Занятие 9 Применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессии




Цели: закрепить полученные в ходе занятий по самопознанию знания и навыки, применив их к анализу конкретной ситуации; в ходе обсуждения предложенной ситуации активизировать размышления по поводу собственной ситуации выбора профессии.

Задачи ведущего:

• организация конструктивной дискуссии и самостоятельной работы группы;

• ликвидация пробелов в знаниях, усваивавшихся группой на предыдущих занятиях.

Техники: ситуация по выбору профессии, работа с алгоритмом принятия решения.

Необходимое оборудование: тетради с записями предыдущих встреч, ручки.

Ход занятия:

Вступление ве дущего (2-3 мин)

Задачи: кратко повторить смысл предыдущей встречи; напомнить о важности обратной связи при формировании представлений о самом себе.

Впечатления от предыдущей встречи и анализ выполнения домашнего задания (15-20 мин)

Аналогично второму занятию.

Ситуация по выбору профессии (50 мин)

Основная задача ведущего — дать группе возможность поработать как самостоятельной единице. Роль ведущего — наблюдать, давать необходимые для обсуждения справки, контролировать конструктивность дискуссии, актуализировать знания, приобретенные членами группы. Для хода обсуждения будет лучше, если ведущий выберет свою ситуацию, известную ему из опыта консультативной работы или из жизни.


Например, ситуация: «На консультации к психологу-профконсультанту пришла девушка, окончившая среднюю школу. Дело было в начале июля, перед вступительными экзаменами в вузы. Она обязательно хотела поступить в вуз в этом году, но не знала в какой.

До 10-го класса Юля (так мы назовем девушку) хотела быть юристом. Она представляла себя либо адвокатом, либо следователем уголовного розыска. Мечтала стать юристом и ее подруга, которую Юля считала умнее и способнее себя. Подруга раньше на один год окончила школу, поступала на юридический факультет и провалилась на экзаменах. Юля очень переживала за подругу и решила не поступать на юридический, так как была уверена в своем провале.

Кроме профессии юриста Юля интересовалась математикой. Она успешно училась по этому предмету, но в 9-м классе к ним пришел новый педагог, которого они невзлюбили так сильно, что совсем перестали учить математику. Поэтому Юля опасалась провала на экзамене из-за больших пробелов в знаниях. Из профессий, связанных с математикой, ей больше всего нравилось программирование. Учителем математики она не хотела быть ни в коем случае. (Конкурс на прикладную математику был гораздо выше, чем на обычную.)

Юля подумывала и о профессии экономиста. Ее мама работала бухгалтером, поэтому Юля неплохо знала суть профессии. Но мама категорически возражала против такого выбора, так как считала, что бухгалтерия - удел женщин-неудачниц с плохой личной судьбой. Возражения ее были резкими и носили ультимативный характер. Юля была очень неглупой девочкой с аналитическим складом ума. Общительна. Хорошо играла на гитаре, гуманитарий. Поступить она хотела именно в этом году.

Что ей делать, если до вступительных экзаменов оставалась всего неделя?»

Ведущий может давать любые справки — о проходных баллах и конкурсе, характере возможной будущей работы, о характере девочки и ее увлечениях и т.д.

Справка. Юля выбрала чистую математику, так как туда было легче всего поступить, и там был очень популярный в городе клуб самодеятельной песни. Потом она работала программистом-оператором. Затем самостоятельно с помощью различных тренингов освоила основы психологических знаний. В настоящее время работает программистом и в качестве игротехника ведет деловые игры. Анализ своего решения по выбору профессии (1 час)

После разбора ситуации по выбору профессии и актуализации на этом примере всех полученных в ходе занятий знаний и навыков члены


группы переходят к анализу собственного решения о импорт-профессии.

Для этого ведущий просит членов группы просмотрен, и еоорить воедино все записи, касающиеся их собственного мыборп профессии

• Занятие 1 — информационная карта со всеми дополнениями и изменениями.

• Занятие 2 — межличностное взаимодействие.

• Занятие 3 — алгоритм принятия решения и таблицы нншпгш профессий.

• Занятие 4 — свое эмоциональное отношение к пыбранпым профессиям.

• Занятие 5 — самоописание способностей, список профессий, выбранных в соответствии с самоописанием, и список конкретных шагов по достижению идеала.

• Занятие 6 — список ценностей и соответствующих им профессий, а также список целей и соответствующих им профессий.

• Занятие 7 — самоописание личности и список соответствующих им профессий.

• Занятие 8 — свое представление о себе через 10 лет, а также всех записей о дополнительно проделанной индивидуальном работе (чтение книг, встречи с представителями профессий и т.д.).

На основе всей собранной информации участники группы письменно выполняют работу по выбору профессии на основе алгоритма принятия решения. Работать необходимо вдумчиво, не отвлекаясь. Члены группы могут обсуждать моменты, вызывающие сомнения, с ведущим группы. Время на выполнение задания 20-30 мин. Ведущий следит, чтобы в группе не возникали дискуссии. Каждый работаем самостоятельно.

После выполнения задания участники обмениваются мнениями, отвечая на вопросы:

1. Кто пришел к окончательному решению о выборе профессии?

2. Выполнение каких пунктов алгоритма вызывало наибольшие трудности?

3. Чего не хватает для окончательного принятия решения9 и т.д.
Ведущий подводит итоги встречи.

Участники группы могут не принять окончательного решения. Главное, что в ходе занятий участники группы научились, как это надо делать, и смогут применить знания (полностью или частично) в любой жизненной ситуации.

Выходная рефлексия 63


Занятие 10 Профессиональная готовность

Цель: обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии. Задачи ведущего:

• проверить усвоенные навыки и знания, разъяснить то, что члены группы не до конца поняли;

• особо уделить внимание тому, что усвоенные навыки и знания пригодятся им в течение всей жизни. При использовании приобретенных навыков человек сможет обдуманно и осознанно строить свою жизнь, понимать причины неудач и избегать их, опираясь на удачи.

Техники: ответы на вопросы, «Дорога в жизнь», «Эмоциональное отношение к выбору».

Необходимое оборудование: тетради, ручки, листы с напечатанными на них вопросами, стандартные листы бумаги, карандаши, Ход занятия:

Впечатления от предыдущей встречи (15-20 мин) Аналогично второму занятию.

Вступление ведущего (5 мин) Задача: краткое подведение итогов всего цикла встреч.

Ответы на вопросы (15-20 мин) Каждому участнику группы дается лист бумаги с вопросами:

1. Что я ожидал(а), начиная ходить в группу?

2. а) Насколько совпали мои ожидания с тем, что я увидел(а)? б) В чем именно совпали? в) В чем именно не совпали?

3. Что нового я узнал(а) на занятиях?

4. В чем мне помогла группа?

5. Что мне больше всего понравилось?

6. Было ли на занятиях что-то, что меня удивило?

7. Что мне на занятиях не понравилось?

8. Хотел(а) ли бы я снова ходить на подобные занятия?

9. Что бы я еще хотел(а) увидеть, узнать на занятиях?

10. Что в ходе занятий изменилось в моих представлениях о выборе профессии?

1 1. Какие аргументы я бы привел(а), советуя знакомым посещать подобные занятия? Цель ведущего — получить обратную связь от участников группы, а также материалы для оценки эффективности работы группы. Поэтому желательно, чтобы ответы давались развернутые.


После заполнения опросника каждому можно i.i in и, шшрщ i.i

• Каком одной фразой можно вира ни i. нпк'и.Г'

• Что изменилось в вашем отношении к nutiops профси и и'.'

Ответы на во просы (20-.!5 мин)

Задача: ответить на вопросы, которые остались пеньпнчн-пиммп ни других занятиях.

Отвечая на вопросы, необходимо повторить мысль " шм, нт

приобретенные навыки и знания являются необходимыми не ммн.м» па

этапе выбора профессии, но помогут осознанно подходим, к

организации жизни на любом ее этапе, в любых ситуациях.

Проектив н ый рисунок «Дорога в жизнь» (30 мни)

На больших листах бумаги (по числу членов группы) рисуется символическая дорога, уходящая к горизонту. Листы подппсынаюкя, и все участники группы рисуют на каждом листе пожелания для ангора рисунка и свое представление о его жизни. Желательно, чтобы они касались всего пути. Пожелания могут быть двоякие: чего достичь и чего избежать. Если хозяин листа захочет, рисовавшие моту' дан. пояснения.

«Эмоциональное отнош ен ие к выбору проф ессии » (10 мни)

Участники группы вновь рисуют на тему «Эмоциональное отношение к выбору профессии», уже не обсуждая рисунок, для диагностики эффективности работы группы.

Выходная р е флексия

Эффективность занятий оценивается при помощи методики «Профессиональная готовность». Участники отвечают на вопросы методики перед началом занятий и после их окончания.

Список литературы:

1. Чернявская А.П. Развитие уровня готовности личности к выбору профессии. - Киев, 1990

2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М, 1986

3. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д.Парыгина

4. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь. М., 1990

5. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. ■ М., 2001



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: