Занятие 3 Развитие умений по принятию решения




Цель: освоить алгоритм принятия решения. Задачи ведущего:

• Дать знание об алгоритме принятия решения;

• Проследить освоение алгоритма на практике. Техники: «Корова», «Плюс, минус, интерес». Необходимое оборудование: тетради, ручки.

Ход занятия:

Вступление ведущего (2-3 мин)

Задача: кратко напомнить содержание предыдущей встречи и продолжить выстраивание логической цепочки всего цикла занятий.

«Прошлая встреча была посвящена анализу особенностей поведения каждого в межличностном взаимодействии. Сегодняшнее занятие частично также будет посвящено этой теме. Знания, полученные на предыдущей встрече, помогут нам лучше анализировать и обсуждать то, что будет происходить сегодня. Кроме того, мы разберем один из «кирпичиков» структуры профессионального выбора - умения принимать решение».

Обсуждение впечатлений от предыдущей встречи (10 мин)

Обсуждение идет по схеме, описанной во втором занятии. Дополнительные вопросы: «Как каждый пытался в реальном общении проанализировать поведение себя и других? Что получилось и что не получилось?»

Техника «Корова» (1 час)


Решение задачи на взаимное убеждение и совместное принятие решения.

Задачи: дать возможность всей группе принять совместное единое решение; при анализе процесса принятия решения освоить алгоритм такого принятия.

Инструкция: «Сейчас мы прочитаем условие задачи. Каждый из вас самостоятельно, без обсуждения, решит ее в уме. Ответ вы сохраните в тайне до того момента, пока все не решат задачу».

Условие задачи: «У фермера была корова. Он продал ее за 6 тыс. долларов. Взяв ссуду в банке в размере 1,5 тыс. долларов, он купил другую корову, более продуктивную, за 7,5 тыс. долларов. Прошло некоторое время, и эта корова не стала удовлетворять его требованиям. Но цены на рынке в тот момент были выше, и он продал ее за 8 тыс. долларов. Затем цены несколько упали и он купил хорошую корову за 7,5 тыс. долларов. По каким-то причинам через год он ее продал за 4 тыс. долларов и купил новую за 3 тыс. долларов. Еще через год он решил окончательно порвать с фермерским хозяйством и продал корову за 10 тыс. долларов, поскольку цены опять стали высокими. С каким результатом он вышел из всех сделок — с убытком, прибылью или с тем же капиталом? Во сколько (в тыс. долларах) оценивается результат?»

Условие задачи необходимо прочитать несколько раз, чтобы каждый его запомнил. Читать следует целиком, чтобы не сделать невольных подсказок.

После того как каждый из участников решит задачу, ведущий спрашивают о полученных результатах. Все участники делятся на группы в соответствии с полученными ответами. Если у всех ответы разные (правильный ответ - прибыль 4 тыс. долларов), то группы составляются по принципу наибольшей близости результатов. Оптимальное количество - 3-5 групп, не менее 2-3 человек в каждой.

Инструкция группам: «Вы должны разработать совместный план убеждения других групп в собственной правоте».

После того, как планы разработаны и ведущий почувствовал, что группы могут работать согласованно, каждая из групп по очереди выступает со своими доводами. При этом лучше начинать не с той группы, у которой результат наиболее правильный. Выступающих в ходе доказательства прерывать нельзя.

Ведущий выясняет, не переменил ли кто-либо из участников своей точки зрения. Если такие есть, то они подключаются к соответствующим группам. Затем начинается дискуссия, в которой каждая группа пытается убедить других в правильности своего результата.


В итоге вес должны прийТИ К ОДНОМ) рМуЛЬТВТ)

Обсуждение хода решения ЗИДВЧИ В СООТИвТСТВИИ СО ИСТуПЛеИИСМ ведется по двум темам: МСЖЛИЧНОСТНОС ВЗВИМ0ДСЙСТВИ1 В ГфОЦеСОе убеждения (меньшая чаем, времени) и ВЛГОриТМ ПРИНЯТИЯ решения (большая часть времени).

Поскольку на обсуждение первой темы остается мало времени, пучше строить em на сравнении выявившихся на тором занятии особенностей межличностного взаимодействия с их поведения в ходе

убеждения. Кроме того, решение задачи дает возможность участникам группы понять свои особенности не в формальном, а в деловом общении. Участники группы смогут лучше понять отличие делового общения от неформального, если ведущий расскажет им об основах транзактного анализа и ролях Родитель, Взрослый, Ребенок.

Объяснение ведущего: «В общении каждый человек, независимо от возраста, может играть три роли: Родитель, Взрослый, Ребенок. Если мы говорим о том, что правильно или неправильно, что хорошо или плохо, на что надо обратить внимание, а на что его обращать не стоит, - мы находимся в роли Родителя.

Ребенок - это наши чувства и реакции на самих себя, запас информации о событиях нашей внутренней жизни. Это то, как видит ребенок внешние события и реагирует на них.

Взрослый - это независимый человек-компьютер, который перерабатывает всю информацию (в том числе и для Родителя, и для Ребенка), может сам сделать выводы и принять решение на основе того, что правильно сейчас. Взрослый - это наше умение рационально мыслить на основе объективных факторов.

В неформальном общении все три роли встречаются одинаково часто (хотя у каждого человека «пропорции» ролей различны). В деловом же общении чаще преобладает роль Взрослого. Все конфликты, связанные с непониманием одним человеком другого, обычно проистекают от несовместимости ролей (например, когда один человек в роли Ребенка просит участия и защиты, а второй с позиции Взрослого объясняет ему, что надо было сделать в данном случае)».

Обсуждение второй темы происходит в форме усвоения алгоритма принятия решения с опорой на примеры решения задачи «Корова».

Объяснение ведущего: «Человек часто оказывается в ситуации выбора: поступать в вуз или идти работать; какой факультет выбрать; выйти замуж или продолжать учиться; поступать в аспирантуру или идти работать; ехать по распределению или нет и т.д. Таким образом, человек оказывается в ситуации принятия решения. Для очень многих подобная ситуация оказывается стрессовой. О причинах такою отношения к необходимости принимать решения мы говорили на


первом занятии: с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой - он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. Поэтому простое знание некоторых правил уже во многом облегчает принятие решения. Каковы же эти правила?

Процесс принятия решения исследователи разделяют на несколько этапов:

1. Сбор возможных вариантов решения. На этом этапе задачей человека становится сбор как можно большего их числа -глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих. Все идеи лучше записать и подвергнуть первичному анализу.

2. Сбор информации по каждому варианту решения. Чем полнее информация, тем с большей уверенностью можно будет принять или отвергнуть путь решения проблемы. На этапе сбора информации некоторые идеи уже отвергаются.

3. Исследование шансов успешности в каждой альтернативе. На этом этапе человек ищет ответ на вопрос: «Могу ли я на деле осуществить данный вариант?»

4. Связь каждой альтернативы с целями и ценностями человека. Иногда наиболее успешный путь решения конкретной проблемы не соответствует общим принципам человека, его этическим нормам или жизненным целям. Поэтому на данном этапе идут поиски такого решения, которое бы учитывало данные факторы.

5. Разработка конкретного плана действий и определение факторов, способствующих и препятствующих данному варианту решения проблемы.

6. Формулировка плана действий для новых возможностей и нового развития. Это очень важный этап принятия решения. Человек должен всегда иметь перспективные цели, только в этом случае его развитие не остановится. Поэтому решать частные проблемы необходимо в русле перспективного развития и их решение не должно препятствовать развитию.

Особо хотелось бы обратить внимание на то, что истинное решение никогда не ведет к тупику. Оно должно создавать человеку возможности для дальнейшего развития».

Техника «Плюс, минус, интересн о » (50 мин)

Задача: использовать знание алгоритма принятия решения в собственной ситуации выбора профессии.

Инструкция: «Найдите в своих тетрадях таблицу, которую заполняли на первом занятии. Выберите из нее профессию (именно


профессию), наиболее нам интересную ЕСЛИ III' MiMU'li" lililftpil'l'ii

профессию, то выберите интере< mm увлечение (впишите эту

профессию или интерес. Начертите новую гвблицу

((цепка и|1()(|к'(сии

 

Плюс Минус Иптср ч мо  
           
           
-> j          
         
           
           
           
           

Запишите в первой колонке таблицы как можно больше плюсов, которые у вас появятся, если вы получите эту профессию и станете по ней работать. Во второй колонке проставьте как можно больше минусов этой же ситуации. В третью колонку запишите как можно больше интересного (например, интересно, а как я буду жить, если получу эту профессию, кто станет моими друзьями, как я буду выглядеть и т.д.). Старайтесь, чтобы в каждой колонке было не меньше десяти вариантов».

На работу отводится 15 мин. По окончании каждый член группы зачитывает свою профессию и ответы в таблице. Члены группы могут задавать вопросы, уточнять, дополнять, подсказывать. Все дополнения участники заносят в таблицу.

После обсуждения каждый член группы отвечает на вопросы: «Что нового о выбранной профессии я понял или узнал?», «Чем могут быть полезны эти знания в дальнейшем?»

Обсуждение ведется с опорой на примеры из хода решения задачи. Цель обсуждения - усвоение и разбор на конкретном примере алгоритма принятия решения.

Выходная рефлексия

Домашнее задание

1. Проанализировать хотя бы один случай принятия реального решения с точки зрения усвоенного алгоритма, найти ошибки и удачные моменты в решении.

2. Выбрать еще одну профессию и заполнить такую же таблицу. Сравнить таблицы двух профессий и с опорой на них решить, какая профессия вам подходит больше и какая для вас более реальна. Что нужно сделать, чтобы добиться своей цели?


 




Занятие 4 Эмоциональное отношение к выбору профессии

Цель: осознать собственное эмоциональное отношение к выбору и его влияние на выбор. Задачи ведущего:

• С помощью рисунка выявить эмоциональное отношение к необходимости принять решение о выборе профессии;

• Обсудить влияние эмоционального отношения к деятельности на успешность деятельности и удовлетворенность ею;

• Обсудить, из чего складывается эмоциональное отношение, и каким образом можно его изменять.

Техники: «Проективный рисунок», «Шестое чувство».

Необходимое оборудование: тетради, ручки, простые карандаши, стандартные листы бумаги.

Ход занятий:

Вступление ведущего (2-3 мин)

Задачи: выстраивание логики всего цикла встреч, введение в тему данного занятия.

«На предыдущих занятиях мы говорили о том, что выбор профессии требует, прежде всего, знаний - о себе самом, о мире профессий, а также умений, основанных на знаниях, - по принятию решения, по планированию и т.д. Но жизнь человека и его действия всегда основываются не только на знаниях, но и на отношениях, эмоциях. При оценке любой профессии и любого своего действия мы говорим: «нравится - не нравится», «хочется - не хочется», «плохо - хорошо» и т.д. Часто бывает и так, что мы не в состоянии высказать свое отношение. Но даже в этом случае наше отношение влияет на то, что мы делаем, то, о чем и как говорим. Поэтому осознавать свои эмоции, причины, по которым они возникли, очень важно. Только на основе осознания мы можем контролировать их и изменять в случае необходимости».

Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия (10-15 мин)

Происходит аналогично второму занятию.

«П роективный рисунок» (1,5-2 часа)

Работа над темой начинается с того, что каждый из участников выполняет рисунок на тему «Эмоции (мысли), которые возникают у меня, когда я думаю о своем выборе профессии». Рисунок делается простым карандашом на листе бумаги обычного формата. Никаких пояснений в инструкции не делается. Можно лишь пояснить, что это не обязательно должно быть изображение человеческого лица.


Для интерпретации и последующего обсуждения И11Ж1-Ю, чтобы ведущие хотя бы приблизительно заметили врОМЯ, ЪВТрвЧСННОе на рисунок. Длительность процесса рисования мим патентного мормона до рисования прямо пропорциональна грудности гемы для участников группы.

Рисунки необходимо подписан, (можно по имени) и отдать ведущему.

Обсуждение происходит следующим образом: по кругу пускается один рисунок. Каждый из членов группы (или по два человека) должен сказать, что он видит на рисунке и каково его впечатление. Ведущий может задавать вопросы:

• Что из изображенного на рисунке ближе его автору (если нарисовано несколько вариантов выбора)?

• Что позволяет сделать такой вывод?

• Как можно описать изображенное отношение?

При этом каждый из участников группы должен высказать свое суждение. Таким образом, каждый член группы получит обратную связь от каждого товарища и сможет сопоставить мнение большого числа людей о своем отношении к выбору (косвенно - о выборе).

Завязавшуюся дискуссию ведущие должны направлять на достижение всеми понимания роли позитивных и негативных эмоций в деятельности (а также эмоций нерешительности, неуверенности и т.д.). Предположить заранее, какой комплекс отношений окажется в группе, очень трудно. Поэтому ведущий должен обладать общими сведениями о влиянии отношений на успешность деятельности.

Второй темой дискуссии должно стать обсуждение причин, составляющих основу отношений. Только разобравшись в причинах, можно управлять эмоциями и отношениями.

Очень часто рисунок отражает отношение не только к выбору профессии, но и к выбору общего жизненного пути, или отражает основные жизненные цели. Например, девушки иногда рисуют себя в нескольких ролях - на работе и в кругу семьи. Причины подобною разделения жизни также могут стать темой обсуждения. Встречаются изображения точки выбора как барьера, или непроницаемой стены, стоящей поперек дороги (в конце дороги часто рисуют солнце), или тоннеля с маленькими отверстиями, через которые можно эту стену обойти. В этом случае необходимо уточнить, при каких условиях человек пойдет в обход стены и с какой «ценой» связан подобный обход. Кроме того, ребята обычно приходят к выводу, что при подобном отношении к проблеме принятия решения «стена» только кажется единственной. Как только ее обойдешь, сразу вырастает новая. Необходимо научиться «разбивать стену», правильно принимая решение.


Еще один встречающийся вариант рисунка - темная дорога, часто поднимающаяся в гору, на вершине которой - признаки материального благополучия. Темная дорога обычно олицетворяет долгую жизнь при самоограничении с целью иметь к определенному возрасту (обычно после 30-40 лет) материальный достаток. Для обсуждения можно выбрать тему: «Стоит ли в течение долгих лет «откладывать жизнь на завтра»?»

Иногда рисунок говорит не об отношении к выбору, а не о нежелании человека раскрывать это свое отношение (либо целиком зачерненный, либо весь исчерканный линиями, либо поверхностное, ни о чем не говорящее изображение). Такие рисунки в числе остальных пускаются по кругу. Работа с ними ведется в зависимости от настроения, возникающего у рисовавшего. Если автор устно высказывает свое отношение либо выражает желание сделать новый рисунок, это стоит поддержать. Если такого желания не возникает, его оставляют в покое.

Чисто фактологические рисунки (например, изображение сути или атрибутов нескольких профессий) необходимо обсуждать в терминах ЭМОЦИЙ и отношений.

Интерпретацию отдельных деталей рисунков следует проводить с большой осторожностью (даже ведущего для самого себя). По нашему мнению, она должна составлять профессиональную тайну и не провоцировать вопросы со стороны группы.

В ходе обсуждения можно выйти на более общие темы, например: «Как настроение и установка на успех или неуспех влияют на выполнение задуманного дела». Эмоциональный компонент зрелой личности в целом проявляется в следующем:

• В положительном эмоциональном настроении;

• В жизненном оптимизме;

• В эмоциональной уравновешенности;

• В переносимости неудач.

Можно попросить групггу"подумать над вопросами: «Как постоянно поддерживать у себя эти качества?», «Что влияет на их возникновение и существование?»

Если ведущему кажется, что дискуссия затянулась и интерес к ней пропадает, или если есть необходимость закрепить какие-то темы обсуждения, то можно выполнить небольшие упражнения. Игра «Шес т ое чувство» (30 мин)*

Игра не является обязательной на занятии. Она возможна, если группа не хочет глубоко обсуждать предыдущую тему (в силу глубокой личной значимости темы) либо если большинство членов группы * Практикум по социапьно-психопогическому тренингу / Под ред Б.Д.Парыгина


стремятся выбран, профессию в сфере «человек человек» В ном случае одной из причин неуверенности в выборе часто является почни. не достичь понимания в общении с икни.ми Игре применяется цля более четкой локализации причин неуверенности,

С помощью игры «Шестое чувство» участники могут проверить спою способность оценивать образ мышления группы людей. Количественную оценку получает также способность попять других, увидеть нечто их глазами. Ведущий выбирает ИЗ приводимого ниже списка от 10 до 20 «обращений». Он зачитывает их одно за другим через достаточные промежутки времени.

Задача игроков: выбрать ответ, который наиболее вероятно даст большинство участников. Рядом с порядковым номером пункта необходимо написать ответ, который предположительно даст большинство присутствующих. При этом участники не имеют права обмениваться мнениями (жестами, мимикой), лучше всего соблюдать полную тишину. Ответы не должны выражать личные вкусы, привязанности, увлечения, не должны демонстрировать оригинальность и находчивость.

1. Орел или решка?

2. Назовите один из месяцев года.

3. Запишите следующие числа: 7, 13, 99, 100, 258, 555. Обведите кружком одно число.

4. Запишите следующие слова: легкие, сердце, печень, тючки. Обведите кружком одно из них.

5. Запишите сочетание цветов: красный и голубой, зеленый и фиолетовый, коричневый и серый, золотой и пурпурный. Обведите одно из сочетаний.

6. Нарисуйте кружок, квадратик, треугольник, волнистую линию и обведите одну из фигур.

7. Приведите название какой-нибудь песни.

8. Назовите какое-нибудь здание.

9. Назовите денежную сумму.

10. Назовите конкретную статую (скульптурную группу).

11. Назовите какой-нибудь продукт питания.

12. Назовите музыкальный инструмент.

13. Назовите воинское звание.

14. Назовите одну из научных дисциплин.

15. Напишите букву.

16. Напишите слог.

17. Напишите слово.

18. Поставьте несколько точек.

19. Напишите число.


20. Подумайте, какой подарок (не деньги) пришелся бы кстати всем присутствующим.

21. Назовите болезнь.

22. Назовите нечто, что люди ценят.

23. Напишите понятие, связанное с причиной, по которой мы здесь собрались.

24. Напишите изречение, связанное с агрессивностью.

25. Напишите изречение, связанное с любовью.

26. Напишите время (положение двух стрелок на циферблате).

27. Назовите черту характера.

Ведущие могут придумать обращения по своему усмотрению.

Когда игроки запишут ответ на последний пункт, ведущий начинает подсчет баллов. На каждый пункт зачитывается вариант ответа. Все игроки, выбравшие его, поднимают руки. Балл равен количеству игроков, выбравших одинаковый вариант ответа, минус единица. Например: на первый пункт ответ «орел» выбрало 5 игроков, ответ «решка» - 8 игроков. Выбравшие «орел» проставляют себе по 4 балла каждый, выбравшие «решку» - по 7 баллов. Если игрок оказывается в единственном числе, он ставит себе 0 баллов. Выигрывают участники, набравшие максимальное количество баллов.

В ходе обсуждения причин выбора того или иного ответа оказывается (особенно у игроков, набравших мало баллов), что член группы выдвигает собственные мотивы, а не мотив «выбор большинством членов группы». Причины подобного расхождения между инструкциями и объяснениями могут стать предметом обсуждения. Об игроках, набравших много баллов, можно сказать, что им хорошо удается «вчувствование» во внутренний мир других и оценка их реакций (хотя доказательства этого имеют только вербальный характер).

Полученные результаты можно использовать: а) в качестве основы для некоторых психодиагностических замечаний; б) в качестве материала, используемого игроками для самопознания.

К пункту «а»: об игроках, которые наберут большую сумму баллов, можно сказать (в добавление к тому, что уже отмечалось выше), что они обладают способностью устанавливать интеллектуальный контакт с внешним социальным окружением и проявляют к нему повышенный интерес. Обычно они отличаются и более высокой социальной адаптированностью. Игроки, набравшие небольшую сумму очков, непрактичны, относительно мало обращают внимание на свое социальное окружение, бывают, возможно, слишком озабочены собственными проблемами.


К пункту «б»: сравнивая свои результаты в баллах с результатами остальных участников, каждый игрок получает представление о себе. В результате он может внести исправления в самооценку, избежать пере­йди недооценки. Игра дает возможность непосредственной эмпирической проверки нашей способности «оценивать», трудно поддающейся в обычной жизни количественной оценке.

В соответствии с указанием ведущего игроки излагают ход своих мыслей («ключи»), сравнивают и эмпирически проверяют их эффективность. Тем самым они получают возможность увидеть специфику своих размышлений. Ценным является переживание буквального «ощущения» некоторых из барьеров в процессах мышления. Сталкиваясь с более качественным ключом, нередко думаешь: «Ну почему такая простая вещь не пришла мне в голову?!»

Иногда после окончания игры можно услышать высказываемое некоторыми игроками мнение, что большая сумма набранных баллов свидетельствует о посредственности, стадности, конформизме. Это не так. Игроки записывают сделанный ими выбор после того, как ознакомятся с условиями игры, получив указание отгадать, какой выбор будет самым частным, самым обыкновенным. В ходе игры участники специально стараются думать так, как требуется; в других условиях их мышление может быть весьма оригинальным.

Заканчивается встреча кратким резюме.

Выходная рефлексия Домашнее задание

Проанализировать (с рисунком или без него) свое эмоциональное отношение к какой-либо бытовой ситуации (к выполнению домашнего задания, к разговору с родителями, с друзьями, необходимости что-то сделать и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: