остальные. Неизвестная четверть (IV) складывается из материала, находящегося за пределами сознания как индивида, так и тех людей, с которыми он взаимодействует.

Величины четвертей у разных людей неодинаковы. Чем больше открытая область, тем легче человеку в мире. Человек, не боящийся спрашивать о том, как он выглядит в глазах других, или способный хотя бы одному человеку признаться во всех своих мыслях и поступках, всегда более свободен и независим. Он испытывает меньше страхов в общении и действиях.


Это не значит, что надо рассказывать о себе каждому встречному. И совершенно необязательно выполнять все пожелания других относительно собственного поведения. Цель работы группы — увеличение открытой четверти за счет сокращения других. Чем больше человек старается скрыть (шире диапазон тех его действий, которые видят другие, но которых не осознает сам), тем больше становится слепая четверть. Опасения, необходимость в защите, сокрытие собственных чувств и мотивов — все это уменьшает открытую зону в пользу скрытой. Но при этом увеличивается и неизвестная четверть. Методы расширения открытой зоны — самораскрытие, самопознание, обратная связь».

Затем ведущие отвечают на вопросы и дают пояснения. Техника «Мои способности» (1,5 часа)

Задачи: опробование на практике одной из эффективных техник самоанализа; обсуждение способностей как одного из факторов выбора профессии.

Вступление ведущего: «Сегодня мы немного поговорим о человеческой психике, ее структуре и, подробнее, об одной из составляющих ее частей. При выделении психологии в отдельную науку никто не думал о разделении ее на отрасли, связанные с различными сферами жизни человека. Психология была единой наукой, изучавшей все проявления психики человека и животных. Но по мере усложнения, как и в любой другой науке, в психологии происходило выделение отраслей, соответствующих разным психологическим явлениям. Психика человека - очень сложное и многомерное явление, описывать ее во всем многообразии невозможно; не хватает языка и средств классификации. Поэтому основанием классификации избрали стабильность тою ним ткни свойства во времени на протяжении человеческой жизни. В первую группу попали свойства стабильные, присущие человеку НО протяжении всей жизни. Во вторую — те, которыми человек обладает несколько месяцев или лет, в третью — более кратковременные

1. Психические процессы. Это отдельные стороны пашей ПСИХИКИ — человеческие ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение, чувства, воля.

2. Каждый из нас отличается устойчивыми ЛИЧНОСТНЫМИ особенностями, более или менее постоянными качествами (один предпочитает рыбную ловлю, другой заядлый путешественник, кто-то занимается музыкой, кто го интересуется искусством). Стало быть, у нас разные интерес ы, разные способности. И вообще, мы все очень разные: один веселый, другой спокойный, третий вспыльчивый. Интересы,


способности, темперамент, характер — это психические свойства человека. 3. Но наличие устойчивых психических свойств не означает, что человек постоянно пребывает в одном и том же состоянии. Порой мы бываем угрюмы, раздражительны, тревожны, порой — веселы, общительны, а иногда испытываем мучительный разлад с собой. Это — психические состояния. Все процессы, состояния, свойства личности, связанные в один тугой узел, и составляют наш внутренний мир, нашу душевную жизнь, т. е. психику. Сегодня мы подробнее поговорим о способностях. Под способностями мы обычно понимаем психические условия, наши индивидуальные особенности, обеспечивающие успешное исполнение определенной деятельности. Таких условий и особенностей у каждого человека множество. У разных людей они могут быть неодинаковыми. Следовательно, встает вопрос о каком-то описании, упорядочении, классификации этих особенностей. Кроме того, рано или поздно возникает необходимость сравнения успешности отдельных людей, выяснения причин, влияющих, например, на успешность той или иной деятельности, следовательно, измерения способностей.

Попробуем во всем этом разобраться. Грубо говоря, сколько видов деятельности, столько и способностей. Из этого огромного моря можно выделить общие способности, т. е. необходимые для многих видов деятельности, такие, как способность решать интеллектуальные задачи (уровень интеллекта); способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию или опыт (уровень памяти); способность к сопереживанию, вчуствованию в другого (эмпатия), которая делает эффективным процесс общения; способность к сосредоточению, распределению внимания; способность к воображению, представлению и т. д. Внутри общих способностей существуют свои классификации, например, классификация по психическим процессам: мышление, память, представление (формы, цвета, пространства). До того момента, как человек приступил к деятельности, мы можем говорить скорее не о способностях, а о задачах. Способности формируются и развиваются только в деятельности. Каждую особенность можно развивать, если в этом есть необходимость. Главное, чтобы это делалось целенаправленно и регулярно. Способность обнаруживается только в деятельности. О том человеке, который при равных условиях обучения и тренировки быстрее освоил дело и лучше с ним справляется, говорят, что он способный.


Кроме общих, обычно говорят еще и о специальных способностях психологических особенностях человека, помогающих ему успешно выполнить определенный вид деятельности (музыкальной, сценической, литературной, технической и т.д.). Развитие их опирается на определенные задатки, например на музыкальный слух и память.

Определенный уровень специальных способностей может быть сформирован у любого человека, даже при отсутствии больших задатков. Решающей при этом оказывается система компенсаций. Связана она с тем, что в основе одинаковых достижений при выполнении определенной деятельности могут лежать различные способности. Например, в основе способности хорошо запоминать литературное произведение у одного может лежать хорошая механическая память, у другого — память образная, возникающая на основе представлений.

С другой стороны, одна и та же способность может быть условием успешности выполнения различных видов деятельности. Та же образная память может лежать в основе как художественных, так и технических способностей — чтение чертежей и схем. Для измерения способностей созданы специальные тесты. Бывает, что наше представление о собственных способностях различается с результатами объективных тестов. Например, мы считаем, что у нас хорошая память, а на деле оказывается, что результаты достаточно низкие. Бывает и наоборот, мы занижаем наши реальные достижения. В этом случае речь идет о самооценке способностей. Разумеется, наиболее эффективна реальная самооценка.

Кроме этого, у каждого из нас существует какой-то идеальный образ того набора способностей, которыми мы хотели бы обладать. Расхождение реального и идеального образа, а также неадекватная самооценка — источник развития человека, его совершенствования.

Теперь о различии способностей и тренировке. Любой квалифицированный рабочий лучше справится со своей работой, чем самый способный, самый талантливый новичок. Но это будет, скорее, результатом тренировки, а не соответствующих способностей. Способности — это потенциал, который при соответствующем, одинаковом обучении дает более высокий результат. Это внутренние врожденные предпосылки выполнять более эффективно те или иные виды деятельности.

Бесталанных людей нет. Самый страшный упрек, который может быть брошен человеку, — это обвинение его в бесталанности, Нет абсолютно универсальных людей, одинаково талвнтлино выполняющих любую работу. Каждый из нас оказывается более способным в одном деле и менее способным в каком-то другом, Вижно


 




просто определить те ооласти деятельности, в которых мы оолее способны. Каждый человек должен быть на своем месте. От этого зависит и уровень развитие государства, и психическое здоровье человека.

Грамотная оценка своих способностей - залог психического здоровья и правильного решения своих проблем, а также субъективной успешности человека в жизни.

Таким образом, способности — это индивидуальные особенности человека, которые помогают ему успешно заниматься тем или иным видом деятельности. К сожалению, при описании самих себя мы редко задумываемся о способностях. Гораздо чаще говорим о чертах характера, своих особенностях в общении с другими людьми. Техника на сам оо писание спосо б ностей

Задание: Каждому на листе бумаги надо написать:

а) 5 способностей, которые развиты наиболее сильно; 5 видов
деятельности (дел), которые более всего получаются;

б) 5 способностей, которые наименее развиты; 5 видов деятельности,
которые получаются хуже всего;

в) 5 способностей, которыми хотели бы обладать в идеале; 5 видов
деятельности, которые хотелось бы качественно выполнять.

Оценка способностей

Способности, развитые наиболее сильно Способности наименее развитые Способности, которыми хочу обладать в идеале
       
       
       
       
       

Оценка видов деятельности

Виды деятельности, развитые наиболее сильно Виды деятельности наименее развитые Виды деятельности, которыми хочу обладать в идеале
       
2      
       
       
       

Ответы на пункты «а» и «б» — это субъективное представление человека о реальном «Я», на пункт «в» — об идеальном «Я».


Необходимо добиться, чтобы каждый участник выполнил задание до конца. Ведущие выполняют задание вместе со всеми и на равных участвуют в обсуждении.

и

Обсуждение. В ходе обсуждения каждый из участников, в том числе ведущие, зачитывает самоописание. Фактически работа идет с каждым индивидуально. Ведущие и участники задают вопросы друг другу. При этом необходимо выяснить:

• Кому было легче ответить на пункт «а»?

• Кому — на пункт «б» или «в»?

• К чему ближе то, что написано в пункте «в», — к пункту «а» или «б»?

• Кто не смог выполнить задание до конца? С чем это связано? Как проявил себя этот человек на предыдущих встречах?

• Будет ли выбираемая профессия шагом к идеалу?

• Как вообще связана профессия с тем, что содержит самоописание?

Связь идеала с тем, что написано в пункте «б», говорит о низкой самооценке, неуверенности в себе. В этом случае необходимо помочь человеку наметить конкретные шаги в достижении идеала, своего рода «программу действий».

• Берется ли за основу при выборе профессии то, в чем человек
достиг определенных результатов? Если нет, то почему
человек поступает столь нерационально?

В качестве резюме можно еще раз повторить, что, не учитывая при принятии решения своих способностей, мы резко сужаем окошко. Кроме того, на этой встрече участники группы смогут почувствован, всю тяжесть процесса обратной связи. Ее тяжело давать и принимать. Но делать это необходимо, так как только в этом случае человек будет адекватно воспринимать себя.

Выходная рефлексия Домашнее задание

1. Сравнить самоописание с таблицей, заполненной на первом занятии. Дополнить оба списка по желанию участника.

2. Написать список конкретных шагов в достижении идеала (пункт «в»).

Занятие 6 Роль жизненных ценностей при выборе профессии

Цель: познание собственных ценностей, влияющих на выбор профессии, с целью их учета при планировании жизни. Задачи ведущего:

• актуализация ценностей:


• обсуждение темы ценностей и их влияния на выбор;

• выявление особенностей поведения членов группы в ролевом общении.

Техники: «Отдел кадров», «Мои ценности», «Мои цели». Необходимое оборудование: тетради, ручки.

Ход занятия:

Вступление ведущего (2-3 мин) Задачи: выстроить логику встреч; повторить цели предыдущего

занятия. Поскольку предыдущее занятие могло показаться участникам не столь динамичным, как предшествовавшее ему, необходимо кратко напомнить о роли обратной связи в формировании представлений о

самом себе.

Впечатления от предыдущей встречи и обсуждение вып олнения домашнего задания (15-20 мин) Ведется аналогично второму занятию.

Иг ра «Отдел кадр ов» (1 час) Описание игры. Из участников группы формируются 2-3 пары, остальные - в роли наблюдателей. Задача парам: один станет начальником отдела кадров, второй — пришедшим к нему на прием. Цель второго человека — узнать, какие рабочие места могут ему предложить и насколько эти предложения соответствуют его представлениям о желаемой работе. Он не обязательно остановит свой выбор на предлагаемых ему вакансиях, может поискать и в другом месте. Цель начальника отдела кадров — узнать, что за человек перед ним, подходит ли он по своим качествам данному предприятию или учреждению, а также грамотно и квалифицированно ответить на вопросы, задаваемые претендентом, и рассказать об имеющихся

вакансиях.

Время работы каждой пары — не больше 5-7 мин. Перед началом игры каждая пара договаривается, на каком предприятии или учреждении происходит их диалог, и сообщает об этом наблюдателям.

Задача наблюдателей: фиксировать все, о чем пойдет разговор, с тем чтобы в ходе последующего обсуждения ответить на вопросы:

1. Насколько разговор соответствует целям, поставленным перед начальником и претендентом?

2. Как полно в нем отражены критерии, по которым выбирают профессию и место работы?

3. Вели ли себя участники в соответствии со своими ролями, и в чем проявилось их поведение?

После небольшого перерыва начинается обсуждение. В начале его ведущий просит каждого из участников, по кругу, ответить на два

 


вопроса: «Какой темы не коснулись диалоги?» и «О чем главном спросил бы я, устраиваясь на работу?» Ответы участников на второй вопрос дадут толчок обсуждению темы «Ценности, реализуемые в профессии».

Предусмотреть направления обсуждения этой темы заранее очень сложно. Среди них могут встретиться, например, такие:

а) Возможен ли компромисс между своими ценностями и
требованиями социальной среды (или материальными требованиями)
при выборе профессии.

б) Каковы приоритеты одних ценностей над другими или своих
ценностей над ценностями других. В этом случае необходимо
повернуть дискуссию к теме отсутствия приоритетов, свободе человека
устраивать свою жизнь в соответствии со своими ценностями.

в) Способы определения своих ценностей и выбор жизненной дороги в
соответствии с ними.

г) Стабильность и изменчивость структуры ценностей.

Возможны и другие темы. Наш опыт показывает, что в любом обсуждении затрагивается вопрос о «плохих» и «хороших» (с социально одобряемой позиции) ценностях. Поэтому ведущие должны быть готовы к ее обсуждению.

В ходе обсуждения можно рассказать членам группы об одной из психологических классификаций ценностей.

Классификация Спрангера* (6 типов ценностей, или жизненных путей):

1. Теоретические. Основной интерес «теоретического» человека — поиск истины, «когнитивная» направленность. Интересы у такого человека, как правило, эмпирические, критические и рациональные. Главная цель жизни — получать и систематизировать знания.

2. Экономические. «Экономический» человек интересуется тем, что пригодно к использованию. Цели его очень практические. Реализуются, как правило, в мире бизнеса.

3. Эстетические. Главная ценность «эстетического» человека — форма и гармония. Их опыт и восприятие жизни идет от грации и симметрии Они не нуждаются в создании искусства. Их главный интерес — в наблюдении артистических эпизодов жизни. Эстетические ценности кажутся диаметрально противоположными теоретическим. «Эстетический» человек рассматривает истину в терминах прекрасного: «Сделать вещь с шармом гораздо важнее, чем сделать ее правильной».

* Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь. - М, 1990


4. В сфере экономики для «эстетического» человека ценен процесс (изготовление, продажа), а не результат. Они любят обаяние власти, но против политической активности, если она подавляет индивидуальность.

5. Социальные. Главная ценность для «социального» человека — любовь людей, одного или многих, дружеская, филантропическая, сыновняя, супружеская. По их мнению, теоретическая, экономическая и эстетическая направленность — не человеческая. Они считают, что только любовь является формой власти, и видят во власти интеграцию личности. В самой простейшей форме социальный интерес выражается в самоотрицании и приближается к религиозной направленности.

 

6. Политические. Самый главный интерес «политического» человека — власть. Его активность проявляется не обязательно в сфере политики. Он является лидером в любой области. Власть, с его точки зрения, — наиболее универсальный и фундаментальный мотив поведения.

7. Религиозные. Наивысшая ценность для «религиозного» человека — объединение. Они мистичны, воспринимают космос как целое, как объединяющее начало.

Техника «Мои ценности» (40 мин)

Задача: актуализация собственных ценностей каждого участника группы, закрепление полученных теоретических знаний на практике.

Ведущие просят членов группы записать список ценностей с кратким описанием в тетрадь и выполнить работу со списком.

Инструкция:

1. Проранжируйте список ценностей по отношению к себе. Ранжирование проводится следующим образом: первое место присваивается наиболее значимой для вас ценности, второе — второй по значимости, шестое — наименее значимой.

2. Определите три наиболее важные ценности для каждого из 4-5 человек, сидящих справа от вас (можно для каждого из участников группы). Определение надо проводить, ни с кем не советуясь и не подглядывая.

3. Напишите, какие из профессий, упомянутых в таблице,
составленной на первом занятии, наиболее, соответствуют
главным для вас ценностям жизни. Если этих профессий в
списке нет, дополните список».

На работу отводится 7-8 мин.

Примечание. Ведущий должен напоминать участникам группы о необходимости периодически пересматривать список, дополнять его


вновь заинтересовавшими их профессиями и вычеркивать совершенно не интересующие. Затем проводится обсуждение, при котором участники отвечают на вопросы:

• Что изменилось в твоем мнении о себе и будущей профессии после выполнения задания?

• Чем тебе могут быть полезны знания структуры ценностей? (Далее участники зачитывают ранги для других членов группы и те их записывают.)

• Насколько мнения других членов группы совпали с твоим собственным? (По желанию участников, они дают пояснения, почему провели ранжирование именно так.)

При наличии времени и при желании участников группы им можно дать и другие классификации ценностей.

Классификация ценностей В. Франкла

1. Ценности творчества. Путь такого человека - дать миру в своих творениях.

2. Ценности переживания. Путь — брать от мира в своих встречах и переживаниях.

3. Ценности отношения. Путем является позиция, занимаемая человеком по отношению к тяжелому положению, в котором он живет, если он не может изменить свою судьбу.

Классификация ценностей жизни и карьеры Д. Сьюпера

• Ценности максимального использования способностей.

• Ценности достижений.

• Ценности продвижения.

• Эстетические ценности.

• Альтруистические ценности.

• Авторитарные ценности (ценности власти).

• Ценности автономности.

• Ценности креативности (творчества).

• Экономическое вознаграждение.

• Реализация своего стиля жизни.

• Развитие личности.

• Физическая активность.

• Престиж.

• Риск.

• Социальное взаимодействие.

• Социальные отношения.

• Возможности изменчивости.

• Условия работы как ценность.


• Культурная идентификация.

• Физическая доблесть.

• Экономический успех. Человек выбирает себе ту работу, на которой он может реализовать

присущие ему ценности. Игра «Отдел кадров» дает возможность не только организовать дискуссию по теме «Ценности», но и обсудить поведение человека в определенных ролях. В данном случае — роли начальника и претендента на должность, т. е. человека в зависимом положении. Тема эта не является обязательной для обсуждения на занятии, но если дискуссия по теме «Ценности» закончилась быстро, то стоит остановить на ней внимание. Важно, чтобы участники группы почувствовали, что поведение каждого из них в зависимости от роли меняется. С этой целью они по очереди выполняют небольшое

упражнение. Инструкция. «Каждый из вас, по кругу, скажет своему соседу две фразы. Фразы произвольные, короткие. Лучше, если они будут состоять из одного предложения. Одну фразу вы скажете, представив себе мысленно, что вы — начальник, а ваш сосед — ваш подчиненный, другую — наоборот, что вы подчиненный, а сосед — начальник. Отвечать на фразы не обязательно».

После выполнения упражнения каждый должен сказать, в какой роли ему легче было говорить. Одно из возможных резюме упражнения -умение достигать своих целей в общении из той позиции, которая более приемлема для человека, более для него естественна. Техни ка «Мои цели» (15 мин) Объяснение ведущего. «Ценности — это наиболее общие образования, они не лежат на поверхности и, тем не менее, определяют нашу жизнь. На этом занятии мы выполнили большую и важную работу. Обычно же ценности конкретизируются в целях. Говорить о целях гораздо легче, потому что они больше осознаются человеком. Смысл постановки целей состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание на желаемых результатах. Цель можно определить как нечто, увязанное во времени и измеримое в смысле состояния. Мы начнем выполнять задание, которое вы продолжите дома». Задача: определение приоритетных целей каждого участника группы и сопоставление целей и уровня их реализации в предполагаемой профессии. Инструкция:

1. «Запишите все, что вы хотите иметь, кем хотите быть, что делать. Пусть вас не волнуют порядок записи, возможность достижения желаемого или его важность. Записывайте все, что приходит в голову. Сделайте список не менее чем из 10-15


пунктов. Я настоятельно прошу составить этот список, ведь, в конце концов, его можно выбросить, Возможно, полученный список вас удивит или огорчит, но в любом случае это будет повод для анализа самого себя и повод для раздумий». Время выполнения 10 мин, после чего ведущий продолжает давать инструкцию.

2. «Закончив список, включите в него то, что вы уже имеете и хотели бы сохранить. Если вы не хотите избавляться от чего-либо в жизни, то сохранение этого потребует сил и времени (любимые вещи, дом, машина, семья, отношения...)». Время выполнения 7-8 мин.

Когда список завершен, ведущий просит записать дальнейшую инструкцию для выполнения в качестве домашнего задания.

Выходная рефлексия Домашнее задание Поработать со списком, ценностей.

• Возьмите список. Если вы что-нибудь придумали после окончания занятия, то допишите.

• Прочтите список. Вычеркните то, что кажется глупым или мелким.

• Перечитайте список. Думайте при этом о смысле вашей жизни. Вычеркните то, что ему противоречит. Если вы еще не открыли для себя смысл жизни, переходите к следующему пункту.

• Распределите все желания на три категории: А — очень, очень важные, Б - очень важные, В - важные. Если желание не вошло даже в категорию В, то вычеркните его.

• Перепишите все А-желания на чистый лист бумаги. Если их меньше 10, допишите к ним Б-желания. Если и сейчас оказалось меньше 10, то надо либо начинать все снова, либо пересмотреть классификацию.

• Из нового списка выберите одну вещь, которую вам хочется больше всего. Напишите ее на новом листе бумаги. Из оставшегося выберите наиболее желаемое и перепишите под № 2. Таким же способом доведите список на третьем листе бумаги до 10.

Вот то, что вы хотите. На остальных желаниях не стоит сейчас концентрироваться. Посмотрите на вашу десятку. Представьте, какое удовольствие вы получите от каждого пункта. Что вы почувствуете, когда все это станет вашим? Можете представить и почувствован, это сейчас».


Попросите членов группы выполнять задания именно в указанном порядке, хотя это может показаться делом долгим. Но эффективной проработки целей можно добиться только при тщательном следовании инструкции.

Занятие 7 Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности при выборе профессии

Цели: самооценка личности; повышение внутреннего интереса к самому себе с точки зрения особенностей личности; анализ особенностей личности как одного из факторов выбора профессии.

Задачи ведущих:

• закрепить алгоритм анализа своих сильных и слабых сторон;

• дать характеристику зрелой личности. Техника: «Моя личность». Необходимое оборудование: тетради, ручки.

Ход занятия:

Анализ домашнего задания (20-25 мин) Занятие начинается с обмена впечатлениями о предыдущем занятии и о выполнении домашнего задания. При несделанном домашнем задании ведущий дает не более 15 мин на его выполнение. Это время не входит в общее время занятия. Участники группы отвечают на вопросы:

• Что было наиболее сложным и наиболее легким при выполнении задания?

• О чем заставило задуматься его выполнение?

• Что нового я узнал о себе?

• Чем было полезно выполнение задания?

Задание. Выписать из информационной карты профессии, в которых лучше всего будут реализованы наиболее важные для участника цели. Если ни в одной профессии их реализовать невозможно, то написать, в каких жизненных сферах (семья, хобби и др.) они могут быть реализованы.

• Какую информацию необходимо еще собрать каждому из
участников, чтобы знать, где можно реализовать свои цели
максимально? (Выполняется письменно.)

Вступление ведущего (2- 3 мин) Задачи: выстраивание логики встреч; необходимость анализа своих особенностей при принятии решения.

«В ходе наших встреч мы как бы прокладываем путь, по которому должно идти реальное принятие решения о выборе профессии. Вначале


мы обсуждали то, что лежит на поверхности, каковы мы в общении с другими людьми. Затем «теоретически» освоили алгоритм принятия решения. Теперь занимаемся одной из ступенек алгоритма анализом своих ценностей, способностей и особенностей личности. На прошлой нстрече мы затронули тему, очень важную для каждого человека: «На что я способен, что я могу делать и достичь в жизни».

Обсуждение впечатлений от предыду щей встречи (10-15 мин) Ведется аналогично второму занятию. Кроме того, необходимо затронуть следующие вопросы:

• Как каждый из членов группы воспринял необходимость публичного рассказа о самом себе, обсуждения своих способностей?

• Какие чувства он при этом испытывал?

• Какие чувства он испытывал, когда сам участвовал в обсуждении другого человека?

• Какие изменения произошли со времени предыдущего
занятия в мыслях о самом себе?

• Если сегодня придется также рассказать о себе, как он к этому
отнесется?

Техника «Моя личность» (1,5-2 часа)

Задачи: осознание особенностей своей личности; определение пути развития для достижения характеристик зрелой личности.

Вступление ведущего. «На протяжении нескольких встреч мы говорим о самопознании системы ценностей, способностей, себя как субъекта общения. Сегодня мы будем говорить о самопознании особенностей личности, черт характера. Личность и характер чаще всего являются предметом обсуждения. Когда мы рассказываем о себе или о ком-то другом, то говорим: «Я эгоист», «Он сегодня взвинчен», «Она добрая» и т. д.

В личности человека теснее всего переплетаются его индивидуальность и неповторимость, его зависимость от общественных отношений и общественной системы ценностей. Личность человека, его характер формируются в совместной деятельности (игре, общении, труде, учении) с другими людьми, в ходе которой человек усваивает систему общественных отношений.

Что же скрывается за понятием «личность»? Точнее, из чего складывается осознание человеком самого себя? Прежде всего, мы имеем представление о строении своего тела, «схемы тела», биологически обусловленных особенностях. Порождаемые биологически обусловленными особенностями черты характера (например, различия мужского и женского характера, особенности


характера больного человека, особенности характера физически очень сильного человека и т.д.) становятся особенностями личности.

Во-вторых, мы осознаем самочувствие: состояние тела, его функций, отношение к окружающему, напряженность потребностей и многое другое - В-третьих — свои переживания и действия. Их мы должны рассматривать как бы извне для того, чтобы точнее их скоординировать с самим собой и с другими.

На прошлой встрече мы говорили еще об одном аспекте личности — способностях. Их проявление и степень осознания также влияют на формирование личности. Мы часто сравниваем свои успехи, обусловленные способностями, с успехами других. Такое сравнение вызывает у нас целую гамму чувств — от гордости за свое умение до чувства зависти и собственной неполноценности. Имея ненасытное стремление к успеху, мы можем испытывать необъяснимую тревогу, боязнь потерять все, что имеем. В этом случае оно превращается в пытку и сами успехи уже не радуют. Возможен и такой вариант: мы ценим не свои способности и талант, а то, что они дают нам признание окружающих. Поэтому за поиском похвалы и одобрения постепенно теряем способности и талант, в то время как люди менее одаренные, но более целеустремленные добиваются большего.

Следующая область самоосознания — наш характер. Под характером понимаются особенности личности, проявляющиеся в поведении. Познание характера позволяет со значительной долей вероятности предсказать поведение и тем самым корректировать действия и поступки. Среди черт характера одни, как правило, выступают первостепенными, другие — второстепенными, при этом они могут гармонировать, а могут противоречить друг другу. Характер проявляется в общении (общительный - замкнутый), в отношении к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или лень и т.д.), в отношении к себе (скромность или самовлюбленность, гордость или чувство неполноценности...), в отношении к собственности (щедрость или жадность, бережливость или неряшливость...). Черты характера обладают не только устойчивостью, но и пластичностью.

Характер человека зависит от направленности его интересов, идеалов, убеждений, мировоззрения; когда человеку чего-то захотелось, то это приводит его в состояние активности, которое полностью подчиняет себе поведение человека. Например, бывает трудно оторваться от увлекательной книги, отказаться от кино, даже если есть более важные дела. Существуют и потребности других людей, с которыми необходимо считаться, например потребности наших родителей в том, чтобы мы выполняли определенную работу по дому. Для исполнения


потребностей других обычно необходимо прилагать волевые усилия.

Понимать свои желания, интересы и потребности

необходимо для того, чтобы сознательно регулировать свою жизнь и

поведение.

В целом же можно сказать, что интерес к самому себе не является просто любопытством. Скорее, он — необходимость. Те люди, которые лучше осознают себя и других, как правило, действуют более эффективно. Они могут осознать свои возможности и, в силу этого, принять более адекватные решения.

Техника самоописания особенностей личнос ти

Задание. Напишите на листе бумаги:

а) 10 своих черт характера и особенностей личности, которые вам
нравятся.

б) 10 своих особенностей личности и черт характера, которые вам не
нравятся.

в) 10 черт характера и особенностей личности, которые вы хотели бы
иметь в идеале.

Оценка особенностей личности и черт характера

Черты характера и особенности личности, которые нравятся Черты характера и особенности личности, которые не нравятся Черты характера и особенности личности, которые хочу иметь
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Обсуждение. Работа, как и на предыдущем занятии, идет «индивидуально в группе». Каждый из участников зачитывает свое описание, затем проходит уточнение и обсуждение того, что он зачитал. Обсуждение может затрагивать темы:

• Что значит «положительные и отрицательные черты»? Особенно интересно это обсуждение проходит в том случае, когда одно и то же качество, по-разному выраженное, попало в пункты «а» и «б» (например, общительность — в пункт «а»,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: